О российско-турецких отношениях

В ходе официального визита президента России Дмитрия Медведева в Турцию, наши соседи (Турция и Азербайджан, - прим. ИА REGNUM Новости) всерьез обсуждали вопрос российско-турецкой договоренности по урегулированию карабахского конфликта, пишет газета "Айоц Ашхар". "Пропагандистский фон, созданный турецко-азербайджанскими СМИ, в определенной мере повлиял на некоторых армянских политологов. Однако визит завершился, итоги подведены, и стало очевидным, что подписанные в Анкаре документы относятся, в основном, к вопросу "материализации" договоренностей, достигнутых в сфере экономики в ходе августовского визита премьер-министра РФ Путина.

Означает ли это, что можно перевести дух? Думаем, что нет, потому что состоявшиеся в Анкаре переговоры являются только началом козней, плетущихся Турцией и Азербайджаном против Нагорного Карабаха", заключает газета.

Свое мнение на страницах газеты "Жаманак" излагает руководитель Армянского центра национальных и стратегических исследований Ричард Киракосян

Похоже, что эта встреча стала началом создания нового союза Россия-Турция. Временный ли это союз или действительно настал момент, когда эти страны могут не соперничать, а сотрудничать на Кавказе? И какие последствия может это иметь для Армении?

Я не думаю, что создается российско-турецкий союз. Если это стратегический союз, то где же тогда был Путин? То есть, Медведев, как президент, проводит официальные встречи, и это его дело. Но для конкретного сотрудничества необходимо присутствие премьер-министра. Думаю, что это временный брак, поскольку "жених" и "невеста" не влюблены друг в друга, а заключили брак по расчету. Однако даже такой временный брак может быть опасным для Армении, и она должна способствовать скорейшему распаду этого брака. Сближаясь с Россией, Турция пытается показать Западу, что она уже достаточно сильна, чтобы суметь отодвинуть отсюда Россию или, как минимум, уравновесить влияние России. Турки верят в это, однако не думают, что Запад верит в такую возможность.

К визиту председателя ПАСЕ Мовлюта Чавушоглу

Не вижу никакой необходимости обсуждать вопросы нашей демократии с официальными лицами Турции или России, поскольку те же проблемы есть и в их странах, пишет в своей колонке редактор газеты "Аравот". "По словам родственников жертв 1 Марта, в ходе встречи с ними Чавушоглу сказал, что Армения является самой проблемной страной региона, и потому он начал свой визит с нее. С тем же успехом он мог первой посетить Турцию. Единственный вопрос, который, пожалуй, стоит обсудить с Чавушоглу, следующий: как он намерен возглавлять подкомитет ПАСЕ по Карабаху, если на одной стороне этого конфликта армяне, а на другой - "его народ"?"

Бывшие председатели ПАСЕ Рассел Джонстон, Ван дер Линден, прибывая в Армению не избегали посещения Мемориала жертвам Геноцида. Чавушоглу категорически отказался делать это. Насколько это неуважительное отношение к лицу деятелю, считающему себя "одним из самых объективных делегатов ПАСЕ", которому, к тому же, доверено управление Парламентской Ассамблеей Совета Европы? Какие после этого у нас основания верить его беспристрастности в армяно-турецких и армяно-азербайджанских вопросах? ("Айоц Ашхар").

В прессе неоднократно упоминалось о довольно тесных отношениях между руководителем армянской делегации в ПАСЕ Давидом Арутюняном и Мовлутом Чавушоглу. Может именно в этом кроется причина того, что Арутюнян несколько раз в году отдыхает в Анталии, где у Чавушоглу развернут внушительный гостиничный бизнес? И может он проводит свой отдых именно в одной из 5-звездочных гостиниц Чавушоглу?

По сведениям газеты "Грапарак", многие высокопоставленные лица Армении имеют в Анталье свой бизнес, и, в основном, он относится к гостиничной или развлекательной сфере. Многие из них поставили дела в Анталье через своих российских или израильских партнеров. По словам осведомленного источника, призыв, делавшийся ныне покойным премьер-министром Андраником Маргаряном к армянской политической элите не отдыхать в Анталье, на деле имел совершенно другой подтекст: не вкладывайте туда свои деньги.

К событиям 1 марта

Члены Группы по сбору фактов о событиях 1 марта Седа Сафарян и Андраник Кочарян подготовили свой 5-й по счету доклад, в котором приводятся доказательства участия в этих событиях армии. Доклад содержит также правовые обоснования недопустимости вовлечения армии в политические процессы. Приведенные факты сводят на нет все попытки властей отрицать применение военной техники, транспорта и личного состава армии в событиях 1 марта 2008 года - до введения чрезвычайного положения. ("Айкакан Жаманак").

