Президент поставила возомнившего себя творцом внешней политики главу МИДа на место

Президент Литвы Даля Грибаускайте в очередной раз решила показать, кому принадлежит власть в стране - глава МИДа Литвы Вигаудас Ушацкас является пока что самым крупным государственным чиновником, которому было указано освободить место. Эта новость является главной новостью недели в литовских СМИ, которые разделились на два лагеря: один поддерживает действия президента, другой, представляющий интересы бывшего "клана", процветавшего при президенте Валдасе Адамкусе - резко критикует Грибаускайте, обвиняя ее в авторитаризме, называя даже "литовским Лукашенко". Напомним, что со сменой президента страны свои посты уже оставили глава Департамента государственной безопасности - ДГБ (до этого - два его заместителя), посол Литвы в Грузии (бывший глава ДГБ), а также руководитель Биржи труда. Ранее произошла смена министра финансов. На очереди, говорят, генеральный прокурор, а теперь еще и руководитель национальной телерадиокомпании LRT (компания содержится на деньги налогоплательщиков). Вспомним также, что уже в первые месяцы своего правления Грибаускайте воспротивилась назначению послом в Испанию опытного дипломата, бывшего советника президента Адамкуса, прошедшего уже утверждение в Сейме, Вальтериса Балюкониса. При этом она заявила, что он "не умеет работать".

Газета Lietuvos žinios озаглавливает материал "Президент указала Ушацкасу на дверь". "Ультимативные заявления, лично формулируемая и превращенная в орудие саморекламы внешняя политика государства - за эти указанные президентом Далей Грибаускайте грехи Вигаудасу Ушацкасу придется распрощаться с постом министра иностранных дел", отмечает ежедневник. По словам газеты, и ранее остро критикуемый президентом министр "вчера дождался нокаута" - руководитель Литвы выразила ему недоверие и призвала премьера Андрюса Кубилюса "начать процедуры отстранения Ушацкаса от должности".

Тем временем национальная телерадиокомпания LRT приводит слова Грибаускайте о том, что внешняя политика очень важна для интересов государства и "не может становиться заложницей политической саморекламы". А после встречи с журналистами пресс-секретарь президента Линас Бальсис так комментировал события: "Президент информировала, что в целом работа с Ушацкасом была неудачной и бесперспективной, поскольку министр утратил доверие президента". После встречи с премьером и кабинетом министров, которая прошла 18 января, президент заявила, что хочет, чтобы правительство больше работало и меньше разговаривало. "Такая установка действует в отношении всех министров, включая министра иностранных дел", - подчеркнул Бальсис. А 20 января на встрече с премьером Грибаускайте уже прямо попросила премьера освободить неугодного ей и не понимающего, что пора самому уходить, министра.

Правящие сдали Ушацкаса. Премьер Андрюс Кубилюс занял двойственную позицию: он не имеет особых претензий к работе главы МИДа, но в то же время признает, что ситуация, когда министр не обладает доверием президента, ненормальна. "Я неоднократно говорил, что любой министр должен располагать доверием президента и премьера, - сказал Кубилюс. - эти взгляды - президента и премьера - не всегда совпадают, у президента или премьера может быть свой взгляд. А то, что сегодня было ясно сказано, что Ушацкас не пользуется доверием президента, высказаны мотивы, почему это произошло, делает ситуацию достаточно ясной". "По моему убеждению, Ушацкас - опытный профессионал. Мне остается сожалеть из-за сложившейся ситуации. Ее я в ближайшее время обсужу с министром, партнерами по коалиции, своей партией и мы найдем выход", - подчеркнул Кубилюс. Мол, только после этого начнется процедура отставки министра.

Между тем, по словам BNS, "правящая коалиция говорит, что хорошо оценивает работу министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса, однако не представляет его на данном посту после того, как президент Даля Грибаускайте выразила ему недоверие". Об этом речь шла 20 января на совещании лидеров правящей коалиции. Лидер входящего в правящую коалицию Союза либералов и центра Гинтаутас Бабравичюс сказал BNS после совещания: "Мнение партнеров единой коалиции - что работу министра оцениваем хорошо, но внешняя политика - чувствительная сфера, в которой нельзя успешно работать без внутреннего согласия, понимания, общих действий". Фактически это означало, что последняя надежда Ушацкаса - что за него заступятся правые - утрачена.

Глава МИДа не понял, что он не так делал (интервью Вигаудаса Ушацкаса)

Телеканал Lietuvos ryto televizija взял интервью у главы МИДа Вигаудаса Ушацкаса, в котором он накануне своей отставки публично обсуждал свои отношения с президентом Далей Грибаускайте (чем, по мнению обозревателей, еще больше мог ее раздражить). Интересно, что Ушацкас до последнего момента, несмотря на ясные намеки президента освободить место, изо всех сил держался за кресло, надеясь, что за него заступится правящая партия консерваторов, возглавляющая коалицию большинства (но этого не случилось). Заявление об отставке Ушацкас подал лишь 21 января, после того, как премьер Андрюс Кубилюс заявил, что не видит возможности ему остаться на своем посту после объявленного министру вотума недоверия со стороны президента, после чего последовало и решение самой коалиции. О настроениях экс-министра свидетельствует интервью телеканалу Lietuvos ryto televizija, основные места которого приводятся ниже.

Почему такое большое давление на вас? Почему президент вами недовольна?

Прежде всего, мне неизвестны причины, почему я должен уйти в отставку.

А президент вам их не назвала?

Нет, мне она их не назвала. За исключением того, что она сказала, что... На самом деле претензий к внешней политике предъявлено не было. Но если и публично, и в политических кругах формируется мнение, что Ушацкас становится причиной всех невзгод, проблем, несчастий во внутренней, внешней политике Литвы, то, думаю, мне нужно посоветоваться с премьером и принять соответствующие решения.

