Проведение структурных реформ в электроэнергетическом комплексе Российской Федерации является в настоящее время одной из приоритетных задач государства.

1) С учетом этого Правительством Российской Федерации были утверждены Основные направления реформирования электроэнергетики, представляющие собой общую стратегию развития реформ. Одной из основных задач в рамках данной стратегии являлась задача по созданию системной правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики и регламентирующей правоотношения в новых, конкурентных, условиях функционирования отрасли. В этой связи в развитие Основных направлений Правительство Российской Федерации утвердило План мероприятий первого этапа реформирования, которым предусматривалось принятие значительного числа нормативных актов, направленных на решение поставленной задачи. В рамках данного плана, в частности, разработаны и приняты постановления Правительства РФ об основах ценообразования в электроэнергетике, о критериях отнесения объектов к ЕНЭС, обеспечено создание инфраструктуры оптового рынка путем создания ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "ЦДУ ЕЭС", НП АТС, а также создание атомной генерирующей компании. Однако в ходе реализации плана мероприятий выяснилось, что принятие значительного числа содержательно наполненных нормативных актов, обеспечивающих достижение целей реформирования невозможно в условиях отсутствия концептуальных изменений в системе законодательства. Исходя их этого основная работа Комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики, министерств и ведомств на том этапе была сосредоточена на скорейшем принятии пакета федеральных законов по реформированию электроэнергетики.

2) Законопроекты были подготовлены с учетом результатов заседания Правительства Российской Федерации (февраль 2002 г.), замечаний ГГПУ Президента РФ, предложений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, замечаний органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в апреле 2002 г.

После внесения пакета федеральных законов по реформированию электроэнергетики в Государственную Думу, в июне 2002г., по предложению Государственной Думы была сформирована трехсторонняя рабочая группа из числа представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проекты были приняты Государственной Думой в первом чтении 9 октября 2002 года, во втором - 14 февраля 2003 года, в третьем - 21 февраля 2003 года.

26 марта 2003 г. одобренные Советом Федерации законы были подписаны Президентом Российской Федерации, за исключением Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении", который был одобрен позднее с учетом доработки и был подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2003 г.

3) Параллельно с законодательной велась активная работа по созданию инфраструктуры будущего конкурентного рынка электроэнергии.

23 ноября 2001 года было создано некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы", основной целью деятельности которого является организация купли-продажи на оптовом рынке электроэнергии.

За время своей работы НП "АТС" подготовлены и отлажены основные элементы торговой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии переходного периода: система сбора и обработки заявок от участников рынка, система проведения торгов в секторе свободной торговли и планирования режима на сутки вперед, система расчета обязательств, система передачи результатов торгов участникам и система проведения финансовых расчетов.

В 2002 году в качестве 100% дочерних обществ ОАО РАО "ЕЭС России" были созданы ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", являющиеся организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системным оператором соответственно.

В состав советов директоров ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" входят по 6 представителей Российской Федерации из 13 их членов, председателем советов директоров в обеих компаниях является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко.

Государственная регистрация ОАО "ФСК ЕЭС" состоялась 25 июня 2002 года. Уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС" составляет 127 млрд. рублей. В состав ОАО "ФСК ЕЭС" передаются магистральные линии электропередачи и сетевое оборудование, необходимое для их эксплуатации, принадлежащие ОАО РАО "ЕЭС России", кроме того, передаче ОАО "ФСК ЕЭС" подлежат магистральные сети АО-энерго, относящиеся, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881, к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Государственная регистрация ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" состоялась 17 июня 2002 года. Уставный капитал ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" составляет 992,8 млн. рублей. В состав ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" передается Центральное диспетчерское управление ЕЭС и объединенные диспетчерские управления (ОДУ), а впоследствии региональные диспетчерские управления (РДУ), принадлежащие в настоящее время в АО-энерго. С 21 июля 2002 года функции по оперативно-диспетчерскому управлению в Единой энергетической системе России переданы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

4) Продолжается рассмотрение проектов реформирования АО-энерго. До конца 2002 года всеми АО-энерго, подлежащими реформированию, были разработаны и направлены в РАО "ЕЭС России" проекты реформирования. До одобрения проектов Советом директоров РАО "ЕЭС России", они проходят согласование с миноритарными акционерами общества, а также утверждаются рабочей группой при комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики. По состоянию на 30 мая 2003 года, Правлением РАО "ЕЭС России" было утверждено 43 проекта реформирования АО-энерго, рабочей группой по рассмотрению проектов реформирования АО-энерго при Комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики было утверждено 42 проекта, Советом директоров РАО "ЕЭС России" - 11 проектов.

Кроме того, Комиссией Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики были одобрены "пилотные" проекты реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, предполагающие реорганизацию согласно базовому варианту реформирования четырех АО-энерго - ОАО "Тулэнерго", ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Брянскэнерго" и ОАО "Орелэнерго" - с последующим созданием на их основе: генерирующей компании, распределительной сетевой компании и сбытовой компании, объединяющих соответствующие компании всех четырех регионов.

29 мая 2003 Совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил согласованный текст Концепции стратегии РАО "ЕЭС России" на период 2003 - 2008 гг. В данном документе дано описание миссии и целей РАО "ЕЭС России", основные этапы реформы электроэнергетики и, в ее рамках, реформы холдинга РАО "ЕЭС России" (дочерних компаний и материнской компании общества). В концепции изложены также механизмы, которые предполагается использовать при реструктуризации компаний электроэнергетики, а также направления дальнейшего развития компаний холдинга. При этом окончательное решение по вопросам, связанным с реформированием, остается за Правительством Российской Федерации, поскольку концепция имеет статус корпоративного документа.

