Юрий Баранчик: Репрессии в Белоруссии: правда под ударом, часть 1
То, что произошло 19 мая 2010 года по всей территории Беларуси, позволяет со всей очевидностью утверждать - президентская кампания стартовала. Именно так можно оценить беспрецедентный характер погромов, организованных властью против только-только становящегося на ноги движения "Говори правду".
Сразу хотелось бы отметить, что второй раз за полгода власть начинает войну против, казалось бы, совершенно безобидных общественных инициатив на фоне многолетних и щедро финансируемых Западом потуг "беларускамоунай" националистически ориентированной оппозиции.
Напомню, что несколько месяцев назад сделанное абсолютно в духе "раннего"
Хотя, что такого страшного в своем интервью сказал Андрей Геращенко - до сих пор не понятно, достаточно посмотреть содержание последнего учебника по идеологии вышедшего в Академии управления при президенте под редакцией доктора политических наук, профессора
И вот теперь власть начала минивойну против гражданской инициативы, которой только три месяца. Опять-таки обратим внимание - власти воюют не против прозападной оппозиции, из которой долгие годы делали идеологического монстра, а против общественной инициативы, вся "идеология" которой состоит исключительно в одном - говорить правду.
Как мы видим, и в первом, и во втором случае власть совершенно неадекватно и нервно реагирует на те проявления общественной инициативы, которые, в принципе, при грамотном и главное - спокойном отношении к процессу, вообще можно было бы не замечать - мало ли, кто там чего говорит, или какие открытки рассылает.
Однако, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Разберемся по-порядку.
Говори правду
Первоначальный анализ деятельности движения "За правду" говорит о том, что в Беларуси начал реализовываться принципиально новый для нее политтехнологический проект. К его особенностям можно отнести следующие моменты:
У него нет идеологической окраски. Следовательно, изначально он не имеет конфронтационных точек ни с одной из действующих в республике политических сил. Может взаимодействовать хоть с Милинкевичем, хоть с "Империей".
Проект рассчитан на пробуждение не политической, а пока просто бытовой активности граждан. Это весьма актуально с учетом довольно-таки пассивной и аполитичной позиции подавляющего большинства белорусских избирателей (что обусловлено трагическим историческим опытом белорусского общества), которых, как показал постсоветский опыт деятельности оппозиции, фактически нельзя раскачать на участие в активных и публичных формах политической работы.
Психологически проект бьет по тем же болевым точкам белорусского общества, что и государственный проект дебюрократизации, только более интенсивно и качественно благодаря неформальным способам донесения информации и работы с населением. Используется традиционная для народа технология слухов, которая, как показывает исторический опыт славян, действует наиболее эффективно.
Можно сказать, что борьба с дебюрократизацией, как всегда, завершилась компанейщиной, голос народа по-прежнему не слышен, а чиновники на местах, как и раньше, устраивают беспредел. Кроме того, к упомянутым выше факторам добавилась и растущее буквально на глазах социальное расслоение белорусского общества, что уже вызывает определенное социальное напряжение.
В настоящее время мы наблюдаем первый этап раскрутки политпроекта. Ближе к осени должен начаться второй этап, на котором должна произойти более интенсивная политическая окраска этого движения. Пока данный проект представляет опасность для власти не в плане самостоятельной политической силы, а в плане наработки сети политически активных граждан, которые таким образом включаются в новый социальный лифт.
Если говорить об идеологии, то это движение положило в свое основание очень мощный камень, который имеет серьезные коннотации в белорусском массовом историческом бессознательном: это не "мова", которую народ в своем подавляющем большинстве не знает и не хочет знать, не "гiсторыя", которую своей не считает, т.к. история белорусского народа - это история борьбы за свое право быть православными русскоязычными белорусами, поэтому белорусы точно такой же имперский народ, как и русские, как и украинцы и другие народы нашей общей Родины.
Этот камень - правда. Сегодняшняя, сермяжная, бытовая, низкая (в противовес высокой культуре, культуре нации (которая является городской по определению, поэтому Быков - не Борхес, Быков - сельский писатель, Борхес - это писатель хай-тек города), до которой белорусский народ - а не его отдельные представители - еще должен пройти серьезный путь).
Поэтому нервная реакция белорусской власти вполне понятна - точно на этом же фундаменте "ранний" Александр Лукашенко и построил свою компанию 1994 года. И народ его принял. Правда, как показывают сегодняшние события, к сожалению, белорусский лидер серьезно изменился, т.к. сегодня он борется с этой самой народной правдой.
Опасность этого движения для властей в его показной неидеологичности и белорусскости одновременно. Финансирует кампанию не Россия, как показывают уши главы "Таварыства беларускай мовы" Олега Трусова, а белорусы, временно проживающие в России. И это правильно. И идеологически выверено - подлинно национальная (хотел сказать - национально-освободительная, как учили, но пока еще, слава Богу, до этого не дошло) и патриотическая кампания не может быть инспирированной извне. Белорусы не примут ее. Нельзя нашему народу привнести чуждую нам националистическую демократию на штыках западных грантов.
Поэтому данная кампания - белорусская. А это уже серьезно, т.к. это первый после 1994 года белорусский политический проект. И в этом его главная сила.
Почему нельзя считать прозападную оппозицию белорусским проектом? - Потому что она опирается на Запад, на его базовые исторические и общественно-политические ценности, нынешнюю антихристианскую свободу нравов и забвение нашей исторической памяти - сколько партизан в возрасте Кононова успел бы осудить "спадар" Пазьняк цi Мiлiнкевiч? Разве это не привело бы к гражданской войне в рамках отдельной Беларуси? В этом плане кампания "Говори правду" безошибочно нашла ту нишу, которая очень сильно затребована в белорусском обществе.
Почему так нервничает и несет откровенную "пургу" "спадар" Трусов? "Все элементарно, Ватсон", - он завидует умным людям потому, что они сделали правильные выводы (по крайней мере, на сегодня больших ляпов у них нет) из предыдущих ошибок политической борьбы в республике; что они не наступает на те "мины", запах которых уже никогда не смоется с западных ботинок националистической оппозиции, какими чистящими средствами западной пропаганды их не изводи; за то, что они не хотят быть политическими даунами, от которых белорусский народ шарахается как от чумных; за то, что они, белорусские националисты, теперь очевидно становятся историческим прошлым белорусской политической жизни.
В своей критике инициативы Трусов не заметил, как он оказался по одну сторону баррикад с одним из самых одиозных апологетов "режима" сенатором-"писателем"
Продолжение следует...