Значит, вы обдумываете решение оставить пост в правительстве?

Прежде всего, как я уже сказал, я не знаю, почему я кому-то не нравлюсь. Я работаю так, как умею. Обладаю почти двадцатилетним опытом дипломатической работы - и в Брюсселе, и в Лондоне, и в США, и в Литве. Если меня обвиняют, что я не слышу президента, то прежде всего нужно со мной говорить. Но если с сентября президент со мной не встречается, не говорит о внешней политике, у меня возникают вопросы.

Так вы за это время лично не встречались с президентом?

Нет.

А сами вы это не пытались делать?

Я проявлял инициативу, сегодня о том же сказал. Но ответом было, что общаться нужно через советников. Я полагаю, что внешняя политика особенно актуальная, важная, чувствительная сфера, и эти вопросы министр должен обсуждать глаза в глаза с президентом, чтобы не было никаких недоразумений. Я в действительности полагаю, что между мной и президентом нет никакого несогласия (...).

Что тогда плохо?

Я не знаю, я о том же хотел бы спросить и узнать.

Сказала ли вам руководитель государства, что она вам не доверяет?

Об этом она упомянула сегодня. Однако это мы детально не анализировали. Я хотел бы подчеркнуть, что я никогда не игнорировал мнение президента. Я прекрасно понимаю правила игры. По-моему, можно сказать только, что наши интерпретации по некоторым вопросам различаются. Но мы ведь живем в демократическом государстве. Мой долг как министра иностранных дел - чтобы престиж Литвы не умалился и чтобы было ясно сказано о том, что написано.

Вы имеете в виду выводы комитета Сейма по поводу тюрем ЦРУ?

Да. Об этом много писалось и говорилось, но я хочу подчеркнуть, что я сказал то, о чем конкретно написано в выводах. А в выводах написано, что комиссия не установила, использовалась ли территория Литвы для перевозки и содержания заключенных. Это означает, что в Литве не были нарушены права человека (...).

Президент говорит, что расследование как бы подтвердило ее не прямые подозрения. Мол, были созданы условия для заключения людей в нашей стране.

Я согласен с написанным в выводах, что такие условия созданы были. Однако опять же в тех же выводах ясно написано, что комиссия не установила, что на территории Литвы были нарушены права человека (...).

Вы опытный дипломат, поэтому, наверно, вы понимаете, что после слов президента, что она вам не доверяет, может быть только два пути - или вы уходите в отставку, или выясните, из-за чего возникли эти разногласия. Однако если человек говорит, что не доверяет, значит, он не склонен изменить свое решение.

Я хотел бы лично из уст президента узнать, что она имеет в виду. Я хотел бы узнать причину, почему она мне не доверяет. Я приносил присягу и давал обещание работать для отчизны, быть верным литовскому государству, Конституции и закону. Так что я не думаю, что я это нарушил (...).

Знаете ли вы уже, чем это все кончится? Или просто вы хотите еще завершить определенные процедуры?

Я не всезнающий, точно не знаю, чем все кончится. В настоящее время я являюсь министром иностранных дел Литвы, хочу исполнять этот свой долг с честью и правильно.

* * *

Разногласия главы МИДа и президента - в несовпадении менталитетов? Тем временем литовские СМИ, анализируя конфликт между Ушацкасом и Грибаускайте, говорят о принципиальных различиях обоих политиков, которые корнями уходят в ментальность. Как пишет газета Vilniaus diena, Ушацкас по-другому понимает сам престиж Литвы, который он связывает с отсутствием нарушений прав человека на территории Литвы. Поэтому он всячески подчеркивал в последнее время, что в Литве не было тюрем ЦРУ и, стало быть, не было никаких нарушений прав человека. Однако, по мнению литовских аналитиков, при этом министр использует логическую подтасовку, примером которой могут быть следующие его заявления: "В выводах написано, что комиссия не установила, использовалась ли территория Литвы для перевозки и содержания заключенных. Это означает, что в Литве не были нарушены права человека". Ведь на самом деле комиссия нигде не утверждает, что доказан факт отсутствия тюрем ЦРУ и заключенных в них. Комиссия нашла здания самих тюрем, но не смогла предоставить доказательства использования зданий в качестве тюрьмы, и это понятно: ЦРУ - и об этом ясно говорится в выводах - не позволяло представителям Литвы контролировать этот процесс, посещать тюрьмы и т.п. Самолеты ЦРУ много раз летали в Литву - при этом никто не мог контролировать, что или кого они доставляли в построенные тюрьмы. Можно ли исходя из этого утверждать, что никаких тюрем и никаких пыток не было?

Из выводов комиссии вовсе не следует, что тюрем не было и не было соответственно нарушений прав человека, как пытался утверждать Ушацкас. В то же время Грибаускайте придерживается именно той точки зрения, что выводы комиссии факт наличия таких тюрем косвенно подтверждают, поскольку, если следовать элементарной логике, зачем ЦРУ строить дорогостоящие тюрьмы, чтобы они пустовали? По мнению президента Литвы, престиж Литвы состоит именно в том, чтобы выяснить до конца правду и продемонстрировать, что Литва является демократическим государством, которое способно очиститься и покаяться, если в прошлом была допущена ошибка. Мол, сама смелая попытка расследовать дело о тюрьмах ЦРУ уже подняла международный престиж Литвы. Очевидно, что глава МИДа понимает престиж страны совершенно по-другому, у него другая ментальность, подчеркивают обозреватели.

