Юрий Баранчик: Визит главы администрации Лукашенко в США: цели и последствия, часть 2
с первой частью статьи
Экономическая составляющая
Какие еще есть основания судить о том, что визит не был успешным? На мой взгляд, к ним можно отнести следующие косвенные проявления.
Во-первых, отказ
В результате, чтобы обеспечить необходимый приток валюты в страну до проведения выборов, Минск вынужден был пойти на еще большее увязание в долговой кабале у мирового финансового капитала, за что будет расплачиваться через несколько лет рядовой белорусский избиратель, и принял решение о выпуске еврооблигаций на сумму в 2 млрд долларов. Результатом чего стал указ белорусского президента о повышении планки госдолга - с 9,5 млрд долларов до 11 млрд долларов.
Во-вторых, несмотря на очевидную непопулярность меры, правительство приняло решение о третьем за прошедший год повышении цен на бензин. В этой связи можно сказать о несомненном успехе проекта Чавеса по доставке венесуэльской нефти на белорусские НПЗ - белорусы стали платить за нее практически сразу же после доставки первого танкера непосредственно из своего кармана.
С венесуэльской нефтью и, как оказалось, с США, связаны еще несколько проблем официального Минска, которые, скорее всего, также могли быть предметом обсуждения главы президентской администрации в Вашингтоне.
Во-первых, как оказалось, вопрос доставки венесуэльской нефти в Клайпеду надо решать не с властями Литвы, а с американцами, которые жестко отслеживают режим санкций в отношении Беларуси. Во-вторых, несколько дней назад один белорусский источник, имеющий отношение к венесуэльской нефтяной проблематике, сказал, что нефтепродукты из венесуэльской нефти будут экспортироваться только на Украину, из чего можно сделать вывод о том, что Европа закрыла свой рынок для венесуэльской нефти. Что это решение было принято без участия США - в это очень трудно поверить.
Тут вообще очень интересный момент может нарисоваться - зачем Украине транспортировать через себя венесуэльскую нефть в Беларусь железнодорожным транспортом, а потом получать оттуда нефтепродукты, когда можно ее перерабатывать на своих НПЗ, что будет гораздо дешевле? Следовательно, США имеют прямое и непосредственное отношение к прибыльности проекта по поставке венесуэльской нефти в Беларусь.
Еще одним весьма серьезным для официального Минска фактором является вопрос отмены американских санкций в отношении концерна "
Первое из изменений - имущество какого рода подлежит блокировке и аресту; второе - какие юридические процедуры должны осуществляется на территории США, а какие в отношении американских предприятий за рубежом; третье - что должно происходить со средствами на замороженных счетах; четвертое - как будут начисляться проценты на арестованное имущество; пятое - каков будет порядок ареста недвижимости и кто понесет расходы по ее содержанию. Кроме этого, новый "белорусский" раздел Кодекса CFR в своей результативной части установил тарифную сетку штрафов за нарушение этого распоряжения, а также определил юридический порядок вывода активов из-под силы действия указанного документа.
До принятия "548 раздела" основным инструментом американской политики санкций в отношении Беларуси являлся документ прямого действия, оставлявший место для юридических лазеек - это распоряжение президента США №13405 от 16 июня 2007 г. "О блокировке собственности отдельных лиц, подрывающих демократические процессы в Беларуси". Впервые этот документ был введен в действие в ноябре 2007 г., когда были арестованы зарубежные счета концерна "Белнефтехим". В последствии, в 2008-2009 гг., санкции были расширены на все родственные предприятия с участием капитала этого концерна. После прихода к власти администрации
19 апреля, за неделю до начала венесуэльского транзита нефти через Одессу, новые меры OFAC были впервые озвучены на официальном уровне. Их смысл раскрыла советник заместителя госсекретаря
Активное участие бывшего посла в Беларуси, а ныне помощника Госсекретаря Карен Стюарт в определении позиции США в отношении Беларуси не вызывает больше сомнений, как и то, какими могут быть ее предложения относительно политики санкций США в отношении официального Минска.
Мы рассмотрели перечень возможных экономических вопросов белорусской стороны в ходе тайного визита главы президентской администрации в Вашингтон. Как показывает их анализ, несмотря на небольшой для Беларуси прямой экономический урон, т.к. товарооборот Беларуси и США совершенно незначителен, торгово-экономические санкции США в отношении Беларуси больше имеют политический характер как для стран Прибалтики, так и для стран Европы, в результате чего их наличие все же имеет экономический эффект для официального Минска. Поэтому естественно желание белорусской стороны их отменить. Однако, как и по политической повестке встречи, что может предложить официальный Минск американцам взамен их отмены?
Судя по словам Карен Стюарт, США в качестве предмета торга рассматривают только изменения в политической системе страны - отмену смертной казни, проведение свободных демократических выборов, отсутствие репрессий в отношении оппозиции и т.д., в общем, перечень их политических требований известен. Что в ответ может предложить Минск? В принципе, в условиях, по сути дела, начавшейся президентской кампании - ничего. Более того, как показывают последние события - вызов на допросы белорусских журналисток, тотальные обыски в квартирах членов гражданской кампании "Говори правду" - власть в очередной раз накануне крупных политических событий усиливает давление на гражданское общество.
Очевидно, что в этих условиях договориться с Вашингтоном принципиально невозможно. Скорее всего, Вашингтон совместно с ЕС будет вести дело к тому, что выборы будут вновь признаны несвободными и недемократическими. Следовательно, если
Представляется, что подобную реакцию США можно было предсказать заранее, она была очевидна. И ехать в Вашингтон, в очередной раз демонстрируя Москве свою "надежность" как партнера, было совсем необязательно. В этих условиях главным является вопрос того, какую позицию в отношении белорусских выборов займет Москва.
Следовательно, надо снова ехать в Москву. Только теперь, после метаний в Вашингтон, большим вопросом будет даже российско-белорусская встреча на уровне глав администраций. В связи с этим, несмотря на формальное наличие договора между Россией и Беларусью о создании Союзного государства, можно констатировать как факт, что отношения между руководством двух стран находятся в состоянии глубокой заморозки. Они опустились практически на тот уровень, на котором находились отношения между Россией и Украиной в последние полгода нахождения у власти
Сможет ли Александр Лукашенко выиграть предстоящие президентские выборы, хватит ли ему политической мудрости и смелости признать новые геополитические и экономические реалии и выстраивать свою политическую судьбу и вверенного ему в руки государства исходя из них - покажут ближайшие несколько месяцев.