Газете "Айкакан Жаманак" стало также известно, что проект резолюции "О вовлечение армии в события 1-2 марта 2008 года в Армении", находящийся в обращении в ПАСЕ, направлен в Мониторинговую комиссию. По нашим сведениям, пишет газета, проект будет рассмотрен на июньском заседании Мониторинговой комиссии. "Мониторинговая комиссия вполне может принять решение включить этот скандальный проект в повестку пленарного заседания ПАСЕ. В 8-пунктном документе предлагается привлечь к личной ответственности всех должностных лиц, причастных к вовлечению армии в события 1 марта. В документе власти Армении обвиняются в осуществлении 1 марта 2008 года государственного переворота. Если проект попадет в повестку пленарного заседания ПАСЕ, то режим Армении ожидают трудные деньки", - заключает газета.

По сообщению газеты "Аравот", Европейская комиссия опубликовала ежегодный отчет о Политике Европейского соседства (ПЕС), где говорится об успехах 12 стран в деле осуществления Программы действий ПЕС. В частности, сообщает газета, в разделе, относящемся к Армении, наряду с многими решенными задачами, указано:

"Нет прогресса в вопросе подписания и ратификации Римского статута Международного уголовного суда Гааги".

О "поясе безопасности" Нагорного Карабаха

В беседе с газетой "Капитал", директор Института истории НАН Армении Ашот Мелконян, говоря о вопросе заселения освобождённых территорий, сказал:

"Правильным решением в данном вопросе является заселение освобождённых территорий, которое, между прочим, давно уже должно было быть сделано. Изначально отношение к этим территориям, как к предмету споров, было неправильным, к тому же, оно не оправдало себя. Понимаете, было бы неправильным решение выделить сейчас средства для заселения этих территорий, заселить их, а затем отдать их Азербайджану, в связи с чем и разговор об этом является излишним. Сейчас необходимо просто признать свою ошибку. Освобождённые территории являются неотделимой частью нашей родины, более того, это не просто территории - они буквально совпадают с границами меликства Хамсы. В 18 веке Надир Шах, понимая, что армянские меликства (княжества) могут стать могущим барьером для продвижения турков, сделал всё возможное для присвоения им статуса независимости. Освобождённые территории не просто границы, а жизненно важные, насущные границы и они предполагают жизнеспособность Республики Нагорный Карабах. Естественно, любая уступка, связанная с ними является прямым ударом по безопасности Карабаха".

Внутренняя политика

По сообщению источников в Москве, после публикации в ряде российских газет информации об имуществе высокопоставленных должностных лиц Армении, генеральный прокурор Армении Агван Овсепян отправился в Москву. Согласно источникам газеты "Айкакан Жаманак", Овсепян попытался привлечь эти газеты к судебной ответственности, однако ему дали понять, что он не совсем хорошо представляет с чем имеет дело, с какими СМИ. Таким образом, миссия Овсепяна провалилась.

А эти российские газеты опубликовали не только сведения о доходящих до миллиардов состояниях должностных лиц, но и подробно расписали, какими путями они сколотили свои состояния. Генпрокуратура Армении так и не возбудила уголовных дел по следам этих публикаций, хотя в них речь шла о серьезных уголовных обвинениях и о расхищении Армении со стороны конкретных лиц.

На вопросы "Вестника Кавказа" отвечает координатор центрального офиса оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК) Левон Зурабян

На одном из последних митингов АНК назвал сроки (с июня по сентябрь) проведения внеочередных выборов. Чем обусловлена подобная конкретика?

Это предложение исходит из трезвой оценки политической ситуации в стране. Мы считаем, что дальнейшее затягивание решения о проведении внеочередных выборов будет только углублять политический кризис, накапливать провалы в экономике, а также во внутренней и внешней политике. Более ранние сроки являются нерациональными, учитывая необходимость модификации Избирательного кодекса в соответствии с рекомендациями Совета Европы и исходя из необходимости создания адекватной среды в СМИ. В первую очередь я имею в виду выполнение требования Европейского суда о предоставлении возможности для участия в конкурсе по распределению телечастот независимой телекомпании "А1+", закрытой властями 8 лет тому назад. Между тем, как бы мы того не хотели, но решение о проведении внеочередных выборов должны принять действующие власти. Мы делаем все от нас зависящее, но выбор - идти на политический компромисс или на дальнейшую конфронтацию - остается за властями. Мы же готовы на любой их выбор.

Вы не исключаете, что армянские власти могут объявить о внеочередных выборах. На чем основан ваш оптимизм или романтизм?

Цели, которые мы ставим, не являются романтическими. Любая уважающая себя нация должна добиваться утверждения демократического правления и конституционного порядка. Никакого романтизма я в этом не вижу. Представители "Солидарности" боролись девять лет против тоталитарного режима: сидели в тюрьмах, движение переживало подъемы и спады, но, в конце концов, они добились своего. И мы добьемся своего, причем намного раньше, так как имеем дело с куда более жалким клептократическим режимом.

Какие факторы могут послужить основой для смены власти?

Тяжелейшая экономическая ситуация, падение жизненного уровня, который произошел в Армении достаточны не то, что для одной, а для семи смен правительства.

