Виктор Якубян: "Огневой нажим" Азербайджана против "косовского прецедента"
Эксперты, интересующиеся карабахской проблематикой, в большинстве своем исключают возможность возобновления военных действий в регионе. Между тем, ежедневные сводки оборонного ведомства Нагорного Карабаха свидетельствуют о том, что здесь уже полным ходом идет позиционная перестрелка практически по всей протяженности линии фронта.
Согласно сообщению отдела информации и пропаганды министерства обороны НКР, в общей сложности в первом квартале 2010 года азербайджанская сторона нарушила режим перемирия 1088 раз, выпустив из различных видов стрелкового оружия в сторону карабахских позиций около 7500 пуль. Особенно интенсивными обстрелы были в марте - зафиксировано 454 случая нарушений режима прекращения огня, 2872 выстрела. Вооруженные силы Азербайджана используют снайперские винтовки, автоматы и гранатометы. Армянские подразделения открывают ответный огонь. Однако говорить о бесповоротном нарушении режима перемирия, заключенного сторонами в мае 1994 года, еще рано.
Очевидно, "огневой нажим" Азербайджана следует рассматривать как часть политических усилий по скорейшему изменению формата переговорного процесса, который в настоящее время протекает при посредничестве России, Франции и США. Азербайджанские руководители прямо заявляют, что хотят видеть в составе сопредседателей Минской группы
3 мая одна из азербайджанских газет опубликовала статью, согласно которой турецкие спецслужбы остановили военную операцию Азербайджана в Карабахе. Согласно источнику, это произошло в преддверии подписания армяно-турецких протоколов в Цюрихе, то есть в октябре 2009 года. Тем самым азербайджанские источники прямо намекают на то, что в настоящее время именно от Турции зависит, будет новая война в Карабахе или нет. В данном контексте не случайно и назначение турецкого полковника
Президент Азербайджана
Очевидно, президент Азербайджана, высказывая столь категоричные суждения относительно незаконности признания Косово, в первую очередь, проводит параллели с Карабахом и его стремлением добиться того же, что и бывшая сербская провинция. Однако к сказанному Алиевым стоит добавить, что на текущий момент независимость Косово признали 68 государств из 192, входящих в состав ООН, в том числе США, Франция, Великобритания, но что самое важное - и сама Турция. С другой стороны, говоря о незаконности признания Косово, азербайджанскому президенту стоило бы прокомментировать и последствия "косовского прецедента" - признание Абхазии и Южной Осетии Россией. Но Алиев предпочел воздержаться от этого, и мотивы его в данном случае понятны. Отношения с Грузией после проседания американской политики уже не те.
Таким образом, США, Франция и Россия, признавшие вместе и по отдельности независимость Косово, Абхазии и Южной Осетии, а заодно и Турция, признавшая Косово и (наряду с Нахичеванской АР Азербайджана) Турецкую республику Северного Кипра, обвинены Ильхамом Алиевым в незаконных действиях, подрывающих фундаментальные основы международной политики. Еще интереснее то, что в международный миротворческий контингент, фактически обеспечивавший статус-кво на Балканах, который в итоге и привел к самоопределению Косово де-юре, входил и азербайджанский взвод. Он осуществлял миссию в составе турецкого батальона. Таким образом, Азербайджан непосредственно приложил руку к силовому подчинению Белграда воле США и их союзников.
В данном контексте примечательна оценка старшего эксперта Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвела Саркисяна. "После событий 2008 года, когда западный мир признал независимость Косово, а Россия и несколько других стран признали Абхазию и Южную Осетию, я пришел к выводу о том, что весь мир стал глубоко сомневаться в возможности решать какие-либо вопросы на основе компромиссов", - сказал, в частности, Саркисян. Очевидно, справедливость данного умозаключения армянского эксперта полностью разделяют в Баку и Анкаре.
Судя по тем усилиям, которые прилагает Ильхам Алиев для введения Турции в состав посредников по урегулированию карабахского конфликта, именно Анкара постарается создать международные условия, позволяющие объяснить Армении и армянам, что международная политическая система сегодня строится на доминанте права силы. Когда и каким образом её применят против Нагорного Карабаха, а значит и Армении, сказать сложно, однако, очевидно, турецкий советник Сафара Абиева занимается этим вопросом вплотную.