Премьер-министр РФ Владимир Путин 21 мая заявил, что России, Белоруссии и Казахстану пока не удалось согласовать свои позиции по отдельным параметрам экономического взаимодействия в рамках Таможенного союза. В результате этого Таможенный союз не сможет с 1 июля заработать в полную силу, как это было запланировано ранее. Ситуацию прокомментировал 24 мая для ИА REGNUM Новости российский политолог Юрий Солозобов.

Таможенный союз ещё не успел приобрести достаточное количество друзей, однако у него уже появились явные враги. Способность различать друзей и врагов - это основа политического, это умение понимать и находить причины, которые тормозят или двигают вперёд тот или иной важный стратегический проект.

Таможенный союз - политический проект. Безусловно, не стоило думать, что с его реализацией всё будет гладко, и что, заявив о его создании, мы сразу получим работающую структуру. У нас впереди довольно сложный период - этап вхождения Таможенного союза в работоспособное состояние, который продлится до 1 июля. Этот этап был обозначен слишком поспешно, для регламентации большого количества законодательных документов и согласования большого количества товарных позиций были обозначены слишком жёсткие сроки. Но самое главное, за всей организационной суетой мы потеряли два основных момента.

Первый момент, представляющий собой интеграционную основу, базис нашего объединения - это энергетическое соглашение. Напомню, что Европейский союз возник из Союза угля и стали. Наш союз, безусловно, должен быть союзом труб и углеводородов, который объединяет инфраструктуру России, Белоруссии и Казахстана с экспортными, перерабатывающими и добывающими возможностями этих трёх стран. И этот вопрос, как всегда по нашей привычке отложенный на потом, и стал источником проблем. Не решена самая главная стратегическая проблема - таможенная пошлина на нефть. Решение этого вопроса в начале текущего года было отложено, и в результате он стал миной замедленного действия, которая сейчас начинает срабатывать.

Второй момент - это отсутствие чёткого целеполагания и проблема увеличения круга друзей Таможенного союза. Создание Таможенного союза идёт в высоких кабинетах, келейно, и при этом декларируются сугубо экономикоцентрические вещи. Но Таможенный союз не приобрёл широкого круга друзей среди чиновников среднего звена, среди исполнителей, которые будут продвигать данную структуру, среди региональной элиты, и, наконец, среди массы простых граждан всех трёх стран. Зато у Таможенного союза чётко оформились три градации врагов. Первая группа - это крупные энергетические компании, которые долгое время находились в привилегированном положении, стоя вне зоны критики, стандартного налогообложения и согласования своих интересов с соседними государствами-партнёрами. И сейчас мы видим, что интересы белорусских оффшоров доминируют над стратегическим видением режима Александра Лукашенко. Мы также видим, что многие российские нефтегазовые компании тоже пользуются своей приближённостью к высоким кремлёвским кабинетам.

Вторая группа - это корпорации, имеющие своих лоббистов среди влиятельных чиновников и силовиков, которые завязаны на таможенный бизнес и "серую" растаможку, и которые теряют огромные барыши. И эти компании, конечно же, начинают мобилизовывать медийные ресурсы и подвластных им чиновников. Такую медийную кампанию мы наблюдаем в Казахстане, когда Нурсултана Назарбаева пытаются сделать заложником: если реализации идеи Таможенного союза не произойдёт, то отвечать за это будет президент. А стоят за этим простые интересы - дешёвые китайские товары, беспошлинные передвижения электроники и мебели. Там крутятся миллиарды долларов, за которыми стоят вполне конкретные люди, облечённые властью и высоким положением.

И, наконец, третья категория - это националисты "узкого пошиба" во всех странах, которые поют о том, что объединение государств нанесёт гигантский ущерб то ли России, то ли Белоруссии, то ли Казахстану. Я внимательно отслеживаю прессу и экспертные суждения из всех трёх стран и вижу, что они имеют двойное дно: на международном уровне все ласково улыбаются, а во внутренней прессе одна за одной следуют статьи, в которых говорится, что Белоруссия может найти своё счастье в Европе или "подвесить" Таможенный союз для получения дополнительных преференций. Постоянная игра на обострение, которую в преддверии президентских выборов всё более азартно ведёт Александр Лукашенко и его команда - это очень опасная тенденция. Следует чётко разъяснять всем тот вред, который она может принести, и открыто говорить о том, что Минск вполне может торпедировать соглашение по Таможенному союзу.

Следует также учесть, что тактические маневры, связанные с согласованием позиций сторон, практически завершены. И Казахстан не может пойти на дальнейшие уступки, не вызвав большого недовольства внутри страны, и Белоруссия, и Россия. Весь вопрос крутится вокруг стратегических моментов: будет ли решение по нефти и газу, состоится ли аналог Союза угля и стали - это первый пункт. А второй пункт заключается в том, будет ли принята ценностная конструкция Таможенного союза. Нельзя за экономикой не видеть стратегической перспективы создания крупного регионального объединения в Евразии, которую сулит нам Таможенный союз. Ради этой цели мы можем и потерпеть, сдвинув сроки его запуска.

Самое важное: необходимо, чтобы эта идея приобрела ценностный стратегический характер. А это означает, что нам волей-неволей предстоит пройти этот трудный путь становления Таможенного союза.

Я не исключаю, что в какой-то момент России и Казахстану как двум основным лидерам интеграции на постсоветском пространстве, возможно, придётся замкнуться в рамках своей стратегической двойки. Знаете такую пословицу: "Батька с возу - кобыле легче". По ряду прогнозов, Александр Григорьевич может с большим трудом пережить новые президентские выборы. Я предлагал бы не концентрироваться на всё возрастающих аппетитах Минска и лично Лукашенко, а сосредоточиться на самом ценном стратегическом союзе, который сейчас сложился на постсоветском пространстве - союзе Москвы и Астаны, который вполне способен двигать эту конструкцию вперёд. Таможенный союз - это политический проект, который вступил в фазу политической борьбы.