Россия могла построить "адронный коллайдер" быстрее, чем Европа: директор "ТОНОТ-Центра" Минган Гафаров
В то время, как проект создания Большого адронного коллайдера силами Научно-исследовательского центра Европейского совета ядерных исследований хорошо известен и широко освещается в прессе, далеко не каждый знает о том, что у России был шанс опередить зарубежных коллег и запустить подобный проект на годы раньше. Строительство ускорительно-накопительного комплекса (УНК) в подмосковном Протвино началось еще в начале 1980-х. УНК должен был обеспечить создание поля напряжением 3000 ГэВ (миллиардов электронвольт). Но 1990-е годы затормозили реализацию проекта. О том, как обстоит дело с его строительством сегодня, корреспондент REGNUM поговорил с директором ФГУП "Государственное специальное передвижное предприятие по строительству подземных сооружений "ТОНОТ-Центр" Минганом Гафаровым.
ИА REGNUM Новости: Насколько известно, строительство УНК в Протвино началось в 80-е годы. Был построен 21-километровый туннель, но затем стройка остановилась. Как обстоит дело сегодня, какой прогресс достигнут по сравнению с 90-ми годами?
Наша фирма здесь работает с 1987 года. Вся передовая горная техника, которая сейчас работает в Москве, прошла через наши тоннели - канадские щиты, немецкие комбайны, японские бетононасосы. Так же, как и кадры - все специалисты успели поработать у нас. На сегодняшний день мы являемся генеральным подрядчиком завершения строительства УНК.
ИА REGNUM Новости: Как 1990-е годы сказались на строительстве? Останавливались ли в то время работы?
Нет, строительство не стояло ни одного дня, хотя не было финансирования, случались задержки зарплаты и по полтора, и по два года. В последнее время финансирование обеспечивается согласно федеральной целевой программе. Правда, есть нюансы: в частности, сумма, которая выделяется из бюджета, растянута на многие годы, хотя можно было сделать это гораздо быстрее. Первые деньги в прошлом году пришли в конце апреля. При этом у нас 22 км тоннеля, их надо вентилировать, откачивать воду, велики затраты на энергоснабжение. В этом году, мы надеемся, деньги придут побыстрее, в конце февраля. Конечно, нужно учитывать и то, что в этом году все ФЦП урезаны на 30%. Так что денег хватает только на поддержание и выполнение небольших гидроизоляционных работ.
ИА REGNUM Новости: Строительство ведется исключительно за счет бюджетного финансирования?
Да, частных денег в проекте нет. ФЦП рассчитана до 2012 года, и общий объем инвестиций составляет порядка 300 млн. рублей. Сейчас все, кто работает за счет бюджетного финансирования, страдают меньше. Хотя этот год за счет спада прошлого года очень тяжелый для стройкомплекса.
ИА REGNUM Новости: Не раз приходилось слышать такое сравнение: по своим параметрам УНК близок к Большому адронному коллайдеру. Более того, он мог сделать создание Большого адронного коллайдера ненужным, так как дал бы ответы на вопросы, ради разрешения которых он строится - такое мнение высказал заместитель директора НИИЯФ
По своим параметрам УНК его даже превосходит. Это кольцевой тоннель, длиной 22 км, диаметром - 5 м. В целом, УНК похож на кольцевую линию
ИА REGNUM Новости: Что предстоит сделать для того, чтобы УНК заработал в полную силу? И в какие сроки может вылиться эта работа?
Наземные выработки, которые были предназначены для того, чтобы запустить УНК в работу, начали строиться в 1985 году, но в 1990-е работы практически не велись. Такая ситуация - тоннель практически готов, но для запуска УНК необходимо достроить наземную часть. Если бы в свое время было бы достаточное финансирование, мы бы сдали проект быстрее, чем БАК в Швейцарии - мы опережали их на несколько лет. Сегодня действует постановление правительства от апреля 2008 года. Согласно ему, в апреле 2010 года должен быть создан научный центр на базе четырех институтов, во главе с Институтом ядерных исследований, Курчатовским. Один из институтов - наш, Институт физики высоких энергий. Сегодня он является основным заказчиком строительства УНК. Месяц назад было заседание правительства, по итогам которого в целях создания Центра выделено 10 млрд. рублей. Что касается использования УНК в его нынешнем виде, то выдвигались разные предложения. В свое время РАО
ИА REGNUM Новости: Ценность УНК для ученого понятна. Но как объяснить обычному читателю, непрофессионалу, зачем и для чего нужен такой дорогостоящий, сложный объект? Что рядовой россиянин может выиграть от реализации проекта? А как рядовому россиянину понять ценность строительства олимпийских объектов в Сочи? Так же и это! Или вот еще пример: в малом кольце УНК (которое построено раньше) ученые поставили установки, которые, как оказалось, вылечивают людей от определенных видов раковых заболеваний, и эти установки отправлены уже в США, там они очень хорошо себя показали. У нас им найти применение не могут.
ИА REGNUM Новости: Как обстоит дело с кадрами, интересуется ли проектом молодежь?
Молодежь есть, но кадры пока слабоваты - надо учить. Но в общем, с кадрами проблем нет. Помог и кризис: если два года назад брали всех, то сегодня можно выбирать. Да и люди стали больше держаться за свою работу.
ИА REGNUM Новости: Россия, как и большинство стран, медленно и трудно выходит из периода кризиса. Как он сказался на реализации проекта строительства УНК? Не случайно ведь бытует мнение, что стройкомплекс и высокие технологии - те механизмы, которые могут вытянуть из кризиса экономику в целом.
Сейчас стройкомплекс находится в отвратительном состоянии. Плюс к тому государство ушло из сферы лицензирования. Создаются СРО, ГОСТы не действуют, техрегламенты на новые технологии и материалы не разработаны. В строительном бизнесе сегодня тяжело, тем более что сократился госзаказ на строительство жилья на этот год. Соответственно, уменьшилось и число рабочих мест.
ИА REGNUM Новости: Вы думаете, игра по новым правилам может в очередной раз затормозить строительство УНК?
Я категорически против того, чтобы государство уходило из сферы лицензирования, хотя мы являемся членами СРО Росатомстроя. Мы добьемся лишь того, что дома будут чаще падать. К таким крупным проектам, как УНК, тем более должно быть пристальное внимание. Понятно, что частный бизнес заинтересован в быстром обороте средств, но наукоемкие проекты редко дают быструю прибыль. Речь, в том числе и о престиже науки. А его поднять, опять же, должно государство: обеспечить ученым доступ к кредитам, средствам на проведение исследований, не допустить "утечки мозгов". Это актуально и для Протвино - как-никак, это наукоград, которому в этом году исполняется 50 лет.