Однако разногласия по тюрьмам ЦРУ не являются единственным камнем преткновения в отношениях между Грибаускайте и Ушацкасом. Как пишет портал Balsas.lt, более глубокой причиной конфликта является сам взгляд главы МИДа на субординацию ролей в государстве. Ушацкас так и не понял, что за внешнюю политику Литвы отвечает по Конституции избранный прямым голосованием президент, а никем не избранный министр иностранных дел является обычным клерком, который не может действовать, не обращая внимания на президента. Он должен, по крайней мере, согласовывать свои заявления и действия с линией руководителя страны. Тем временем Ушацкас последовательно занимался "своеволием": не выполнял пожелания президента, высказавшего намерение отозвать замешанного в скандале вокруг тюрем ЦРУ посла в Грузии, бывшего шефа ДГБ Мечиса Лауринкуса. То же касалось и отзыва бывшего заместителя Лауринкуса в ДГБ, занимавшего небольшой дипломатический пост в Белоруссии.

Кроме того, по словам газеты Lietuvos rytas, когда президент Белоруссии Лукашенко гостил в Вильнюсе, Ушацкас позволил себе, будучи в Нью-Йорке, отмежеваться в комментариях по поводу визита "белорусского диктатора" от Грибаускайте, заявив, что это не его инициатива, он лишь должен был исполнять. Не успела Грибаускайте пригласить Лукашенко на мартовские празднества 20-летия восстановления независимости Литвы, как Ушацкас высказал сомнение в рациональности такого приглашения. Да к тому же послал от имени МИДа, не поставив в известность президента, ноту с требованием к Белоруссии выдать генерала Владимира Усхопчика, якобы виноватого в кровавых событиях в Вильнюсе в 1991 г. (сам генерал клянется, что его солдаты по людям не стреляли, прокуратура Белоруссии отказала Литве в выдаче генерала). Все это заставило Грибаускайте потребовать, почти в ультимативной форме, отставки министра, "возомнившего себя" кормчим внешней политики.

Известный политолог Кястутис Гирнюс в интервью BNS сказал: "За последние два месяца позиции начали резко отличаться, особенно решение министра так ясно, критически высказаться по поводу наличия тюрьмы ЦРУ, когда было абсолютно ясно, что президент думает, что здесь дело серьезное, это здесь он фактически бросил своеобразный вызов президенту, и она на него отреагировала".

За Грибаускайте заступился Ландсбергис. Тем временем уже в который раз поддержку президенту оказывает идейный лидер литовских консерваторов европарламентарий Витаутас Ландсбергис. Только недавно он (впрочем, вслед за другими руководителями консерваторов, включая премьера) поддержал Грибаускайте в деле о тюрьмах ЦРУ. А теперь выступил против тех, кто требует от президента объяснения мотивов отставки главы МИДа. Лихорадочный поиск причин он назвал "ненужной волокитой". "Было ясно сказано - недоверие, - сказал Delfi политик. - А мотивы - это другое дело. Здесь каждый может по-своему думать. Я не знаю, кто должен принимать экзамен у президента. Нигде не сказано. Или СМИ хотят ввести такое правило, что если журналист спрашивает, то президент должна перед ним отчитываться?".

Ландсбергис не был склонен рассуждать на тему, пострадает ли внешняя политика от смены министра. По его словам, это увидим, когда назначат нового главу МИДа. Он также не высказал ясное мнение о том, кем должен быть новый министр - политиком или дипломатом. По мнению Ландсбергиса, главное - "личные качества" и "понимание в этих делах", но о конкретных кандидатах говорить не пожелал.

"Диктатор Грибаускайте"? Тем временем в Литве в определенных кругах нарастает недовольство резкими действиями президента. Главный критик президента газета Lietuvos rytas в редакционной статье "Знаки времени" прямо называет Грибаускайте "диктатором". "Теперь положение совершенно ясно: одному из не способных договориться между собой должностных лиц нужно обязательно уходить. А поскольку Грибаускайте избрана народным голосованием и здесь ничего уж не поделаешь, уходить придется министру иностранных дел. Однако даже после ухода Ушацкаса основная проблема остается нерешенной. В демократическом государстве президент просто обязан, согласно своей должности, объяснить, почему руководитель дипломатии потерял ее доверие. Поступать, как им взбредет в голову, и ничего не объяснять присвоили себе право только диктаторы, и то они не всегда им пользуются".

Назвав фактически президента "диктатором", газета акцентирует, что инцидент с Ушацкасом - не случайность. "Отсечение голов без аргументов в Литве - уже не первое. Вот и на вопрос, каким образом как будто занимался политиканством тоже потерявший доверие Лауринкус, Грибаускайте ответила фразой отстраненного за нарушение Конституции президента Р. Паксаса: "Я сказал, что хотел сказать". Ранее имевший пятнадцатилетний опыт дипломатической работы В.Балюконис был назван "не умеющим работать". Тоже без никаких объяснений".

Упоминание имени Паксаса здесь кажется символическим: кое-кто усматривает в этом скрытое предупреждение. Еще до прихода Грибаускайте к власти, в Литве звучали предупреждение, что, как и намеревавшегося менять руководителей Паксас, Грибаускайте члены "клана" смогут сбросить. "Так что может показаться, - продолжает ежедневник, - что на госслужбе больше не может работать никто, кто лично не сгибается перед Грибаускайте. Профессионализм, честность и другие хорошие качества - не нужны?".

