Дискуссия вокруг нового проекта Генплана Москвы

"Вчера в Тверской суд столицы поступил иск от партии "Яблоко" с требованием обязать московские власти представить заключение госэкспертизы Генплана развития Москвы до 2025 года. Однако столичные власти заявляют, что государственная экспертиза этого документа не проводилась по той простой причине, что к нему не возникало претензий", пишут "Новые Известия" в номере от 20 мая. "В течение многих месяцев Генплан прошел через целую серию общественных слушаний и экспертиз разного уровня... В комиссию поступили замечания от 30 ведомств. Эти претензии были учтены, а потом документ был направлен на публичные слушания, которые длились более двух месяцев. Во время обсуждений звучали и жесткая критика, и одобрение различных положений Генплана. По итогам этой полемики было принято более 70% замечаний жителей города и порядка тысячи депутатских поправок, которые были сформулированы на основании мнений и простых москвичей, и профессионалов-архитекторов. "Минрегионразвития могло выполнить экспертизу этого документа, но поскольку позже претензий к нему не появилось, то эту процедуру не проводили", - заявил руководитель комиссии Мосгордумы (МГД) по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. "Нам за Генплан не стыдно, - дал понять руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства столицы Владимир Ресин. - Все серьезные критические замечания жителей при его обсуждении были учтены. Только депутаты Мосгордумы внесли более 500 поправок. Он сделает Москву более комфортной как для жителей, так и для гостей города"", цитирует газета главу столичного стройкомплекса. "Сегодня уже только мэр Москвы Юрий Лужков может наложить вето на этот документ: после третьего чтения на экспертизы Генплан отправить уже нельзя. Напомним, что Мосгордума утвердила Генплан 5 мая. Теперь, чтобы документ вступил в силу, требуется подпись мэра и его официальное опубликование".

Отметим, что сегодня, 27 мая, Юрий Лужков подписал Генплан развития Москвы до 2025 года.

"Генплан Москвы сравнили со скальпелем", сообщают, в свою очередь, "Известия" в номере от 21 мая. "Спикер Совета федерации Сергей Миронов осудил одобренный московскими властями генплан развития столицы. "Генплан принят вопреки многочисленным протестам, пикетам и шквальному огню критики со стороны СМИ", - отметил Миронов. По его словам, буря негодования возникла не случайно и вопросов по поводу целесообразности и продуманности "псевдостройки века" огромное количество. "Город - живой организм, он живет, потому что в нем живут люди. Генплан же представляется бездушным скальпелем, в руках того, кто хочет жизнь отнять", - заявил Миронов".

Строительство и снос жилья в Москве

"Тема обманутых дольщиков на какое-то время ушла из новостных сюжетов телевидения и с газетных полос. Складывалось впечатление, что в итоге ситуация как-то разрешилась. Счастливо завершилось и строительство печально известных долгостроев. Правда, на деле все выглядит несколько иначе", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 18 мая. "Как выяснилось, и по сей день в России насчитывается 53 тысячи обманутых дольщиков и 1300 проблемных объектов. Лишь Москва может считать себя регионом, справившимся с проблемой... Лучший способ борьбы с каким-либо негативным явлением - это профилактика. С целью раннего предупреждения долгостроев московские власти оперативно создали новый орган, контролирующий исполнение инвесторами инвестиционных соглашений с Москвой. Созданный новый орган - "Моснадзор долевого строительства" - четко отслеживает инвестиционное строительство в городе. 70 процентов объектов на 38 очень крупных и сложных стройках возобновили работы и продолжили продажи квартир. Ведь в Москве еще живы воспоминания о брошенных, недостроенных домах и домах, которые существовали только на бумаге", констатирует "Вечерка". "Окончательно решена в столице проблема обманутых дольщиков - сейчас идет оформление документов на собственность в последней высотке на Ленинском проспекте, 111. Достройка 29 домов для обманутых соинвесторов была делом чести для московских властей, и хотя это стоило немалых трудностей, теперь проблема снята". Газета цитирует слова главы департамента городского строительства Александра Косована: "Проблема долгостроев будет решена, но не завтра, это надо понимать. Ведь практически два года ничего не строилось! Думаю, в 2011 году задача по долгостроям будет решена на 100%. Город контролирует в еженедельном режиме ход реализации проектов на этих стройках. Если город поймет про объект, что он безнадежен, то контракт будет расторгнут через суд, произведен расчет оставшихся работ, а объект вновь выставлен на торги и достроен уже за счет средств другого инвестора".

