От антисемитизма к антиамериканизму: дрейф Польши перед президентскими выборами
Праймериз в польской партии "Гражданская платформа", результаты которых призваны определить кандидата от партии на пост президента страны, близятся к финишу. Уже завершилось голосование по почте, 19 марта стартовало голосование по интернету. В праймериз участвуют лишь члены партии "Гражданская платформа", зарегистрировавшиеся до середины февраля, то есть около 46 тысяч человек. Они выбирают между министром иностранных дел Польши
Помимо того, что на стороне Коморовского - годы работы в партии, против конкурирующего с ним главы внешнеполитического ведомства в последнее время началась активная кампания. Старт пропаганды против Сикорского удивительным образом совпал с отказом премьера страны
Известный скандалист, соратник Сикорского по партии Януш Паликот обрушился на главу МИД с обвинениями в том, что его супруга, журналистка и советолог Энн Эпплбаум пишет для американского издания, и что Сикорски - на самом деле до сих пор член оппозиционной партии "Право и справедливость". Вдобавок к сказанному Паликот заявил, что поддерживает кандидатуру Коморовского. Эта фраза, по мнению следящих за политикой граждан страны, должна была натолкнуть их на мысль о том, что атака на жену Сикорского была одобрена сторонниками Коморовского. Паликот особо акцентировал внимание на независимости Энн Эпплбаум - на том, что супруга будущего президента не должна высказывать отличную от мнения политика позицию.
Впрочем, идея о том, что "Сикорский не сумеет заручиться поддержкой большого количества избирателей, поскольку его супруга - еврейка" на тот раз в польском обществе не прижилась, несмотря на то, что, старшее поколение поляков страдает фобией по отношению к евреям, а саму идею успела озвучить влиятельная Gazeta Wyborczа. Во-первых, большое количество поляков даже не вспоминает о существовании Энн Эпплбаум. Во-вторых, даже если они в период кампании и "откроют" для себя Эпплбаум, то это сыграет только на руку Сикорскому, так как западная пресса и ее сотрудники пользуются большим уважением у поляков. Но американизм в последнее время потерял былую поддержку общественности, а "правильное" его использование, с акцентом на "угрозу национальным интересам" ещё может настроить народ против американцев, а значит и против четы Сикорских.
Комичным во всей этой истории является то, что на защиту интересов Польши и против американизма встал именно Януш Паликот - главный критик Леха Качиньского. Некоторые аналитики утверждают, оба эти политика заключили союз, иначе невозможно объяснить такого совпадения интересов. Команда нынешнего президента не желает видеть Сикорского кандидатом в президенты поскольку считает его опасным соперником для Леха Качиньскго, а Януш Паликот - просто завидует такому быстрому продвижению. На сторону Сикорского встал его бывший коллега по правительству в период правления ПиС, экс-лидер партии "Лига польских семей" (LPR)
В 2003 году Энн Эпплбаум выпустила в свет обширное исследование истории сталинского
По ее словам, избрание неизвестных политиков на посты президента или главы МИД ЕС, приводит к тому, что "истинные руководители" ЕС
Но противники Сикорского не отступают. Отмечая, что центр интересов Эпплбаум находится в США, противники Сикорского с ужасом констатируют возможность того что супруги разговаривают о политике дома... Развернулась настоящая антиамериканская кампания, которая реально может составить конкуренцию польскому антисемитизму.. "Поляки должны выбрать президентом абсолютно независимое от иностранных государств лицо", - отмечают противники главы МИД Польши. Как бы предугадывая обвинения в наличии у неё американского гражданства, Эпплбаум заявила, что хотела бы получить польский паспорт, но из рук следующего президента.
А пока средства массовой информации обсуждают жену Сикорского, сам министр преподносит её наличие как достижение: "Тот, кого хорошо знают на Западе, и кто имеет жену американку, был бы политическим событием интеллектуальной Европы. Такого президента чаще бы приглашали". Поможет ли это Сикорскому на праймериз в партии, станет известно уже через неделю. Однако и недели достаточно для того, чтобы всплыл еще один эпизод из жизни главы МИД, который помешает ему возглавить государство.