Почему же в Армении этого не происходит?

Сегодня у власти находятся люди, у которых доминирует не политическое мышление, а повадки, присущие воровской банде, которая готова применить любые средства вплоть до кровопролития, чтобы подавить любые политические протесты. Они это продемонстрировали 1 марта. Однако реальные процессы показали, что надежды властей на то, что со временем протестные настроения заглохнут или улягутся, не оправдались. Более того, в стране сложилась беспрецедентная ситуация: со времени президентских выборов прошло уже два года, однако народ не отступает. Это служит индикатором того, что политический кризис сам по себе не разрешится. Самое главное для начала процесса преодоления политического кризиса это освобождение всех 14 политзаключенных.

АНК неоднократно заявлял, что избрал конституционный путь борьбы. Между тем, в последнее время участились разговоры о том, что население разочаровывается в оппозиции. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Разговоры о разочаровании населения оппозицией начались еще два с половиной года назад. Эти разговоры утихают, когда повышается темп массовых акций протеста, и наоборот усиливаются, когда происходит какая-то, пусть даже самая короткая пауза в демонстрациях. АНК всегда прекращал эти разговоры конкретными делами. От нас требуют, чтобы мы всегда нажимали бы только на педаль газа. Политика - довольно сложный процесс и, учитывая опасные обочины на нашем пути, иногда мы должны нажимать и на тормоз. Только так можно преодолеть сложный путь, который ведет нас к победе.

В Армении тяжелая социально-экономическая ситуация, но народ не прибегает к стихийному бунту как способу выражения недовольства, как это произошло в Киргизии.

Какую роль в подобном раскладе событий, на ваш взгляд, играет оппозиция в лице АНК?

Путь, с помощью которого в Киргизии попытались решить проблемы, является по сути разрушительным. Думаю, что многие годы уйдут на то чтобы компенсировать эти разрушения. В Армении народ не прибегает к стихийному бунту, потому что в стране действует объединенная оппозиция, с которой общество связывает свои надежды на перемены. АНК сдерживает подобный социальный взрыв в стране. Мы считаем, что возможно добиться победы без кровопролития, через сложный, но регулируемый политический процесс. Учитывая тяжелую геополитическую ситуацию, в которой находится Армения, мы не имеем права подвергать угрозе интересы национальной безопасности Армении через дестабилизацию государства.

АНК подготовил программу "100 шагов", нацеленную на оздоровление экономики. Планирует ли вы разработать программы по преобразованию других сфер?

Хочу вначале остановиться на предлагаемых АНК преобразованиях в экономике. Ключевым в программе "100 шагов" являются конкретные экономические механизмы, позволяющие рассредоточить гиперконцентрацию экономических ресурсов, находящихся в руках нескольких олигархов, и создать благоприятные экономические условия для среднего и мелкого предпринимательства. Программа в основном направлена на реформацию социально-экономической политики. В рамках АНК создано "теневое правительство". Практически по всем направлениям работают соответствующие комиссии, и скоро мы представим обществу наши разработки в сфере науки, образования и здравоохранения.

В одном из своих выступлений вы заявили, что нынешняя власть, помимо насилия и диктата, держится на поддержке внешних сил, заинтересованных в реализации "своих рецептов" урегулирования армяно-турецких отношений и конфликта в Нагорном Карабахе и преследующих свои геополитические цели. Что может противопоставить АНК этой поддержке?

АНК не является сторонним наблюдателем в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений. У нас есть возражения и оговорки, которые мы всегда озвучиваем. С одной стороны, наша позиция позволяет создать такую атмосферу, в которой власти не могут пойти на совершенно неприемлемые для национальных интересов Армении сделки. С другой стороны, наша критика позволяет властям, ссылаясь на давление оппозиции, все-таки добиваться более благоприятных формулировок в переговорном процессе. Между тем, в какой-то момент ресурс, который руководство страны использует для укрепления собственной власти, начнет изнашиваться. Ведь этот ресурс основан на обещаниях уступок и в том, и в другом вопросе, которые дало армянское руководство внешним силам. Неспособность выполнить эти обещания в конце концов приведет к потере заинтересованности международного сообщества в поддержке диктаторского режима.

Экономика

С целью обеспечения соответствующего нормативного поля для экспорта производимой в Армении электроэнергии, сегодня на заседании правительства министерство энергетики и природных ресурсов представило два проекта договоров. Первый касается соглашения между правительствами Армении и Грузии о транзите электроэнергии, второй касается соглашения между правительствами Армении и Грузии о предоставлении взаимопомощи в случае аварий или ЧП на электроэнергетических объектах. По документу, в рамках имеющихся технических возможностей стороны будут обеспечивать транзит электроэнергии по своей территории по экономически обоснованным тарифам, независимо от происхождения энергии, места поставки и владельца.

Не исключается, что этими документами Армения готовит почву для экспорта электроэнергии в Турцию и южные районы России через Грузию. ("Капитал").