Frankfurter Allgemeine Zeitung: "Раздел Боснии исключается"
Хорватия решительно стремится в ЕС. Консервативная премьер-министр Косор обещает победить коррупцию и оздоровить бюджет. А также смягчить тон по отношению к Сербии.
Госпожа Косор, с июня вы являетесь премьер-министром Хорватии. Когда вы станете гражданином ЕС?
Надеюсь, скоро. Я делаю все от меня зависящее, чтобы выполнить необходимые условия и завершить переговоры уже в этом году. Хорватия принадлежит европейской культуре. В наших собственных интересах заботиться о повышении качества жизни и проводить соответствующие реформы.
Какие основные задачи стоят перед вами?
Конституция должна быть приведена в соответствие с требованиями о вступлении в ЕС, мы обязаны улучшить уровень государственного управления и осуществить судебную реформу. Одной из сложнейших целей является борьба с коррупцией, это борьба до последнего вздоха, здесь мы должны выложиться полностью. Наша позиция предельно ясна - никто, замеченный в коррупции, не может рассчитывать на малейшее прощение. Коме того, мы не должны забывать и о необходимости мер по стабилизации экономического положения.
До сих пор борьба с коррупцией не играла особой роли в политической жизни Хорватии. Ситуация начала меняться после вашего вступления в должность. Как вы полагаете, дело в недостатке политической воли вести эту борьбу?
Да, преследование коррупции это одна из основ деятельности нашего правительства, наряду с переговорами о вступлении в ЕС и стремлением к экономическому прогрессу. Все это нераздельные вещи. Речь ведь идет об обеспечении прав граждан на достойную жизнь.
В 2009 году было подано вдвое больше рапортов о случаях коррупции в органах власти, чем годом ранее. Были ли какие-то особые препятствия, не позволяющие решать эту проблему?
Необходимо учесть, что к середине 2009 года, когда я заняла пост премьера, как раз вступил в силу ряд законов, упрощающих подобные расследования. Стало легче заводить уголовные дела, некоторые из них передаются теперь непосредственно в специально созданный орган по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Но, конечно, кто возглавляет правительство, тот и задает темп, расставляет приоритеты. Я стремлюсь обеспечить независимость судебной власти, полиция может двигаться в любых направлениях, не опасаясь политического давления. Наша обязанность - предоставить достаточно средств для проведения этих операций. Необходимы воля, энергия, инициатива и деньги.
В деле борьбы с коррупцией на вашей стороне и пресса, и оппозиционные партии. Такой поддержкой не пользовался до сих пор ни один хорватский премьер-министр. Но что произойдет, если вы действительно сломаете закосневшие экономические структуры и возьметесь за оздоровление бюджета?
Я чувствую поддержку, о которой вы говорите, но популярность - в политике явление временное. Я довольна хорошими показателями опросов общественного мнения, поскольку мне предстоит провести ряд непопулярных мер. Мы вынуждены ввести временный кризисный налог, ни один премьер не пойдет на это охотно. Но другого выхода у нас нет, иначе мы окажемся не в состоянии выплачивать пенсии и зарплаты. Успех нашего правительства зависит также от макроэкономической стабильности. В любом случае нам придется сейчас устранять проблемы, которые годами оставались под ковром. Мы приняли решение об инвестиционной поддержке всех отраслей, но на помощь могут рассчитывать лишь те предприятия, которые до наступления кризиса в середине 2008 года не заставляли сомневаться в своей работоспособности и уже на тот момент не задолжали государству.
Но известны и предприятия, которым должно само государство...
Я каждый день заявляю о том, что государство выполнит свои обязательства. Есть, правда, проблемы с некоторыми предприятиями, находящимися в собственности государства. Но и это будет урегулировано. Милости ждать никому не приходится, все должны платить.
Отношения между Загребом и Белградом с недавних пор снова существенно ухудшились. Сербия обвиняет Хорватию в преступлениях против человечества, сербский президент Тадич отклонил приглашение участвовать в инаугурации нового хорватского президента Йосиповича, а уходящий хорватский президент Месич угрожает даже военной интервенцией в случае, если Сербская республика в Боснии попытается выйти из федерации. Что вы намереваетесь сделать, чтобы ослабить напряжение?
Мы все должны думать о последствиях, прежде чем решаться на какие-либо высказывания. Иногда внутри страны люди позволяют себе говорить не так, как на международной арене или в рамках ЕС. Это недопустимо. Надо выступать на одном языке для всех, особенно в год выборов, а у нас ведь постоянно происходят какие-нибудь выборы. То, что хотел сказать президент Месич означает, - мы не рассматриваем возможность раздела Боснии-Герцеговины, это в нашем представлении целостное государство с тремя образующими нациями. Но если кто-то ужесточает тон, необходимо считаться и с тем, что ответ может оказаться более резким. А по поводу обвинения в преступлениях против человечества, хочу напомнить, что такое же обвинение Хорватия выдвинула против Сербии уже несколько лет назад. Факт остается фактом - Хорватия явилась жертвой агрессии
Frankfurter Allgemeine Zeitung. 3.2.2010