В Приднестровье 9 апреля прошли торжества по случаю 300-летия "первой украинской конституции", известной как "Бендерская конституция Пилипа Орлика". В мероприятии приняли участие президент Приднестровья Игорь Смирнов, заместитель председателя Верховной рады Украины Николай Томенко, посол Украины в Молдавии Сергей Пирожков, ректор Приднестровского университета Степан Берил. Ситуацию прокомментировал 9 апреля для ИА REGNUM Новости кандидат исторических наук, сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков.

Прежде всего, необходимо пояснить, кто такой собственно Пилип Орлик. Он был сторонником Мазепы и служил у него генеральным писарем до тех пор, пока Мазепа не изменил Петру I. Потом Орлик бежал вместе с Мазепой и остатками его сторонников в Османскую империю, где в 1710 выработал так называемую "Конституцию прав и вольностей Войска запорожского". Именно это событие украинские националисты, и, как выясняется, не только они, расценивают как появление некой первой конституции, причём не просто конституции Украины, а именно первой конституции в мире, поясняя, что она появилась у Украины раньше, чем у США.

После смерти Мазепы жалкая кучка эмигрантов-мазепинцев избрала Орлика гетманом. Естественно, его гетманство было нелегитимным. Впоследствии Орлик прославился как мастер плетения интриг. Находясь в эмиграции, он призывал европейские страны осудить Россию и пытался вернуться на территорию гетманщины под любым протекторатом - крымско-татарским, турецким или шведским. В любом случае, он до конца проводил чёткий антироссийский курс, и, учитывая, что большинство населения гетманщины поддержала Петра I и Россию, то, соответственно, и антиукраинский. Также стоит отметить, что его "конституция" не играла никакой политической или юридической роли. Это были своего рода пожелания, написанные в интересах верхушки казацкой старшины.

На самом деле, довольно странно, что это событие отмечается в Приднестровье, причём на высшем уровне. Было бы понятно, если бы это проходило на Украине, когда там правил Виктор Ющенко, так как это очень вписывается в концепцию истории, которую Ющенко и его команда отстаивали и проводили в жизнь наряду с так называемым "геноцидом в Батурине", "победой при Конотопе" и пр. В чём тут причина? Прежде всего, очевидно, что первую скрипку в происходящем играют украинские националисты, как местные, которые находятся в Приднестровье и поддерживаются из Украины, так и те силы, которые в данный момент проиграли на украинских выборах, но отнюдь не смирились со своим поражением и считают свою нынешнюю неудачу делом временным, готовясь взять реванш. Почему у них на поводу пошло руководство ПМР - это другой вопрос. Очевидно, здесь имеют место обширные закулисные интриги, в том числе, и по церковной линии, поскольку надо отметить, что одним из главных пунктов конституции Орлика было требование о том, чтобы православная церковь в гетманщине перешла от Московской патриархии к Константинопольской.

Можно сказать, что по аналогии с событиями начала XVIII века украинские националисты переносят свою работу за пределы Украины, в Приднестровье, которое они намерены поглотить и присоединить к Украине. Естественно, делается это в основном не на высшем уровне, а на уровне настроений и политических ориентаций приднестровской среды. Вообще, данный случай можно расценить как выпад и против нынешней Российской Федерации, и против собственно России. Тем более это весьма странно и горько слышать с учётом того, что население ПМР настроено очень пророссийски и прорусски, что было подтверждено на референдуме 2006 года (17 сентября 2006 года в ПМР состоялся референдум, по результатам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости). И ответственность за нынешнюю ситуацию несёт не только приднестровское руководство и украинские националисты, но и руководство Российской Федерации, которое не уделяло и не уделяет должного внимания Приднестровью, рассматривая его лишь как фактор размена в игре с Румынией и Молдавией. Москва не рассматривает Приднестровье как часть русского и российского исторического пространства. Приоритетом оказываются далёкие от нас в духовном отношении Абхазия и Южная Осетия, а родное Приднестровье остаётся на задворках, благодаря чему там увеличивают своё влияние силы, противостоящие России, прежде всего, украинские националисты, которые как раз относятся к Приднестровью с очень большим вниманием.