Логика: как известно, Сталин тоже подбирал себе людей по принципу личной преданности. Таков сейчас и "белорусский диктатор" Лукашенко. А Грибаускайте, оказывается, злопамятна и тех, кто в прошлом ей был не симпатичен в личных контактах, теперь она, придя к власти, к постам не подпускает. Некоторые издания прямо высказывают мнение, что собака зарыта в прошлых отношениях Грибаускайте и Ушацкаса. Журнал Veidas в статье "Почему президенту не угодил министр" встает на защиту Ушацкаса и прямо указывается на старые счеты: консерваторы были за Ущацкаса, сами его усадили в кресло министра, но "только не было обращено внимания на одну вещь: давно, еще, кажется, в прошлом столетии, между двумя влиятельными и амбициозными чиновниками Министерства иностранных дел - В.Ушацкасом и Далей Грибаускайте - пробежала большая черная кошка. И, по крайней мере, один из них эту кошку запомнил надолго. Другими словами, если бы осенью 2008 г. президентом уже была Грибаускайте, она ни за что не утвердила бы Ушацкаса министром иностранным дел (...). Остается удивляться, почему она не осмелилась отбросить его кандидатуру прошлым летом, после инаугурации. Видно, не имела к чему прицепиться. Но все второе полугодие прошлого года можно смело характеризовать как полугодие приставания президента к министру иностранных дел. Грибаускайте ничто не нравилось - начиная от обращения "мама дипломатического корпуса" и кончая попытками Ушацкаса смягчить скандал вокруг ЦРУ". Напомним, что Ушацкас при всех назвал президента Грибаускайте "мамой", но не учел, что президент может это воспринять не как лесть, а как иронию со стороны ей подвластного клерка-мужчины.

Есть и другие примеры, которые подтверждают возможную версию "злопамятности" президента. 15 октября Грибаускайте отменила уже прошедшего все этапы отбора и получившего согласие Испании назначение В. Балюкониса послом в Испанию. Вот ее аргументация: "Кандидатура этого человека в президентуре не застревает - она никогда не была дискутируема, по крайней мере, в период моего президентства. И этого человека я точно никуда не собираюсь назначать. Потому что я его знаю, имела с ним контакты за те пять лет, когда работала еврокомиссаром. И такого человека я точно не назначу, исходя из своего личного опыта. Работать нужно по-другому". Тогда СМИ вышли под заголовками: "Грибаускайте: Балюконис послом не станет, потому что не умеет работать" (портал Alfa.lt).

Аналитический еженедельный журнал Veidas цитирует членов Сейма, которые, со своей стороны, обвиняют президента в "авторитаризме" (характерно название статьи - "Медовый месяц президента и Сейма окончился"). "Согласно новому опросу центра исследования общественного мнения и рынка Vilmorus, президенту доверяет 90% населения. Для простых людей она чуть ли не мессия, - иронизирует журнал. - Но вот отношения руководителя страны с Сеймом чем дальше, тем всё менее горячие". Еженедельник цитирует слова заместителя старосты фракции входящего в правящую коалицию Союза либералов и центра Витаутаса Богушиса, который в ответ на вопрос, как он оценивает первое полугодие деятельности Грибаускайте, ответил: "Разочаровался. Решительность президента обворожительна, но авторитаризм тоже очевиден". По мнению политика, многие вещи руководитель страны должен делать ювелирно, а не "размахивать топором". "Не хватает толеранции", обобщил "диссидент" (так Богушиса именует журнал).

Даже представитель оппозиции, староста фракции партии "Порядок и справедливость" Валентинас Мазуронис обвинил Гриабускайте в нарушении Конституции: "Она часто превышает свои конституционные полномочия - как назначая или освобождая должностных лиц, так и решая другие вопросы, но свои глубокие недостатки она компенсирует доверием людей".

Бывший советник президента Адамкуса доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета политолог Лаурас Белинис в Delfi ("Белинис: президенту нужен несамостоятельный министр") в резких тонах раскритиковал Грибаускайте и заступился за Ушацкаса. Он полагает, что Ушацкас, как и любой политик, "естественно" имел желание "экспонировать себя", но на самом деле главной причиной неудовольствия со стороны президента было якобы его нежелание "слушаться". "На мой взгляд, корень конфликта (который актуален и для будущих работников государственной структуры), алгоритм конфликта - самостоятельность". "Человек, который так или иначе зависит от воли президента, теперь должен понять, что от него не требуется быть самостоятельным, инициативным и т.п. Политики и руководители высшего ранга превращаются в винтики, что на самом деле является нездоровым явлением", рисовал апокалипсическую картину авторитарного управления страной бывший советник Валдаса Адамкуса.

Новым главой МИДа может стать подруга Грибаускайте? Сразу же после отставки Ушацкаса в литовских СМИ появились предположения о том, кто может стать новым министром иностранных дел Литвы. Хотя многие прежде всего на это место сватают нынешнего главу Комитета по международным делам Сейма Аудрониса Ажубалиса, ясности, учитывая "капризный" нрав президента страны, нет. Вспомним, что Ажубалис был главным претендентом на пост главы МИДа и прежде, когда консерваторы, победив на последних парламентских выборах, начали формировать правительство. Кстати, одним из главных претендентов тогда был и Витаутас Ландсбергис. Оба являются видными фигурами в руководстве "Союза Отчизны - Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ). Однако избран был "человек со стороны", формально не партийный профессиональный дипломат.

Есть два аргументы, почему Ажубалису может и теперь не достаться пост главы МИДа. Первый - тот же, что называли и год тому назад: на протяжении своей карьеры он выступал как яркий русофоб, неоднократно высказывавшийся резко в адрес России и ее руководства. Правда, после перехода консерваторов из оппозиции к власти его речи стали более умеренными, он все чаще стал говорить о необходимости наладить отношения с восточным соседом. Однако "по принципиальным" вопросам он остается правым: не случайно он повторяет слова о "красной линии", которую литовская сторона, идя "навстречу" России, не должна переступать.