Коммерческая недвижимость

"До конца этого года будет введена в эксплуатацию подземная стоянка у гостиницы "Москва"", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 19 мая, ссылаясь на слова руководителя комплекса имущественно- земельных отношений столицы Владимира Силкина. ""Генподрядчик уже приступил к монтажу стеклянных крыш гостиничного комплекса и отделке торговой галереи натуральным камнем. Вместе с тем, фасады и кровля почти готовы", - сказал Силкин. Он отметил, что после ввода в эксплуатацию подземной автостоянки в конце года будут завершены работы и в зоне бутиков. "Недавнее решение арбитражного суда по иску компании "Monora Ltd" о взыскании с ОАО "ДекМос" четырехмиллиардной задолженности по договору займа никак не скажется на сроках сдачи объекта. К текущим работам в гостинице "Москва" судебное разбирательство не имеет отношения", - рассказал В.Силкин. Заммэра подчеркнул, что ни бюджету Москвы, ни департаменту имущества столицы не придется выплачивать 4,26 млрд. рублей. "Утверждение, будто судебное решение дает возможность легализовать выплаты из бюджета бизнесмену, помогавшему урегулировать конфликт вокруг гостиницы "Москва" ошибочно и несостоятельно с юридической точки зрения", - добавил заммэра", пишет "Вечерка". "По его словам, неверным является и утверждение, будто конфликт между властями и господином Гогохией (Виталий Гогохия - генеральный директор ЗАО "Декорум" - ИФ-Москва) закончился тем, что "Декоруму" пришлось уступить свои 26% акций "ДекМоса" структурам мэрии. Ни город Москва, ни его аффилированные структуры не приобретали акции ОАО "ДекМос" дополнительно к имеющемуся пакету... "Согласно распоряжению правительства, 49% уставного капитала ОАО "Гостиничная компания" принадлежит городу Москве в лице департамента имущества", - добавил В.Силкин".

"Основатель группы АСТ Тельман Исмаилов, лишившийся в прошлом году благосклонности российских властей и своего самого эффективного бизнеса - Черкизовского рынка, хочет вернуть потерянные позиции. Талантливый предприниматель, согласившийся инвестировать около 1 млрд долл. в олимпийскую стройку, может создать гигантский торговый комплекс под стенами Москвы", пишет "РБК daily" в номере от 20 мая. "Как стало известно РБК daily, для этого структуры АСТ приобрели у компании "Масштаб" сенатора Вадима Мошковича около 36 га за МКАД рядом со штаб-квартирой Службы внешней разведки (СВР). Недавно структуры Тельмана Исмаилова закрыли сделку по приобретению крупного участка в Ленинском районе Московской области, рассказали РБК daily земельные брокеры. Этот участок расположен на внешней стороне МКАД рядом с территорией СВР и недалеко от торгового центра "Мега Теплый Стан"... О состоявшейся сделке знает гендиректор компании Geo Development Максим Лещев. По его данным, сделка была закрыта месяц назад. Г-н Лещев утверждает, что проданный участок находился в долевой собственности нескольких владельцев. Одним из них выступал "Масштаб", который контролировал порядка 14 га, отмечает собеседник РБК daily", пишет газета. "Опрошенные РБК daily эксперты уверены, что бизнесмен намерен воссоздать на новой площадке проект Черкизовского рынка, который был утрачен в 2009 году из-за атаки властей. Это моментально уронило предпринимателя в глазах делового сообщества. Так, Тельман Исмаилов не вошел в список "100 богатейших бизнесменов России", составленный журналом Forbes в 2010 году. В 2009, 2006 и 2005 годах он занимал высокие позиции в "золотой сотне", а его состояние оценивалось в 600 млн, 620 млн и 520 млн долл. соответственно. Тем не менее на новой площадке маловероятно строительство стихийного рынка, полагает Анна Шишкина. По ее мнению, предприниматель создаст цивилизованный торговый комплекс или выставочный центр, который впишется в проект А101 "Масштаба". "СВР не позволит строить рядом с режимным объектом новый "Черкизон", - соглашается г-н Лещев. Директор департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила считает, что г-н Исмаилов может взять на вооружение опыт Араса Агалорова, который создал на схожем участке выставочный центр "Крокус Экспо"".

