Станислав Тарасов: Поможет ли Казахстан "тюркскому наступлению" в Закавказье?
Новый действующий председатель
Накануне новый председатель ОБСЕ обозначил приоритеты своей политики
Теоретически предложенная формула - идти от решения общих проблем к частным - выглядит убедительно. Но практически для ее решения одного срока даже очень успешнего и "исторического" для всех постсоветских стран председательства Казахстана в ОБСЕ вряд ли хватит, поскольку придется переформатировать складывавшуюся десятилетиями политико-дипломатическую панораму Европы. Вряд ли у ОБСЕ хватит для этого ресурсов. Это - во-первых. Во-вторых, ставка Каната Саудабаева на "общую историю и ментальную близость" бывших советских республик, которые находятся в зонах регионального противостояния - Приднестровье, Карабах - может явиться как раз тем самым грузом, который необходимо будет "сбросить с корабля" в момент возможной бури. Достаточно хотя бы вспомнить итоги визита в сентября 1991 года в Карабах президента Казахстана
Поэтому Астане необходимо искать другие возможности для политического самоутверждения на политической сцене Европы. Неслучайно с моментом вступления в председательство в ОБСЕ Казахстана совпал визит президента Нурсултана Назарбаева в Москву и его переговоры
Любопытно, что в некотором смысле такая инициатива совпадает с заявлением министра иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу, побывавшим на днях в Казахстане. Он заявил, что Анкара ждет от Астаны "принятия важных шагов, в том числе и в направлении решения карабахской проблемы". При этом Турция имеет в виду и возможности широкого "тюркского наступления" и по другим направлениям, учитывая то, что также недавно президентом
Чего же конкретно могут добиться на кавказском направлении дипломаты Канат Саудабаев и Мевлют Чавушоглу? Многолетняя деятельность Минской группы ОБСЕ сохраняла баланс сил в регионе. В конечном счете, США, Россия и Европа вышли на обновленные Мадридские принципы урегулирования карабахской проблемы. После саммита в Сочи Медведев-Алиев-Саргсян было принято решение подготовить новую редакцию этих принципов и представить их на рассмотрение Минской группы ОБСЕ "в течение двух недель". Однако, как заявил сопредседатель Минской Группы ОБСЕ от России
Тем не менее, тест на большую политику ОБСЕ и ПАСЕ придется пройти в ближайшее время. 5 февраля 2010 года президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян подписал указ о назначении парламентских выборов на 23 мая нынешнего года. "Выборы в Нагорном Карабахе международное сообщество не признает, и этот процесс не будет воспринят всерьез", - заявил в этой связи официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Возможно, так оно и будет. Но это будет означать дальнейшую парализацию деятельности авторитетных европейских институтов в направлении карабахского урегулирования. Поэтому нельзя исключать, что на выборах в Карабахе могут появиться наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ.
В остальном инициатива прорыва - если только она будет предпринята - решается "индивидуально". Не исключено, что в ходе своего визита в Москву Нурсултан Назарбаев, помимо идеи о созыве саммита ОБСЕ, "обкатывал" с Дмитрием Медведевым какую-либо новую кавказскую инициативу. Например, провести такой же саммит всех лидеров закавказских государств, с участием Турции, Ирана и некоторых государств Европы, и начать таким образом процесс российско-грузинского сближения. При наличии доброй воли всех сторон такое возможно. Но пока реально обозначен только один коридор: ратификация армяно-турецких цюрихских протоколов.
Выступая в Центре стратегических исследований при президенте Азербайджана в Баку, руководитель Международного центра стратегических исследований Турции Джем Огуз открыто заявил, что на Турцию оказывает мощнейшее давление Запад. По его мнению, речь идет о таких факторах, как обсуждения в Конгрессе вопроса "геноцида" армян, а также действиях со стороны высокопоставленных европейских чиновников, которые "постоянно намекают турецкой стороне, что вступление Анкары в