Эксперт: Двигаясь на Запад, Минск натолкнулся на "польский барьер"
Между Белоруссией и Польшей развернулся дипломатический скандал. 8 февраля белорусские судебные приставы в городе Ивенец опечатали здание Дома польского, принадлежащего Союзу поляков Белоруссии, обвинив СПБ в присвоении чужого имущества. В результате посол Белоруссии в Польше
В ЕС при развитии отношений с любым внешним центром силы до сих пор фактически действует возможность вето. Точно так же, как Польша на определённое время заблокировала переговоры России с ЕС, она также может заблокировать развитие отношений Минска с
Происходящее можно рассматривать в двух проекциях - белорусско-польских и белорусско-европейских отношений. Для России наиболее важна вторая проекция. Нынешняя ситуация подтверждает мысль о том, что Белоруссия не может слишком тесно сблизиться ни с ЕС, ни с Россией. При том, что оба вектора, особенно российский, критически важны для Белоруссии, Минск не способен слишком далеко продвинуться ни в одном из этих направлений. И сейчас, достаточно успешно двигаясь на Запад на протяжении нескольких лет, Белоруссия натолкнулась на существенный "польский барьер".
Проблема носит серьёзный системный характер. В Белоруссии достаточно много поляков, они компактно расселены, и они зачастую обладают чётко оформленной идентичностью, представляя собой весьма серьёзную организованную силу - не важно, политическую или не политическую, поскольку любая общественно организованная сила имеет политический потенциал. Поэтому Белоруссия видит в процессах организации польских диаспор проблему "двойной лояльности", которая может быть инструментально использована Варшавой. Польша очень активно проводит продуманную и последовательную политику в отношении собственной диаспоры во всём мире. Нам, русским, этому нужно учиться и учиться.
Одним из аспектов данной политики является выдача "карт поляка", что вызывает большое раздражение в Белоруссии, и что фактически институционализирует эту "двойную лояльность". Те страны, в которых действуют более плюрастичные политические системы, тоже "напрягаются" по поводу "карт поляка", однако, они не противодействуют этому чересчур активно. Для Белоруссии же это может представлять ощутимую опасность, поскольку в условиях, когда общественная самоорганизация находится в явном дефиците, эксклюзивные возможности для консолидации одного из национальных меньшинств, особенно поддерживаемого извне, могут стать серьёзнейшим политическим фактором. В этом плане вполне естественно, что белорусские власти стремятся ограничить использование этого "организационного оружия" Польши.
В данной ситуации обе стороны действуют в собственных интересах. Белоруссия не может не ограничивать применение "организационного оружия", а Польша не может его не применять. Польское государство исходит из презумпции необходимости поддержки поляков во всех странах мира, а белорусское государство исходит из того, что его граждане должны быть прежде всего лояльны власти, обеспечивающей общественный порядок. Я думаю, максимум, на что готов здесь идти официальный Минск - это уступки в области изучения польского языка, истории и культуры, осуществляемого, однако, под эгидой прогосударственного Союза поляков. Так белорусское руководство может выйти из ситуации, когда оппозиционный Союз поляков заявляет, что он ставит перед собой только общественно-культурные цели. Минск может ответить, что он готов на всё это, но лишь под эгидой официального Союза поляков.