Дорожное строительство

"Строительство "Большой Ленинградки" завершится в 2010 году", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 17 мая. "По данным Стройкомплекса Москвы, крупнейший дорожный проект Москвы - "Большая Ленинградка" - готов уже более чем на 75 процентов. Готова развязка Беговая-Ленинградка, построен выезд на Ходынку, полностью открыт для движения Волоколамский тоннель в районе метро "Сокол", сделано пересечение с Головинским шоссе. Остаётся соорудить новый мост через канал им. Москвы. Его уже "поставили" на опоры, сейчас начинается обустройство перекрытий и подъездов. После этого будет проведена реконструкция существующего моста. Также необходимо построить Алабяно-Балтийский тоннель, провести реконструкцию площади Тверской заставы в районе Белорусского вокзала и Пушкинской площади. В середине года на Белорусской завершится перекладка коммуникаций. После этого начнётся строительство развязки".

"Реконструкция Кутузовского проспекта в районе метро "Парк Победы" пройдет этим летом в связи с организацией заездных "карманов" для общественного транспорта", продолжает "Вечерка" тему дорожного строительства в том же номере. "Сейчас автобусы и троллейбусы делают остановку непосредственно на проезжей части, что в часы "пик" способствует образованию пробок и замедлению скорости движения на правительственной трассе, пояснил сотрудник мэрии. "Реконструкция проводится с целью повышения пропускной способности трассы", - отметил он. "Предполагается по обе стороны Кутузовского проспекта построить заездные "карманы" глубиной два метра и шириной посадочной площадки три метра", - уточнил представитель горадминистрации. Он добавил, что "карманы" будут размещаться в районе станции метро "Парк Победы" между существующими пешеходными переходами. Проект реконструкции Кутузовского проспекта также предусматривает создание переходно-скоростных трасс для замедления и ускорения движения общественного транспорта, а также работы по переустройству контактной сети троллейбуса. Всего на мероприятия по повышению пропускной способности Кутузовского проспекта планируется потратить более 20 млн. рублей бюджетных средств столицы".