Второй аргумент был высказан на минувшей неделе политологом Владимиром Лаучюсом в статье "Существует ли клан Кубилюса?" (Delfi). Аналитик обратил внимание на то, что глава СО-ХДЛ премьер Кубилюс, как бы боясь конкуренции внутри партии, не очень любит раздавать посты людям из своей партии: "Кубилюс часто просто не считается с руководимой им партией и подбирает на важные посты не консерваторов согласно взглядам или партийной деятельности, но - своих личных любимчиков". Примеры? Тихо сидевший на посту руководителя Департамента статистики Альгис Шемета, не занимавший никаких руководящих постов в партии консерваторов, вдруг становится министром финансов, а затем его посылают в Брюссель еврокомиссаром на место Дали Грибаускайте. Ушацкас, вообще не консерватор, но зато лично верный Кубилюсу, становится во главе МИДа.

Следующий пример - Пятрас Ауштрявичюс: "Когда Кубилюс объявил никому в качестве политика неизвестного Ауштрявичюса кандидатом от "Союза Отчизны" в президенты, совет партии об этом даже слыхом не слыхивал. Пришлось одобрить post factum прихоти председателя". "Почему министром иностранных дел от партии консерваторов стал не консерватор Аудронис Ажубалис, а человек Кубилюса Ущацкас? - спрашивает аналитик. - И почему вообще Кубилюс набирает соратников не из политики, не из партии, а из деполитизированной дипломатической службы и из бюрократических коридоров Департамента статистики?".

В этом свете, если учесть, что и стремящейся к диалогу с Россией Грибаускйте может не понравиться имеющий славу русофоба Ажубалис, то Кубилюсу очень даже выгодно воспользоваться ситуацией и не предоставить возможному сопернику по руководству партией таких сильных позиций.

В этой ситуации, по мнению некоторых аналитиков, вполне реальны шансы малоизвестного пока заместителя министра иностранных дел Асты Скайсгирите-Ляушкене. Согласно слухам, она является чуть ли не подругой Грибаускайте, а, значит, будет выполнять ее программу, а не вставлять палки в колеса, как Ушацкас. Ставленником Грибаускайте также считали заместителя министра финансов Ингриду Шимоните: именно она стала министром финансов Литвы после ухода с поста Альгирдаса Шеметы. Сама в прошлом министр финансов Литвы, Грибаускайте не могла не быть знакомой с Шимоните. Почему-то никогда не имевшей семьи и публичных отношений с мужчинами Грибаускайте (по крайней мере, в литовских СМИ, падких на сенсации, нет совершенно никаких упоминаний об этом), в иных случаях нравятся женщины. Говорят даже, что Скайсгирите-Ляушкене - блондинка, как и Грибаускайте. Литовские СМИ обращают внимание на то, что именно она сопровождала Грибаускайте в ее зарубежных поездках. "Вице-министр Аста Скайсгирите-Ляушкене - это человек президента, с ней они были во всех зарубежных визитах в последние месяцы. Только ее назначение на этот пост может объяснить требование об отставке Ушацкаса. А иначе, зачем бы президенту идти в лобовую атаку", высказывается мнение на сайте Delfi. Злые языки также поговаривают о тенденции "матриархата" вообще, которая ощутима в верхах литовской власти, когда предпочтения все чаще отдаются женщинам: в Литве первый и второй пост в государстве (президент и председатель парламента) уже занимают женщины. Кроме того, женщины руководят уже и двумя ключевыми министерствами - обороны и финансов.

Краткая информация о А.Скасгирите-Ляушкене. Родилась в 1966 г. В 1989 г. окончила филфак Вильнюсского университета. В 1992-1993 изучала международные отношения в Международном институте общественной администрации во Франции. С 1993 работает в Министерстве иностранных дел Литвы. В 1993-1994 - в отделе Западной Европы Департамента политики МИДа. В 1994-1995 - руководитель отдела Западной Европы, в 1995-1998 - руководитель отдела Северной Европы Департамента политики, в 1995-1998 - советник правительства по вопросам международных отношений. 1998-2003 - посол Литвы во Франции, а в 2002-2003 заодно и посол в Тунисе. В 2003 - посол по особым поручениям Департамента стран Европы МИДа. 2003-2006 - директор Департамента персонала МИДа. 2006-2009 - посол в Израиле. С начала 2009 - секретарь МИДа, а с 15 июня 2009 - вице-министр. Владеет английским, французским, русским и немецким языками.

Интересно, что газета Kauno diena именно Скайсгирите-Ляушкене, а не Ажубалиса называет первой в списке претендентов на пост главы МИДа: "На посту министра иностранных дел Вигаудаса Ушацкаса может сменить вице-министр Аста Скайсгирите-Ляушкене, вице-министр Шарунас Адомавичюс, председатель Комитета по международным отношениям Аудронюс Ажубалис, советник президента по внешней политике Дарюс Семашка". В таком же порядке, указывая, что речь идет о "неофициальных данных", размещает претендентов и портал Delfi.

Наконец, существует еще одна женская кандидатура на пост главы МИДа - Раса Юкнявичене, нынешний министр обороны. "По неофициальным данным, один из возможных такого рода вариантов - это назначение Расы Юкнявичене на пост министра иностранных дел, тогда министром обороны станет другой политик, к примеру, председатель Комитета по нацбезопасности и обороне Арвидас Анушаускас", раскладывает карты Delfi. Юкнявичене не новичок в международной политике - в бытность в оппозиции она вместе с Ландсбергисом была одним из главных рупоров, озвучивавших позицию консерваторов. Она возглавляла парламентскую делегацию Сейма в НАТО. Правда, Юкнявичене, как и Ажубалис, в прошлом не раз выступала с резкими антироссийскими заявлениями. Однако став членом правительства, она фактически перестала демонстрировать русофобию.

