Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze публикует статью своего комментатора, политолога Юриса Пайдерса, посвященную проблемам завышенного, по его мнению, курса национальной валюты. Приводим ее текст полностью:

"Если Конституционный суд продолжит так же последовательно выносить вердикты по решениям, принятым правительством и Сеймом, то в следующие два года нам в очередной раз придется консолидировать бюджет. Но уже не на обещанные министром финансов Эйнаром Репше 700 млн. латов, а на более чем 1 миллиард латов. Вспомним, что дефект латвийской экономики (мы долгое время импортировали намного больше товаров широкого потребления, нежели могли за них заплатить общим экспортом) можно отрегулировать двумя способами: снизив ценность лата по отношению к другим валютам (девальвировав лат) или не менять стоимость лата, но сократив все потребительские издержки, в том числе и судей и других работников, пособия и пенсии на процент девальвации (внутренняя девальвация). Выбор Латвии и Балтии не девальвировать национальные валюты на мировом фоне выглядят весьма странно. Государства, которые позволили своим валютам обесцениться (Великобритания, Польша, Швеция и т.д) из кризиса вышли, либо кризис в них протекает гораздо в более легкой форме, нежели в Латвии. В свою очередь примеров успешной внутренней девальвации очень мало.

Почему большинство стран, когда начался кризис, не выбрали путь, которым пошла Латвия - внутреннюю девальвацию? Ответ на этот вопрос мы понемногу начинаем получать в свете решений Конституционного суда. Чтобы провести внутреннюю девальвацию, необходимо, чтобы были пересмотрены практически все (как частные, так и государственные) договора (законы), которые касаются потребительских трат. В случае девальвации, когда ценность национальной валюты уменьшается по отношению к другим валютам, то все договора остаются в силе. В Великобритании все договора (законы) о зарплатах, пособиях и пенсиях в британских фунтах действуют, хотя фунт по отношению к доллару потерял треть от своей прежней стоимости. Британскому правительству, чтобы выполнять свои обязательства в фунтах стерлингах надо на треть меньше валютных доходов. То же самое относилось бы и к Латвии. Если бы Банк Латвии позволил лату свободно колебаться в 15% границе и рынок оценил бы лат на 15% ниже, нежели он оценен сейчас, то на выплату пенсий и пособий потребовалось бы на 15% меньше денег из Международного валютного фонда и Европейской комиссии. Это элементарная математика. Девальвированная валюта теряет свою стоимость по отношению к другим валютам, но внутренние обязательства остаются в этой же самой валюте!!!

Внутренняя девальвация эффективно только в том случае, когда все стороны добровольно согласны на изменение условий. Конечно, а так же в том случае, когда власть незаконно всем навязывает новые условия и никто не протестует. Но как только какая-то группа требует, чтобы соблюдались принципы правового государства, внутренняя девальвация заканчивается. В Латвии этот процесс начался. Конституционный суд сначала отменил снижение пенсий, затем снижение зарплат судей. И это только начало, на очереди стоят получатели пенсий по выслуге лет, пенсионеры, досрочно вышедшие на пенсии и т.д. Если руководствоваться аналогиями, то Конституционный суд должен будет вынести аналогичные решения по многим будущим делам и консолидация бюджета будет приближаться к одному и более миллиардам латов. Внутренняя девальвация эффективна тогда, когда все на нее согласны. Сейчас же началось несправедливое и не пропорциональное разделение. Допустим, что всем в Латвии надо девальвировать доходы на 15%, но Конституционный суд половине жителей (судьи, депутаты, пенсионеры) разрешил свои доходы не девальвировать как остальным, и теперь чтобы получить тот же самый экономический эффект (сохранить стабильность лата) остальные свои должны потребительские расходы девальвировать на 30%!!! Это элементарная математика.

Так почему Латвия избрала путь, от которого отказалась большинство развитых стран? Почему в латвийской законодательной системе настолько выражен протекционизм банков? Один из ответов - основные люди, ответственные за принятие решений, включая правление Банка Латвии и серых кардиналов, по уши в долгах и полностью зависят от милости банковского сектора. Шаг влево, шаг вправо - и они лишаться всего. Как те, кто принимает решения, так же, как и серые кардиналы, настолько увлеклись спекуляциями с недвижимостью, что фактически уже обанкротились и действуют как банковские рабы. Латвии необходимо демократическим путем добиться смены такого эшелона власти, чтобы руководство страны было в руках людей, способных реализовать уравновешенную политику, не кормя один сегмент бизнеса за счет уничтожения других секторов предпринимательства".