5) Проект распоряжения Правительства Российской Федерации, утверждающий План мероприятий реформирования электроэнергетики на 2003-2005 годы, был разработан с учетом необходимости решения приоритетных задач, обозначенных пакетом федеральных законов, регламентирующих процесс реформирования.

Исходя из общей динамики развития реформы и на основании проведенного детального анализа международного опыта реформирования представляется, что такими первоочередными задачами ближайшего времени являются:

поэтапная либерализация цен на электроэнергию;

реорганизация региональных энергетических компаний (АО-энерго);

запуск оптового рынка электроэнергии переходного периода;

создание организационных и правовых механизмов, необходимых для запуска розничных рынков электроэнергии переходного периода;

разработка программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;

развитие технологической инфраструктуры электроэнергетики.

6) Первым шагом на пути практического построения системы конкурентных отношений в электроэнергетике должен стать запуск до конца текущего года сектора свободной торговли оптового рынка с установленным предельным уровнем цен в рамках фиксированного объема электроэнергии (от 5 до 15 %), допустимого к реализации на таком секторе. Темпы либерализации цен на электрическую энергию в значительной степени продиктованы непосредственно статьей 10 федерального закона о переходном периоде, согласно которой запуск полностью конкурентного рынка не может состоятся ранее 1 июля 2005 г. При этом, принимая во внимание анализ динамики осуществляющихся в настоящее время процессов формирования и развития рыночных институтов, можно сделать вывод о том, что наиболее вероятным сроком полной либерализации отношений на рынках электроэнергии станет середина 2006 г. - начало 2007 г. До этого момента предполагается поэтапное наращивание доли конкурентной торговли в рамках оптового рынка.

7) Развитие конкурентных отношений на оптовом розничных рынках электроэнергии в наибольшей степени зависит от темпов формирования их субъектного состава путем реорганизации АО-энерго, а также создания оптовых генерирующих компаний. Предполагается, что формирование рыночной инфраструктуры розничных рынков должно в основном завершится к началу 2006 г. Однако данный срок может быть скорректирован с учетом анализа хода реализации "пилотных" проектов, осуществляемых в настоящее время. Что касается создания ОГК, то соответствующий проект постановления в настоящее время разработан и согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами.

8) Планом мероприятий реформирования электроэнергетики на 2003-2005 годы в развитие положений пакета законов предусматривается разработка и принятие 48 документов. С учетом определенных выше первоочередных задач принятие документов, обеспечивающих необходимых для их реализации мероприятий, отнесено проектом Плана на III-IV кварталы 2003 г. и I квартал 2004 г.

В частности для запуска оптового рынка переходного периода необходимо принятие до конца текущего года соответствующих правил оптового рынка переходного периода, обеспечение возможности функционирования АТС в качестве полноценного коммерческого оператора рынка, определение границ ценовых зон оптового рынка, создание механизма по обеспечению равного доступа к инфраструктуре рынка, утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках.

9) Правила оптового рынка переходного периода, в свою очередь, должны определить предельный объем электроэнергии, продажа которого разрешается по нерегулируемым ценам, порядок осуществления такой торговли, субъектный состав оптового рынка, порядок организации коммерческого учета электроэнергии, особенности участия поставщиков в оптовом рынке электроэнергии, связанные с условиями закупки топлива. В рамках решения этой задачи необходимо сформировать сектор свободной торговли электроэнергией на оптовом рынке электрической энергии в объеме 5-15%, обеспечить эффективное функционирование НП "АТС" и передачу ему функций организатора торговли на оптовом рынке электрической энергии, сформировать платежную систему оптового и розничного рынков электроэнергии.

10) В рамках реализации мероприятий по созданию условий для запуска розничных рынков переходного периода предусматривается принятие до конца текущего года порядка предоставления отдельным категориям потребителей обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и утверждение положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам. Однако основным условием является введение специализированного института гарантирующего поставщика.

11) Исходя из этого, в I квартале 2004 г. предполагается внесение в Правительство Российской Федерации правил розничных рынков электрической энергии, которые должны определить:

порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика и границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии;

порядок полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, как в случае нарушения своих обязательств потребителями, обслуживаемыми гарантирующими поставщиками, так и в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий;

порядок взаимодействия субъектов с технологической инфраструктурой розничных рынков.

12) Для целей скорейшего и эффективного развития электросетевого хозяйства и системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, которые составляют единую технологическую инфраструктуру электроэнергетики, представляется необходимым принятие до конца этого и в начале следующего года следующих базовых документов:

правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, включающие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности такого присоединения;

порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также перечня субъектов оперативно-диспетчерского управления;

методики определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в регулируемых сферах деятельности;

порядка согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике;

порядка предоставления межсистемных электрических связей;

введение тарифов на передачу электроэнергии по электрическим сетям.

13) Во второй половине 2004 года и 2005 году предполагается дальнейшая разработка документов, обеспечивающих формирование условий для организации функционирования конкурентных оптового и розничных рынков электрической энергии. С учетом предполагаемой даты запуска конкурентного рынка в проекте Плана определены сроки разработки и представления в Правительство Российской Федерации проектов постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающих правила оптового рынка электрической энергии, основные положения функционирования оптового рынка электрической энергии, основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, и иных документов, развивающих положения Федерального закона "Об электроэнергетике", вступающих в силу вместе с правилами оптового рынка, и применимых в конкурентных условиях функционирования оптового и розничных рынков.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий реформирования электроэнергетики на 2003-2005 годы был одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики 23 мая 2003 года.