Гаражное строительство

"Мэрия Москвы решила убедить общественность в том, что буксующая более пяти лет программа "Народный гараж" - не фикция. Для этого в минувшую пятницу журналистов провезли по местам боевой славы: главный строитель столицы Владимир Ресин лично показывал готовые паркинги. Корреспондент "Известий" собственными руками пощупал, что предлагают народу за 350 тысяч рублей", пишут "Известия" в номере от 17 мая. "Первым делегация посетила семиэтажный гараж в Южном Бутове на Куликовской улице. Железобетонная этажерка "без окон, без дверей": внешних стен нет, только легкое ограждение на каждом уровне. Разметки боксов для машин тоже пока нет, так что не сразу поймешь, где кончается то, что тебе продали, и начинается соседское... В качестве аргумента Владимиру Ресину предъявили трех вновь испеченных владельцев "народного гаража". Люди, судя по всему, были довольны покупкой, но даже у них нашлись вопросы к строителям. Дольщики робко полюбопытствовали, закроют ли продуваемые всеми ветрами ярусы стенами и можно ли хранить сменную резину или велосипеды в гараже", пишет газета. "Ничего, кроме машины, здесь хранить нельзя, - пояснил префект ЮЗАО Алексей Челышев. - Таковы правила противопожарной безопасности. А вот место для хранения колес предусмотрено проектом. Жалюзи можно будет поставить самостоятельно... В общем, префект деликатно дал понять, что рукастые и головастые мужики смогут сделать из этого полуфабриката "конфетку", но потом и за свои деньги. Причем не факт, что придется ограничиться одними жалюзи: в "народном гараже" в Северном Тушине, куда делегация заехала потом, несколько чиновников споткнулись о торчащий из бетонного пола кусок арматуры", отмечают "Известия". "Чиновники уверяют, что цена в 350 тысяч рублей при месячной абонентской плате 700 рублей в месяц - адекватная и народные гаражи разлетаются как "горячие пирожки"... Мы уже заключили около четырех тысяч договоров, - заверил Александр Левченко. - Продажи идут полным ходом", цитируют "Известия" слова чиновника. "Между тем программу можно назвать одной из самых загадочных - цифры в отчетах о ее реализации меняются как хотят. Так, в ноябре 2009 года руководство департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы заявляло, что заключило предварительные договоры о продаже на 15,5 тысячи машиномест. Сейчас выясняется, что продано всего около четырех тысяч. Где остальные 11,5 тысячи граждан, ждущих место под крышей для своего автомобиля? Не исключено, что отказались от покупки. И это вполне объяснимо. По данным компании "Автостат" на апрель 2010 года, средний возраст легковушки в Москве составляет 9,8 года. Наиболее востребованная модель на вторичном рынке - "Тойота Королла". За подобную машину в Москве просят около 150-180 тысяч рублей. Вряд ли обладатели таких автомобилей согласятся купить гараж, который в два раза дороже машины".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Большой зал консерватории закрывается на год", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 21 мая. "Один концертный сезон Большому залу придется пропустить, но, учитывая сложность и масштабы предстоящих работ, срок перед строителями поставлен очень жесткий. Здание консерватории, построенное в 1895-1901 годах, еще ни разу капитально не ремонтировалось. Ремонты были, но, как правило, походили на профилактику или латание дыр. Больше откладывать серьезные работы нельзя даже в условиях экономического кризиса. В основном здании уже проведены противоаварийные работы, укреплены фундаменты. Теперь прошел экспертизу и корректировку в сторону удешевления проект реконструкции всего консерваторского комплекса, разработанный в ГУП МНИИП "Моспроект-4" под руководством директора института и президента Союза архитекторов России Андрея Бокова". "Коррекция первоначальной концепции проведена с учетом кризиса, - пояснил Боков. - Пришлось отказаться от перекрытия двора за Рахманиновским залом, использования чердачных помещений, пришлось также ограничить освоение подземного пространства. Но главная задача реконструкции и идея создания "музыкального квартала" остаются. При реальной помощи московских властей и лично Юрия Лужкова создать такой квартал стало возможным. Он будет включать Большой, Малый, Рахманиновский залы, учебные аудитории и оперный театр-студию, который разместится в старинной усадьбе за главным зданием консерватории по Среднему Кисловскому переулку, 3. Реставрационные работы там уже начались с укрепления фундаментов", пишет газета. "Кроме реставрации Большого зала, серьезная реконструкция ожидает примыкающий к нему корпус помещений, обслуживающих сцену. Условия хранения и транспортировки музыкальных инструментов здесь совершенно не соответствуют современным требованиям. Да и музыканты здесь готовятся к выходу на сцену почти на лестнице. Это здание, как говорят архитекторы, должно переродиться, чтобы стать комфортным для исполнителей, превратиться в высокоорганизованное пространство, работающее на сценический комплекс... Идея создания "музыкального квартала" потребует крупных комплексных работ и за пределами Большого зала. Так, профессора консерватории возлагают особые надежды на территорию в Среднем Кисловском переулке. Долго им приходилось сетовать, что студенты-вокалисты не получают в стенах альма-матер никакой оперной практики. У них просто не было театра, а теперь он будет".

Вероника Шарова