С другой стороны, все зависит от договоренности членов коалиции между собой и президента: выбирать кандидата из "партийных" (в этом случае место главы МИДа закреплено за консерваторами) или из "профессионалов". Если решат остановиться на кандидатуре дипломата, тогда будут выбирать между вице-министром Скайсгирите-Ляушкене и вице-министром Адомавичюсом. Решение по этому вопросу перенесено на следующую неделе.

Грибаускайте почти добилась и смещения генпрокурора

В тот же день, 21 января, когда Ушацкас был вынужден подать в отставку с поста главы МИДа, Сейм одобрил решение парламентского Комитета по праву и правопорядку, согласно которому генпрокурор Альгимантас Валантинас плохо организовал работу своего ведомства и плохо выполнял свои обязанности. По словам портала lrytas.lt, такой вердикт комитет внес в парламентское постановление, в котором оценивались выводы о расследовании каунасского дела о педофилии. За такое решение проголосовали 47 депутатов, голосовавших против не было, 5 - воздержались. Сам генпрокурор через своего пресс-секретаря передал, что постановление парламента комментировать не будет.

Член фракции правящего "Союза отечества - Христианских демократов Литвы" Саулюс Печелюнас предупредил депутатов, что идет генеральная чистка кадров: "Как сегодня у нас нет министра иностранных дел, так после таких выводов на следующей неделе не станет генпрокурора и, вероятно, независимой прокуратуры". По его словам, в этом вердикте закодировано увольнение Валантинаса. Между тем представитель оппозиции Йонас Рамонас заметил, что генпрокурор уже давно должен был уйти в отставку.

Председатель Комитета по праву и правопорядку Стасис Шедбарас раньше говорил, что с трудом себе представляет дальнейшее пребывание Валантинаса на занимаемом посту, если парламент одобрит выводы, несмотря на то, что, согласно Конституции, генпрокурора назначает и увольняет президент. В минувшую пятницу Комитет также признал, что сотрудники Генпрокуратуры, Каунасской окружной прокуратуры и Каунасской прокуратуры, контролировавшие расследование дела о возможном насилии над малолетней дочерью подозреваемого в совершении двойного убийства Драсюса Кедиса, плохо выполнили свои функции. Эти выводы представил депутат Эрикас Тамашаускас. Напомним, что президент Грибаускайте не раз в последнее время критиковала бездеятельность прокуратуры и генпрокурора.

Сейм потребовал компенсации от России еще и за кровавые события января 1991 г.

О том, что в Литве нет единого центра внешней политики - свидетельствует и принятое 21 января Сеймом решение требовать от России очередную компенсацию. Причем уже не ту, которой Литва требует давно - за пятидесятилетнюю "советскую оккупацию", а еще и новую, придуманную в этом году: за кровавые события 11-13 января в Вильнюсе. И такие шаги предпринимаются на фоне готовящихся, как пишут некоторые литовские СМИ, визитов Дмитрия Медведева в Вильнюс в марте и Дали Грибаускайте в Москву в мае. Хороший подарок президенту России - резолюция, предписывающая правительству требовать новую компенсацию от России. По мнению ряда обозревателей, все в Литве понимают, что, как и с предыдущей компенсацией, шансов нет никаких: но важно "требовать", "удерживать моральные позиции". Даже вопреки тому, что таким образом могут быть сорваны "начавшие теплеть" в последние месяцы отношения между Вильнюсом и Москвой. Понятно, что эта резолюция вставляет палки в колеса президенту Грибаускайте, которая хочет улучшить отношения с Россией.

Как передает литовское национальное радио Lietuvos radijas, депутаты Сейма предложили кабинету министров обратиться к России с требованием о компенсации "за акт агрессии 11-13 января 1991 года", в результате которого погибло 14, пострадало более тысячи безоружных людей. Члены Сейма 21 января поддержали проект резолюции, предложенный представителем "Союза отечества - Христианских демократов Литвы" Ритасом Купчинскасом. Более того, некоторые парламентарии, по словам Delfi, "также высказывали мнение, что Россия должна извиниться перед Литвой за то, что применила силу в отношении независимого государства". При этом замалчивается не только факт того, что войска были не российские, а советские, а и то, что именно Россия тогда выступила с осуждением кровавых событий, а в поддержку литовцев сотни тысяч россиян вышли на улицы.

Предложение поднять вопрос о компенсации семьям жертв и пострадавшим в ходе событий января 1991-го года было поддержано 64 парламентариями, никто не голосовал против, один член Сейма воздержался. Не веря особо в то, что будут получены деньги, возлагаются надежды хотя бы на "извинения" со стороны России. "Конечно, никакой компенсацией не залечишь раны близких, однако это хоть какое-то утешение, в конце концов извинение было бы большим шагом вперед", - на заседании сказала представитель правящей партии Дануте Бекинтене. Для Литвы важно, чтобы Россия "покаялась". За грехи СССР.

В резолюции говорится, что 11-13 января 1991 года советские вооруженные силы совершили акт агрессии в отношении независимого Литовского государства и его народа. Поскольку Россия провозгласила себя продолжательницей СССР, то она должна компенсировать ущерб, нанесенный в ходе агрессии. "Сейм Литовской Республики предлагает правительству Литовской Республики официально обратиться к правительству Российской Федерации по поводу компенсации семьям жертв и пострадавшим в ходе событий 11-13 января 1991-го года", - говорится в резолюции. В документе также предложено этот вопрос решить до января 2011-го года, когда будет отмечаться 20-я годовщина печальных событий.

