Сергей Шиптенко: Чем Лукашенко-старший может заинтересовать Алиева-младшего?
Визит президента Белоруссии
На самом деле Азербайджан интересен Западу и странам Центральной и Восточной Европы именно как поставщик нефти, а не лидер в области информатизации или экологических стандартов. С целью превратить эту постсоветскую республику в нефтяного донора и приглашали ее в
Белорусские эксперты давно обсуждают вопрос диверсификации поставок углеводородов. Судя по всему, Венесуэла не стала достойной альтернативой России. Логистика поставок каспийской нефти не менее проблемна, чем южноамериканской. Единственное, что объединяет оба этих направления поставок нефти в Белоруссию - политическая специфика.
И Чавес, и Алиев-младший фактически единолично решают все вопросы, связанные с поставками "черного золота". В этом смысле Александру Лукашенко проще иметь дело с такими партнерами.
В принципе, поставки каспийской нефти в Белоруссию возможны уже в IV квартале текущего года. Технически можно реализовать проект по ее доставке танкерами с перегрузкой в Одессе на железнодорожный транспорт, а со следующего года, если все удачно сложится - через нефтепровод
Главное в истории с диверсификацией поставок нефти в Белоруссию - цена вопроса. В настоящее время оптимальные условия импорта (как по цене, так и по другим характеристикам) предлагает Россия. Схема отработана десятилетиями и максимально оптимизирована. Совершенно ясно, что те, кто продвигает альтернативные проекты, во главу угла ставят политический и даже идеологический аспект, а не меркантильный. Ключевое слово в обсуждении данной темы не "выгода" (экономическая целесообразность), а "суверенитет" (от слова "суверен" в средневековой трактовке).
Вторым по значимости вопросом, который комплексно могут решить А.Лукашенко и И.Алиев, может стать увеличение экспорта продукции белорусского машиностроения и ВПК. Для Белоруссии, теряющей российский рынок, освоение рынков Азии и Латинской Америки является чрезвычайно важным вопросом. Загруженность складов и выживание целых отраслей - проблема, которая в контексте фактически начавшейся президентской кампании приобретает для руководства Белоруссии особый акцент.
В настоящее время белорусско-азербайджанский товарооборот оценивается как очень низкий по всем показателям. В 2009 году он составил менее 125 млн долларов. Дело не только в пресловутом кризисе, повлиявшем на покупательскую способность азербайджанцев, но и в потребительских качествах белорусской продукции, которая не выдерживала конкуренции с азиатскими производителями. Белорусская делегация приложит все усилия для того, чтобы административный ресурс Баку был задействован "правильно".
Азербайджанская продукция на белорусском рынке представлена слишком скромно. Самым известным продуктом является, пожалуй, гранатовый сок, который не могут позволить себе большинство белорусов. Поставки прочих видов продукции из этого солнечного края наталкиваются на "импортозамещение" и прочие специфические особенности "белорусской модели".
Но самое любопытное во всей этой истории - предложения белорусской стороны. Ничего уникального - в плане продукции, услуг или технологий - Азербайджану Белоруссия предложить не может. Возникает закономерный вопрос: чем Лукашенко-старший может так заинтересовать Алиева-младшего, чтобы тот проявил к Минску большую лояльность, нежели к Москве или Брюсселю? И ответ на этот вопрос мы получим в ближайшее время.
Впрочем, скептики считают, что вопроса как такового нет, нет никакой интриги, а есть извечный процесс выживания осколков империи.
Сергей Шиптенко, главный редактор журнала "Новая экономика" (Белоруссия)