Александр Кустов: Дело Кононова: По вине России победила ложь
Пересмотр истории
Полагаю, что на столь высоком уровне говорить лишь о деле Кононова против Латвии совершенно неверно. Точно также как и неверно говорить только о вине судей, проголосовавших за откровенно неверное решение. Этому решению предшествовали длительные годы действий правоохранительных органов балтийских стран и действий (бездействий) России в лице ее отдельных, но вполне конкретных чиновников.
Будучи непосредственным участником некоторых судебных процессов, узнав о решение
Мне известно о лишь небольшом числе ветеранов, прошедших или не дошедших до финала судебных процессов. Однако и оно дает возможность проследить, как с момента привлечения к уголовной ответственности первого ветерана, бездарно было использовано время, которого было достаточно для того, чтобы воспрепятствовать унижению ветеранов и не допустить пересмотра истории.
* * *
Так, власти Латвии вспомнили об Альфонсе Новикс (1908 г.р.) - главе
В 1997 году в Латвии обвинение за участие в геноциде было предъявлено Соломону Мурину, который покончил жизнь самоубийством в тюремной больнице. 22 января 1999 года в Эстонии Ляэнеский уездный суд признал виновным бывшего оперативного уполномоченного Ляэнемааского отдела МГБ ЭССР Йоханнеса Клаассеппа (1921 г.р.) в причастности к высылке и определил ему наказание в виде 8-летнего тюремного заключения условно с двухгодичным испытательным сроком.
10 марта 1999 года Пярнуский уездный суд признал виновным бывшего оперативного уполномоченного Пярнумааского отдела МГБ ЭССР Василия Бескова (1918 г.р.) в причастности к высылке и определил ему наказание в виде двухгодичного тюремного заключения условно с трехгодичным испытательным сроком. 30 июля 1999 года Пярнуский уездный суд признал виновным бывшего оперативного уполномоченного Пярнумааского отдела МГБ ЭССР Михаила Неверовского (1920 г.р.) за участие в депортации. Суд определил ему наказание в виде четырехлетнего тюремного наказания. 1 ноября 1999 года Таллинский окружной суд освободил М.Неверовского от отбывания реального тюремного заключения, заменив его четырехлетним тюремным заключением условно с трехгодичным испытательным сроком, а в 2000 году Михаил Неверовский скончался.
В ноябре 1999 года в Латвии было возбуждено уголовное дело на бывшего майора
17 марта 1999 года в Эстонии Ярваский уездный суд признал доказанной вину бывшего оперативного уполномоченного Ярвамааского отдела МГБ ЭССР
В 2000 году в Латвии осужден за участие в депортации Михаил Фартбух. Его приговорили к 5 годам лишения свободы. Был освобожден по состоянию здоровья условно-досрочно 13 марта 2002 года, чему предшествовало решение ЕСПЧ о жестоком обращении, выразившееся в несоответствии условий заключения возрасту и состоянию здоровья заключенного.
31 октября 2002 года Таллинский городской суд признал виновным бывшего старшего оперативного уполномоченного Харьюмааского отдела МГБ ЭССР
В 2003 году направлено в Саареский уездный суд уголовное дело в отношении 12 лиц, обвиняемых в депортации. Это - бывшие оперативные уполномоченные Сааремааского отдела МГБ ЭССР Рудольф Сисаск (1926 г.р.), Степан Никеев (1924 г.р.), Борис Лохо (1918г.р.) и Альберт Колга (1924 г.р.). Это - сотрудник центрального аппарата МГБ ЭССР Аугуст Кольк (1924 г.р.). А также - милиционеры Сааремааского отдела
В 2003 году латвийским судом был осужден гражданин России Николай Владимирович Тэсс, приговоренный к 2 годам лишения свободы условно за "участие в геноциде латвийского народа". Умер, не дождавшись решения ЕСПЧ. Владимир Федорович Пенарт в 2002 году эстонским судом приговорен за "преступления против человечества" к 8 годам заключения условно с трехлетним испытательным сроком. Поданная жалоба в ЕСПЧ была отклонена, так как "Суд отмечает, что Эстония потеряла независимость в результате Договора о ненападении между Германией и СССР (известного также как Пакт Молотова - Риббентропа), заключённого 23 августа 1939 года, и дополнительных секретных протоколов. Вслед за ультиматумом о размещении в Эстонии советских военных баз в 1939 году, в июне 1940 года произошёл ввод крупных сил советской армии. Законное правительство было свергнуто, и советское правление было установлено силой. Тоталитарный коммунистический режим Советского Союза провёл широкие и систематические акции против населения Эстонии, включая, например, депортацию 10 тыс. человек 14 июня 1941 года и более 20 тыс. человек 25 марта 1949 года. После Второй мировой войны десятки тысяч человек ушли в леса с целью избежать репрессий со стороны советских властей. Часть из них активно сопротивлялась оккупационному режиму. Согласно данным органов безопасности, около 1.500 человек были убиты и почти 10.000 арестованы в период движения сопротивления 1944-1953 годов".
По одному делу с Владимиром Федоровичем Пенартом проходил Рудольф Туви.
В 2002 году в Таллине осужден к 8 годам лишения свободы с трехлетним испытательным сроком за преступления против человечности ветеран Юрий Карпов. 13 октября 2003 года, не дождавшись суда, умер Трофим Якушонок - в прошлом сотрудник КГБ ЛССР, которого Генеральная прокуратура ЛР обвиняла в геноциде латышского народа.