ЕС: изменив риторику в отношении России, Литва получит помощь Берлина и Парижа

Об этом сообщает BNS, ссылаясь на мнение важного гостя из Евросоюза. "Риторику по отношению к России Литве стоит менять не только из-за отношения Москвы, но и для того, чтобы получить помощь из Берлина и Парижа", считает исполнительный директор Европейского совета по внешним отношениям Марк Леонард, который на минувшей неделе участвовал в неформальной Snow Meeting в Тракае под Вильнюсом. "Думаю, что причина изменения риторики - это не обязательно воздействие на Москву, но и влияние на Берлин и Париж. Если они почувствуют, что Литва заинтересована в развитии перспективной, прагматичной и полезной единой политики ЕС по отношению к России, это откроет новые возможности, которые, думаю, отвечают интересам Литвы", - сказал Леонард в интервью BNS.

По словам британского политолога, раньше, накладывая вето на переговоры между ЕС и Россией, Литва хотела, чтобы ее услышали, но из-за такой позиции многие европейские столицы считают Литву страной, занимающей крайнюю позицию по отношению к Москве. "Сложно такой стране средних размеров быть услышанной, поэтому я понимаю, что, наложив вето, Литва добилась, чтобы ее услышали, чего до вето не было", - вскрыл дальний расчет литовских дипломатов Леонард. "В то же время это значит, что Литву многие европейские столицы оценивают, как страну, занимающую позицию крайностей в вопросе отношений с Россией, а это нередко противоречит весомым аргументам, которые пытались представлять литовские политики", - сказал политолог.

Как подходящий пример британец привел изменения в риторике Польши - якобы содержание польской политики по отношению к России по сути не изменилось, однако из-за изменения риторики Польше стали больше доверять. "Если бы литовское правительство изменило риторику, как это сделала Польша, то могли бы открыться перспективы для создания настоящей европейской коалиции. Думаю, что наилучшая защита интересов Литвы в отношениях с Россией - это крепкая и единая внешняя политика ЕС", - сказал Леонард.

В 2007 году Европейский совет по внешним отношениям назвал Литву и Польшу "новыми воинами холодной войны", которые готовы использовать право вето и придерживаются критического отношения к России. В 2008 году европейские страны неоднозначно оценили решение Литвы блокировать переговоры между ЕС и Россией о новом договоре о партнерстве и сотрудничестве, пока не будут выполнены требования страны, отмечает BNS. Напомним, что Литва также пыталась протестовать против возобновления переговоров между Россией и НАТО.

Москва: пусть Грибаускайте приедет без приглашения?

Поступившее на минувшей неделе сообщение из Москвы, что Россия рада видеть у себя руководителей стран Прибалтики, если те захотят участвовать в торжествах по случаю 65-летия Победы, вызвало неоднозначные оценки в литовских СМИ. Напомним, что об этом заявил управляющий делами президента России Владимир Кожин. По его словам, президенты прибалтийских стран должны принять решение сами. "Если они захотят участвовать в этих событиях, мы рады будем их видеть в Москве", - сказал управделами президента России. В то же время Кожин утверждал, что президента Грузии в Москве не ожидают.

Со своей стороны, BNS отмечает: "Согласно дипломатическим источникам BNS, Россия дала понять, что президенты прибалтийских стран - ожидаемые гости, однако официального приглашение может быть и не прислано". Получается, отмечают некоторые обозреватели, что Грибаускайте должна проявить добрую волю и явиться без официального приглашения.

Не поэтому ли на вопрос о возможной поездке в Москву она сказала, что сначала нужно дождаться 20-летия со дня подписания Акта о независимости Литвы 11 марта. "В Вильнюс по этому случаю приглашен и президент России Дмитрий Медведев", отмечает BNS. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уже сказал, что примет участие в праздновании 65-летия Победы в Москве, если его пригласят.

В то же время, по мнению ряда СМИ, слова Грибаускайте о том, что "нужно дождаться" 11 марта, а тогда уже будет ответ насчет поездки в Москву, означают: мол, посмотрим, приедет Медведев или нет. Не приедет, так и я не поеду. Это, опять же, можно воспринять как условие. То есть, если не приедет, то этим он покажет свое отношение. Ранее Грибаускайте уже заявляла, что своим приездом или неприездом Россия покажет, насколько ей важна независимость Литвы. За это Грибаускайте критиковали многие эксперты и политики, говоря, что если приглашают, то гостю не ставят условий.

Политолог Арунас Бразаускас в статье "Солнце Сталина и газ Медведева" (LRT), пишет, намекая на причину потепления отношений с Россией после закрытия Игналинской АЭС как реакцию на еще большее увеличение энергозависимости от Москвы: "Второго солнца Сталина в Литве не ожидает ни одна серьезная политическая сила. Однако кое-кому хочется больше гарантий в отношении газа Медведева". Далее аналитик отмечает: "Определенная интрига завязывается и по поводу приглашения Медведева на торжества 11 марта. Ведь можно пригласить так, чтобы тот никогда не приехал. Например, добавить, что приглашение заодно является и тестом: любит или не любит. (Слова президента: "Я хочу знать, важна ли Литва нашим соседям, важно ли нашим соседям 20-летие нашей независимости"). Может быть, уже неофициально договорено насчет обеих визитов - Д.Медведев приедет в Вильнюс и Д.Грибаускайте в мае поедет в Москву отмечать 65-летие окончания Второй мировой войны. Если Медведев теперь не прибудет - наш президент со спокойной совестью сможет не ехать в Москву, как когда-то не ехал Адамкус. Однако пока что ничего не ясно. Площадь Дауканто (там находится президентский дворец. - ИА REGNUM Новости) полна тайн, как Кремль".

