Интрига, завязанная в турецко-американских отношениях, связанная с принятием комитетом по международным делам Палаты представителей Конгресса США резолюции по Геноциду армян, завершилась пока всего лишь промежуточной развязкой. После шести часов обсуждения 23 голосами против 22 эта резолюция была все же принята.

Этому предшествовала ожесточенная открытая и скрытая борьба лоббирующих группировок. Посол Турции в США Намык Тан встречался с представителями влиятельного еврейского лобби для приостановки обсуждения данного вопроса в Конгрессе. Но, как считает бывший посол Турции в США Фарук Логоглу, шансы у армянских лоббистов были высоки, поскольку стало заметно слабеть влияние еврейского лобби в отношении поддержки Турции, как это бывало раньше. До начала обсуждения резолюции президент Турции Абдулла Гюль связывался по телефону с президентом США Бараком Обамой. Госсекретарь Хиллари Клинтон звонила председателю Комитета Ховарду Берману и предупреждала, что положительный исход голосования может поставить под угрозу процесс примирения между Арменией и Турцией, предлагала изменить в резолюции формулировки.

Действовал и Азербайджан. Он предложил парламенту Турции в качестве упреждающей меры квалифицировать трагические события в Ходжалы как геноцид. В итоге за короткое время на сторону Турции в Конгрессе перешло значительное число конгрессменов, но она все же проиграла партию с перевесом в один голос. По мнению директора бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу, произошло это еще и потому, что "госсекретарь США Клинтон и президент Обама не проявили необходимых усилий для нейтрализации действий армянского лобби в Комитете Конгресса". Если это так, то для этого у американской администрации имелись свои соображения.

Турцию действительно загоняли в угол, предлагая ей сразу несколько сложных тестов. Первый: провести ратификацию парламентом цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений. Но против этого резко выступил Азербайджан, который опасается прорыва Армении без принятия предлагаемых условий по карабахскому урегулированию. Если бы Турция пошла на такой шаг, то она теряла бы Азербайджан в качестве своего союзника в Закавказье. Тем не менее, выбраться из такой ловушки у Турции был шанс - не идти на поводу Азербайджана и считаться, прежде всего, со своими национальными интересами. Когда в октябре прошлого года Армения и Турция подписали цюрихские протоколы о нормализации отношений, ЕС и США назвали это "историческим событием". В мире рассчитывали, что через "турецко-армянский коридор" удастся провести проект, который позволил бы, по словам глава МИД Турции Ахмета Давутоглу, ввести "недостающее звено в ту целостную картину, которую хотела бы видеть Турция на Южном Кавказе, забыть прежнюю вражду и спроецировать в будущее позитивные аспекты общей истории".

Баку также имел шанс принять обновленные Мадридские принципы и начать на первом этапе процесс освобождения занятых армянскими войсками районов. Параллельное осуществление цюрихских протоколов и Мадридских принципов могло бы заметно оздоровить политическую ситуацию на Южном Кавказе и предоставить сторонам возможности для дальнейшего продвижения в сторону закрепления мирных тенденций в регионе. Не получилось. А получилось то, что кипрский и карабахский конфликты начинают вводиться уже в систему цивилизационного противостояния мусульманской Турции и христианского Запада.

Второй тест: еще в феврале нынешнего года Белый Дом выступил с предложением заключить с Турцией соглашение о размещении на ее территории противоракетного радара, предназначенного для слежения за Ираном. В ответ Анкара потребовала, чтобы эта акция получила поддержку, "в том числе финансовую, со стороны других стран НАТО". Анкара дала понять, что времена, когда она выстраивала свое военно-техническое сотрудничество с США только на основе двухсторонних соглашений, проходят. Поэтому она не желает выбиваться из общих европейских рядов и портить отношения с ЕС, куда продолжает настойчиво стремиться. К тому же размещение американского радара на своей территории, подорвала бы отношения Анкары с Тегераном, которые так настойчиво выстраивала в последнее время турецкая дипломатия. То есть, и в этом случае Турция была поставлена перед необходимостью принести жертву. Третий тест: квалифицированная оценка характера складывающихся отношений США и Турции в целом. По словам президента Абдуллы Гюля, США, "чтобы на выборах получить 3 или 5 голосов от представителей диаспоры, голосуют против союзной им страны".

Не случайно сразу после принятия резолюции в турецких СМИ был организован вброс информации о возможных вариантах ответных действий Анкары. По мнению газеты "Сабах", речь идет об отмене визита в США госминистра Зафера Чаглаяна, намеченного на 19 марта, а также отказе от участия в предстоящем там 11-14 апреля саммите по вопросам ядерной безопасности главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Что касается перспектив военно-технического сотрудничества, то контрмеры турецкой стороны могут предусматривать пересмотр ряда совместных военных проектов, ограничение использования воздушного пространства Турции со стороны ВВС США и турецких баз блоком НАТО. А в стратегической области, как отмечает газета, Турция будет "продолжать процесс сближения с Россией".

Но и тут ей могут вновь помешать "азербайджанские гири". В Баку, например, высказываются предложения, чтобы Анкара в качестве одного из условий стратегического партнерства с Россией потребовала, чтобы Государственная Дума РФ отменила свое решение о признании событий в Турции начала прошлого века геноцидом.

Но главные события пока разворачиваются на американской площадке. Анкара с целью блокировать прохождение резолюции через Палату представителей намерена обратиться с просьбой к ведущим военно-техническим партнерам, таким как Boeing, Lockheed Martin и United Technologies, для того, чтобы они провели соответствующую работу с американскими конгрессменами. Это свидетельствует о том, что в Турции не совсем уверены, что президент Барак Обама наложит на резолюцию вето, как это сделал Джордж Буш в 2007 году. Правда, в Белом Доме заявляют, что резолюция не продвинется дальше голосования в комитете по иностранным делам и не будет вноситься на голосование палаты представителей. Дата общего голосования по резолюции пока не обозначена. Если Белый Дом решится все же ввести эмбарго, то сделает это, скорее всего, после 24 апреля, когда будет отмечена 95-я годовщина Геноцида армян. Возможно, к этому времени удастся все же разрубить " гордиев узел", но уже за счет неординарных решений в отношении цюрихских протоколов. Как считает азербайджанский Политолог Расим Мусабеков, каждый раз, когда в Конгрессе США поднимался армянский вопрос, "американцы что-то от Турции получали".

Определенная ясность в этом отношении наступит после визита по приглашению президента Барака Обамы премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Вашингтон, намеченного на 11 апреля. Как считает турецкая газета Hurriyet Daily News, он будет проходить в критический для Анкары период, что во многом и предопределит ее дальнейшие дипломатические действия.