Дело Ильи Машонкина ждало своего часа больше семи лет - "охота на ведьм" началась в 1998 году. Тогда бывшего офицера КГБ задержали и продержали под арестом несколько недель. В возрасте 90 лет дело в отношении ветерана было прекращено, так как судом он был признан невменяемым. В 2003 году Курземский окружной суд Латвии осудил 86-летнего страдающего болезнью Паркинсона гражданина России Евгения Савенко к двум годам лишения свободы, Верховный суд уменьшил наказание до 1 года и 3 месяцев, которые ветеран отбыл в предварительном заключении. В 2005 году скончался ветеран
В 2006 году в Пярнуский уездный суд Эстонии было направлено дело в отношении Валентина Васильевича Лукьянова (1919 г.р.), обвиняемого в преступлении против человечности, что выразилось в уничтожении "лесных братьев" в после военные года. В ноябре 2009 года майор КГБ СССР в отставке умер, так и не дождавшись судебного решения.
20 мая 2008 года в Кярдла начался судебный процесс над Героем Советского Союза
* * *
Завершение судебных процессов, если они не завершились смертью ветерана или она не наступила вскоре после перенесенного стресса, имели вполне логичное, с точки зрения действия властей, продолжение: Государственный суд Эстонии в марте 2007 года не удовлетворил кассацию обвиняемого в преступлениях против человечности 88-летнего Василия Бескова. Таким образом, Госсуд оставил в силе предписание департамента гражданства и миграции, обязывающее Бескова покинуть страну. Пярнуский уездный суд удовлетворил, ходатайство департамента гражданства и миграции о высылке Юрия Карпова, оставив его без исполнения до выздоровления Карпова от неизлечимого заболевания и это несмотря на то, что жена у него гражданка Эстонии
* * *
Со времени начала "охоты на ведьм" прошло около 16 лет. Именно столько понадобилось странам Прибалтики, чтобы убедить мировую общественность в том, что прибалтийский страны были оккупированы, что на их территории осуществлялся геноцид в отношении населения, что вооруженные бандиты в лесах - национальные герои, а на свою беду дожившие до восстановления независимости стран Прибалтики победители фашистской чумы - преступники.
Решение ЕСПЧ, искажающее историческую правду, вызвало негативную реакцию в обществе. Что дальше? Выпустим пар, примем решения, которые никак не могут повлиять на уже принятое решение. Но всё ли было сделано для того, чтобы предотвратить политический и правовой шабаш стран Прибалтики, их план переписать историю Второй мировой войны, а также защитить честь ветеранов той войны, воевавшей на советской стороне? И почему все это стало возможным? И кто за это должен ответить?
30 ноября 2001 года в адрес Высшего руководства России и Парламентской Ассамблеи
1. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Российской Федерации оказали соотечественникам за пределами России всю возможную помощь и содействие в обеспечении их неотъемлемых прав и не допустили расправы над ними со стороны властей Эстонии.
2. Комитет Министров и Парламентская Ассамблея Совета Европы провели экспертизу по соблюдению прав ветеранов спецслужб бывшей Эстонской ССР, членов их семей, дали свое заключение и соответствующие рекомендации.
Прошло время, а не пора ли озвучить адресатам данного Обращения то, кем и что было сделано для тех, кто сегодня осужден, унижен и оскорблен?. Ведь, наверняка, были даны указания и распоряжения, выделены средства и люди.
* * *
Только сейчас, подготавливая настоящий материал, я узнал, что в Москве был создан Координационный совет, на котором еще 17-18 декабря 2002 года обсуждались механизмы защиты прав человека, Советом Европы и ООН, процедуры обращения в Европейский Суд по правам человека и анализировалась ситуация в Эстонии. В недрах МИДа была создана Межведомственная рабочая группа по правовой защите соотечественников за рубежом при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Лишь один раз, в начале января 2003 года мне пришлось присутствовать на совещании этой структуры. Более о деятельности этой рабочей группы я ничего не слышал.
Зато МИД исправно делал свои заявления по делам, связанным с преследованием ветеранов. Для судебной защиты, МИДом даже присылались два московских адвоката, один из которых вскоре попросил политическое убежище за рубежом, а второй ни одного дела своих клиентов не довел до конца, оставив своего последнего клиента без защиты, просто уехал и пропал.
Оплата защиты услуг местных защитников имела места лишь в отношении небольшого количества ветеранов и с трудом покрывала командировочные расходы. Значительную часть ветеранов защищали адвокаты по назначению того самого государства, которое их и судило. Это и объясняет, почему обвинительных приговоров вынесено так много, а в ЕСПЧ обратились лишь единицы. К сожалению, именно эти единичные обращения в ЕСПЧ, а также недостаточная разъяснительная работа среди международных организаций не позволили сформировать у судей ЕСЧП объективного мировоззрения и позиции по данной теме.
Реальная помощь мне, как защитнику, в течение всего этого времени оказывалась лишь в те годы, когда Заведующим консульским отделом посольства РФ в ЭР был Портнов Л.А. С его отъездом, всякий интерес российского посольства к судьбе, привлеченных и привлекаемых ветеранов, пропал полностью. Решение ЕСПЧ по делу Кононова подвело жирную черту под длительным периодом противостояния Правды и Лжи. Из-за недоработки нашей, российской стороны, победила Ложь.
* * *
Суд над моим подопечным - Степаном Тимофеевичем Никеевым продолжается, но его решение все равно никому в России не интересно.
Александр Кустов. Юрист, защитник С.Т. Никеева, П.С.Кислого, А.С. Колька, В.В.Лукьянова и других.
Эстония, Таллин, 31 мая 2010 года