Саммит в Сочи Медведев - Алиев - Саргсян по карабахскому урегулированию начал переформатировать существующую дипломатическую технологию. Правда, речь пока практически идет только о выработке положений, которые могут быть закреплены в готовящейся новой редакции Мадридских принципов.

Прежняя редакция сохраняла две позиции: вывод войск Армении с территории Азербайджана и определение статуса Карабаха. Ни первого, ни второго достигнуть не удалось. Это вызывало наибольшие нарекания, прежде всего, со стороны Баку в адрес Минской группы ОБСЕ. В свою очередь, Кремль в Сочи использовал некоторые "дипломатическое ноу-хау". С одной стороны, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, на саммите рассматривались те конкретные предложения, которые были представлены сопредседателями Минской группы. С другой - в работе саммита представители группы не участвовали. Их встреча с президентами Армении и Азербайджана состоялась в "предбаннике" - аэропорту Адлера. Вскоре после этого последовало жесткое заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что новые предложения сторон должны быть представлены в течение двух недель и только после этого сопредседатели вновь посетят регион.

О характере готовящихся новшеств в Мадридских принципах никто сейчас не ведает. Интрига подогрета и загадочным заявлением в Сочи министра иностранных дел Сергея Лаврова о достижении соглашения по преамбуле новой редакции документа. Но, как отметил в этой связи бакинский политолог Фикрет Садыхов, преамбула - всего лишь вводная, формальная протокольная часть любого соглашения, которая "по сути ничего не значит". Другое дело, если в нее будет введен тезис о неприменении силы в карабахском урегулировании. Или, к примеру, ввод в переговорный процесс Карабаха, о чем сообщали армянские СМИ. Любопытно, что и политолог Расим Агаев не исключал возможности "предоставления Карабаху некоего промежуточного статуса", что, по его мнению, позволило бы "начать переговоры со Степанакертом без участия Еревана". Однако пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов расставил все на свои места. Он заявил, что "переговоры по карабахскому вопросу ведут стороны конфликта, коими являются Армения и Азербайджан, и сообщения о том, что к переговорам будет привлечена армянская община Нагорного Карабаха, не имеют под собой никаких оснований".

Тогда о чем ведется новый дипломатический торг? Если Баку и Ереван в письменных предложениях Минской группе ОБСЕ подтвердят прежние непримиримые позиции, то потребуется немалого усилий дипломатов, да и времени для согласования позиций. Поэтому, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ обозначали конкретный срок для предоставления предложений - две недели - стали напрашиваться самые разные выводы. Либо Баку и Ереван на саммите в Сочи все же определились по главным параметрам карабахского урегулирования, либо переговорный процесс вновь обрастает очередной дипломатической интригой.

При этом отметим, что через несколько часов после саммита в Сочи Медведев - Алиев - Саргсян помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули заявил, что Вашингтон "будет продолжать переговоры с Турцией и Арменией, чтобы побудить их ратифицировать соглашение, которое было достигнуто в конце прошлого года". По этому поводу состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Глава турецкого МИДа заявил, что после саммита в Сочи ситуация меняется и в переговорах между Азербайджаном и Арменией наметились подвижки. Какие? Возможно, ситуация в определенной степени прояснится после встречи в Лондоне Давутоглу с его азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым.

Похоже на то, что Вашингтон формирует давление на Анкару в деле ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов. В ответ турки пытаются оставить за собой хотя бы один "плацдарм". Они заявляют о недовольстве "вмешательством Конституционного суда Армении в армяно-турецкие протоколы". Это - намек на возможность достижения промежуточного решения: восстановления дипотношений с Арменией, но без открытия с ней своих границ. В этой связи Турция, как сообщает газета Zaman, объявила о начале юридических совещаний, в которых желает видеть в качестве участников США и выступавшую в качестве посредника в армяно-турецких переговорах в Цюрихе Швейцарию. При этом Анкара обещала уведомить об этом также Минскую группу ОБСЕ и Евросоюз.

Что же касается непосредственно самого карабахского урегулирования, то азербайджанская сторона усматривает пользу переговорного процесса только в уточнении деталей технического свойства: проблеме Лачинского коридора, возвращении утраченных районов, восстановлении инфраструктуры, возможности возвращения беженцев, наличии или отсутствии миротворческих сил. Но решение проблемы статуса Карабаха в редакции прежних Мадридских принципов Баку не устраивает. Во-первых, ему для этого необходимо изменить некоторые положения Конституции, где нет нормы, предусматривающей проведение референдума. Во-вторых, Азербайджан - многонациональное государство и завтра о необходимости создания своего государственного образования могут заявить, например, талыши. Поэтому в повестке дня азербайджанской дипломатии стоит проблема такой трансформации конфликта, которая создавала бы иллюзию промежуточного тактического успеха. На данном этапе этим может быть только начало процесса освобождения районов. Но вряд ли это устроит армянскую сторону.

Тем временем недавно избранный президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы турецкий дипломат Мевлют Чавушоглу выразил желание посетить Армению. Касаясь урегулирования нагорно-карабахского конфликта, он отметил, что ПАСЕ не просто желает ускорения деятельности Минской Группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Не исключено, что в скором времени будет восстановлена деятельность Подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху. Чавушоглу не случайно напомнил, что этот вопрос был уже озвучен на последнем заседании в декабре. Это может означать только то, что Европа готовится начать "перетягивать одеяло на себя" в карабахском урегулировании. И тогда все опять придется начинать "с чистого листа".