В субботу, 20 февраля вступает в должность новый президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. По просьбе ИА REGNUM Новости о финансовом состоянии республики на момент смены власти рассказывает экономист Михаил Чернышов (Махачкала).

2006-2009 годы были самыми "тучными" для Дагестана за весь постсоветский период. Дождь "нефтедолларов", обрушившийся на Россию, проливался и в наши "бюджетные закрома". Это создавало иллюзию развития. У власти создавалось ложное впечатление, что можно "царствовать", но не править. Реальная деятельность по управлению республикой подменялась имитацией работы и результатов. В 2010 году так "управлять" уже не получится. Денег нет!

Чем отличается 2010 год от всего прошедшего десятилетия? В то десятилетие непрерывно росли дотации и бюджетные расходы. С 2000 по 2006 год дотации выросли на 13,4 млрд. рублей. С 2006 по 2009 год - на 27 млрд. рублей. Если в 2000 году дагестанский бюджет получал из центра 7,4 млрд. рублей, то в 2009 году - 47,8 млрд. рублей.

Что произошло с дагестанским бюджетом в 2010 году? Дотации впервые за десятилетие снизились на 11,8 млрд. рублей (до 36 млрд.), а расходы - на 12,1 млрд. рублей (с 61,3 до 49,1 млрд. рублей).

По сути, в бюджете остались лишь деньги на социальные обязательства и зарплату (которую уже не на что повышать). Весь 2009 год учителям и врачам "пудрили мозги" с новой системой оплаты труда. Сегодня очевидно, что система не работает, лучше медицинские и педагогические работники жить не стали. Остальные работники бюджетной сферы, глядя на растущие цены и пустеющие кошельки, тоже ожидали индексации зарплат. И тоже не дождутся. В обществе растут обманутые ожидания.

С высоких трибун мы часто слышали победные реляции про рост налогов. В конце 2009 года чиновники отчитались "о росте поступлений в консолидированный бюджет на 17,3%". Посмотрим на динамику сбора налогов. 2008 год - 14,3 млрд. рублей, 2009 год - 12,8 млрд. рублей. Где рост? Минфин России в своих итоговых документах отметил сокращение налоговых и неналоговых доходов в Дагестане.

К сожалению, все заявления о росте налоговых доходов на поверку оказываются блефом. Рост налогов был прямо пропорционален росту дотаций. Растет вал федеральных денег, растет объем взимаемых с этих денег налогов. Дотации с 2006 по 2009 год увеличились в 2,31 раза, а собственные доходы - в 2,02 раза. По сути, в 2009 году мы не добрали примерно 3,5 млрд. рублей из тех денег, налоги с которых были обеспечены дотациями. Я прекрасно помню декабрь 2008 года, когда на Экономическом совете при президенте Дагестана министр экономики доказывал, что в 2009 году соберут в бюджет 16 млрд. рублей (первоначально они планировали даже 18 млрд.). Мой прогноз в 12 млрд. рублей оказался более близким к реальности.

К сожалению, 2,7 млрд. рублей подоходного налога, заплаченные крупным бизнесменом, ныне членом Совета Федерации Сулейманом Керимовом в 2008 году, еще долго застилали глаза чиновникам "бриллиантовым дымом".

В 2010 году дотации сократились. Поэтому при сохранении существующей системы налогового администрирования мы можем собрать не запланированные 12,5 млрд., а всего лишь 10,5 млрд. рублей. И откуда будем брать недостающие деньги? Стабфонда у нас нет. А дефицит прошлых лет есть. Если с 2006 по 2008 год бюджет республики исполнялся с профицитом 500-600 млн. рублей (а в 2008 году деньги Керимова подбросили эту сумму до 2,9 млрд. рублей), то в 2009 году дефицит бюджета составил 3,95 млрд. рублей. И этот долг висит на республике и бюджетах будущих лет. Вот такой "дырявый бюджет" мы имеем в этом году.

Что находится с другой стороны? Иждивенчество граждан и муниципалитетов, патернализм предприятий. Все в один голос говорят: "Дайте денег!" Недавно дагестанское телевидение показало сюжет о голодающих коровах. Животноводы заготовили кормов лишь на 30% от требуемого и сейчас "неожиданно" обнаружили, что скотину кормить нечем. Резюме сельчан: "Минсельхоз, подкиньте нам дешёвых кормов!"

Сейчас и граждане, и предприятия, и местные власти с энтузиазмом смотрят на новую власть, ожидая очередного денежного дождя. А денег нет! Есть только долги...

Нам необходимо понять, что бурные темпы роста бюджетных расходов остались позади. Нас ждет трудный бюджет этого года. И перспектива бюджета ближайших лет также не радует. Власть стоит перед проблемой бюджетного кризиса.

Новому президенту Дагестана придется исправлять ошибки, которых он не совершал, нести ответственность за деньги, которых он не тратил.

ГОДСОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИДОТАЦИИ И СУБВЕНЦИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРАДОХОДЫ БЮДЖЕТА, ВСЕГОРАСХОДЫ БЮДЖЕТА, ВСЕГОДЕФИЦИТ (-)
ПРОФИЦИТ(+)
БЮДЖЕТА
20001 392,57 386,98 789,6482,3+307,3
20011 958,89 624,911 587,911 481,6+106,3
20023 158,312 596,315 754,815 972,3-217,5
20033 546,113 332,216 878,317 170,5-292,2
20044 274,114 781,119 055,219 564,3-509,1
20054 714,317 865,622 579,923 053,5-473,6
20066 350,620 773,327 123,926 554,6+569,3
20078 373,230 409,238 782,438 165,7+616,7
200814 282,138 332,352 614,449 651,5+2 962,9
200912 820,647 802,457 345,261 297,1-3 951,9
2010(план)12 506,236 028,648 534,849 134,8-600,0

Источник: данные Минфина РФ, ФНС, Росстата, Законы РД "О бюджете...", "Об исполнении бюджета..."

Доходы и дефицит дагестанского бюджета в 2000-2010 гг.

Дотационная зависимость дагестанского бюджета в 2000-2010 гг.