Станислав Тарасов: Эрдоган похоронит наследие Назарбаева
Совещание по взаимодействию и мерах доверия в Азии (СВМДА) на уровне глав государств и правительств в Стамбуле готовилось долго и тщательно. Потому, что с момента, когда в 1992 году на 47-й сессии Генассамблеи ООН президент Казахстана
Первое: поддержать идею Анкары о широкой интеграции всего тюркского мира. Второе: создать Союз государств Центральной Азии, четыре из которых являются тюркскими. Второй проект провалился, поскольку его поддержал только Бишкек. Первый, по предложению президента Нурсултана Назарбаева, стал вроде бы структурироваться. В 2008 году в Стамбуле при участии спикеров парламентов четырех стран - Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции - была создана Парламентская Ассамблея тюркозычных стран (ТюркПА). Но тут пришлось столкнуться с амбициями Анкары, которая стала выступать в роли "старшего брата". Усматривая в стремлении к интеграции бывших советских "тюркских республик" слабость, желание как можно дальше дистанцироваться от Москвы, Турция в начале 1990-х годов создала специальное министерство, "отвечающее за связи с родственными государствами, лежащими восточнее ее границ".
Но Астана предпочитала все же вести самостоятельную игру, развивая СВМДА таким образом, чтобы при необходимости растворить "тюркскую солидарность" в огромном азиатском пространстве. (Напомним, что в состав СВМДА в качестве постоянных членов входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Иордания).
Ситуация стала меняться тогда, когда Казахстан стал председателем европейской структуры - ОБСЕ. В одном из первых своих интервью министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев уже подчеркивал приверженность "основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ" и заявлял о готовности "внести вклад в укрепление мира и безопасности, повышение доверия в рамках ОБСЕ, растянувшейся от Ванкувера до Владивостока". Поэтому нынешнее решение реанимировать работу уже подзабытой структуры (второй саммит СВМДА проходил 7 июня 2006 года в Алма-Ате) в новых условиях, по идее, должно было позиционировать усиливающееся международное положение Казахстана. Но и тут возникло сразу несколько проблем. Прежде всего, необходимо было определиться с геополитической институционализации СВМДА. Как заявил в Стамбуле Канат Саудабаев, сейчас речь идет уже не об азиатском аналоге ОБСЕ, а о "создании моста между ОБСЕ и СВМДА".
Но в Азии строительство разных "мостов", особенно без устойчивых политических опор, дело ненадежное. Затем необходимо было разработать такую повестку дня саммита СВМДА в Стамбуле, чтобы можно было говорить о новой инициативе Казахстана в деле укрепления мира и безопасности в масштабах всего азиатского региона. Ничего из задуманного не получилось. Сценарий был испорчен конкретными событиями.
Дело в том, что до недавнего времени Турция считалась одним из наиболее лояльных к Израилю исламских государств. Поэтому такие страны, как Казахстан и Азербайджан, расширяющие многоплановые отношения с Израилем, вписывались в существующую схему. К тому же израильские политики не скрывали, что всегда активно поддерживали любые международные инициативы президента Назарбаева, особенно по части СВМДА - единственной региональной организации, в деятельности которой Израиль принимал участие вместе с арабскими странами, Палестиной и Ираном. Однако после нападения израильских военных на международный гуманитарный конвой "Флотилия свободы" отношения между Турцией и Израилем резко обострились. Турецкий парламент потребовал от правительства пересмотреть отношения с Израилем, отказаться от реализации совместных международных проектов. В этой связи некоторые эксперты считают, что будь Астана заранее извещена о таком развитии событий, то постаралась бы перенести саммит СВМДА на другое время. А сейчас пришлось выбирать, чтобы не испортить отношения с Израилем и не подорвать политическое доверие Турции, которой в сложившихся условиях необходима, если не реальная поддержка, то хотя бы проявление международной солидарности. В некотором смысле врасплох был застигнут и Азербайджан. Он специально к саммиту СВМДА в Стамбуле приурочил подписание соглашения с Турцией в сфере природного газа.
В итоге Казахстан и Азербайджан выступили с очень обтекаемыми формулировками относительно инцидента в Средиземном море. Выступая на саммите СВМДА в Стамбуле, Назарбаев призвал конфликтующие Турцию и Израиль наладить конструктивный диалог "через реализацию наработанного в СВМДА инструментария, включающего меры доверия". Но как это сделать, если Анкаре до 2012 года передано председательство в этой организации и она не собирается отступать от намеченных рубежей?
На востоке в таких случаях говорят: "Запрягали лошадь для бека, а на нее вскочил падишах". Речь идет о тактике действий в Стамбуле России. С одной стороны, глава правительства
Что же касается подписанного газового соглашения между Азербайджаном и Турцией, то, по словам премьер-министра Турции Эрдогана, "речь идет о не очень его огромном количестве, да и то только в рамках потребностей страны". Это мнение поддержал и Владимир Путин. Он заявил, что поставки из месторождения "Шах-Дениз-2" несопоставимы с поставками газа из России. Поэтому предполагаемое многими турецкими СМИ наполнение газопровода NABUCCO газом из азербайджанских месторождений несостоятельно, поскольку, по словам российского премьера, "одного газа из Азербайджана для этого недостаточно.
Отметим еще один важный момент. Выступая на саммите в Стамбуле, президент Ирана
Но если перевести взаимоотношения Ирана как с Россией, так и с Турцией в конкретную плоскость, выводя за скобки ядерную проблему, то речь можно вести о развитии энергетического сотрудничества в треугольнике Тегеран-Москва-Анкара. При этом можно быть уверенным в том, что мировому сообществу все же удастся и отвести от Ирана военный удар, и удержать Турцию от резких шагов в отношении Израиля. В то же время Анкара вряд ли будет стремиться сохранить докризисный статус-кво. Да и Иран, похоже, уже обвыкся купаться в лучах внимания большой политики.
Таким образом, на Ближнем Востоке вырисовываются контуры нового блока, членами которого могут стать Россия, Турция, Иран, Сирия, и даже Ливан. Если обозначенное "содружество" станет реальностью, то геополитический расклад в этом регионе мира изменится радикально. Но сегодня очевидно только то, что Израиль теряет лидирующие позиции на Ближнем Востоке, а вместе с этим и рушатся и те коалиции на постсоветском пространстве, которые он использовал в качестве своего тылового обеспечения. Поэтому нельзя исключать, что Турция во время своего председательства в СВМДА либо попытается использовать в своих интересах потенциал этой структуры, либо политически уничтожит детище Нурсултана Назарбаева.