"Выход Литвы из ЕС неизбежен"

Газета Respublikа в редакционной статье "Свобода приходит только путем долгов" ставит вопрос о возможном выходе Литвы из ЕС. "Возможно ли выйти из состава ЕС и обрести государственную независимость? - спрашивает редакция. - До сих пор казалось, что невозможно. Однако в последние дни стали поговаривать о том, что Греция из-за долгов может покинуть еврозону и даже выйти из ЕС. Мировой финансовый кризис внутри ЕС все расставил по своим местам: менее влиятельные страны Сообщества увязли в долгах и борются за свое сохранение, в то время как ярые сторонники идеи единой Европы - Франция, Германия и Нидерланды - на всех парусах продвигаются, вперед. Старожилы ЕС и не думают протянуть руку помощи не только Литве и Латвии, но и увязшим в трясине долгов Португалии и Греции".

Еврокомиссия (ЕК) прогнозирует, что в нынешнем году долги Греции достигнут 125% внутреннего валового продукта страны. Долги у Греции даже больше, чем у Литвы. Министерство финансов Литвы прогнозирует, что долг Литвы к концу 2020 года может приблизиться к 40% ВВП страны. Греция стала членом еврозоны в 2001 году. "Но евро, о котором так мечтает правительство Литвы, не стало панацеей от кризиса, - констатирует ежедневник. - Скорее, напротив - лишившись своей национальной валюты, греки вместе с тем потеряли право на проведение самостоятельной финансовой политики. Назначенный член ЕК Олли Рен заявил, что странам, не выполняющим обязательства, возможно, придется покинуть еврозону". Правда, комиссар подчеркнул, что Греции, поставившей под угрозу всю еврозону, скорее всего, не будет указано на дверь из Европейского Союза". Однако экономисты прогнозируют, что Греции придется выбирать - либо покинуть еврозону, а это автоматически означало бы и выход из Сообщества, либо прибегнуть к суровым мерам экономии - повысить налоги, уменьшить социальные выплаты и пенсии.

В декабре 2009 года Европейский центральный банк опубликовал статью, в которой анализируются возможности выхода из состава ЕС. "А ведь еще совсем недавно, по словам авторов статьи, разговоры о выходе из ЕС или еврозоны сочли бы немыслимым абсурдом", комментирует газета Respublikа. Однако, отмечается в статье, мировой экономический кризис, передача правительственных функций независимых государств Брюсселю, Лиссабонский договор и игнорирование государств - новичков Сообщества у многих породили сомнения относительно будущего евроинтеграции. "Огромнейший дефицит бюджета, несоответствие требованиям Пакта стабильности и роста позволяют экспертам предположить, что страны, не выполняющие обязательства, вполне могут быть исключены из ЕС и еврозоны", заключает редакция, имея в виду и Литву.

Газета взяла интервью у политика, лидера центристов, сигнатара Акта восстановления независимости Литвы философа Ромуалдаса Озоласа. Интервью озаглавлено "Подлинная независимость неизбежна". "Кто вызвал такую ситуацию в Греции? Она сама? - спрашивает политик. - Сомневаюсь. Обсосать и выплюнуть - такова методика Европейского Союза. Что случится с отвергнутыми, ЕС в принципе не волнует. ЕС напрямую приложился к тому, что происходит сейчас в Греции. В ЕС, как и в Советском Союзе, людей учат не работать и жить на своей земле, а только ждать, когда кто-нибудь что-нибудь подаст. Конечно, подадут, но только на то, что выгодно для интеграции - на создание интернациональной инфраструктуры: дороги, системы связи, энергетику. А такие вещи, которые привязывают человека к своей земле, кормят и обеспечивают его как отдельную, самодовлеющую личность, его достоинство и продуктивность, их не волнуют. Кроме того, происходит еще один негативный процесс - миграция. Наших людей уехало из страны около миллиона, если считать вместе с теми лицами, которые не называют себя официальными мигрантами. Если мы и дальше будем вязнуть в долгах, а так и будет, то после Греции, возможно, будем выплюнуты и мы с латышами. И что тогда? Это никого не будет волновать - ни наших европарламентариев, ни Брюссель. Проект ЕС - это отнюдь не проект помощи нациям, каким был план Маршалла для восстановления послевоенной Германии. Это проект использования, подключения, перенятия ресурсов и их потребления в пользу крупных государств".

По мнению политика, "если Литва выйдет из ЕС, то те, кто в Литве останется скажут: "Наконец мы освободились окончательно". Еще на заре нашей независимости я говорил, что если мы в очередной раз попадем в какую-нибудь, пусть и западную, зависимость, то, побывав там, увидим, что невозможно, завися от кого-нибудь, жить свободно. Вот это сейчас и происходит. Зависимость от того, кто побольше тебя, - прямой путь к гибели. С выходом Литвы из ЕС, пусть только и с двухмиллионным населением, но таким, которое хотело бы жить в Литве и которое понимало бы, что мы наконец освободились и только сами можем созидать то, что необходимо для достойного человека и достойного его существования, началась бы подлинная свобода Литвы. И это мы могли бы продемонстрировать миру как достойный подражания пример. Нет другого выхода для мира, как только существование отдельного государства, базирующегося на национальной основе, и ответственность за свою землю. И это неотвратимо".

На фоне снижения пенсий и зарплат - в Литве одна из самых высоких инфляций в ЕС

Согласно агентству Eurostat, цены в прошлом году в Литве подскочили так резко, что по среднему показателю годовой инфляции Литва оказалась на втором месте в ЕС: 4,2%. "Литву в этом плане смогла обогнать только такая еще более отсталая страна, как Румыния, - пишет газета Respublika. - И самое обидное, что уровень годовой инфляции обусловливает подорожание самых необходимых человеку товаров и услуг". Например, в 2009 г. на 14,4% подорожали услуги здравоохранения, на 14,2% - образование, на 10,5% - услуги транспорта. Зарплаты же в этот период падали еще быстрее. "Даже сухие официальные статистические данные о снижении трудовых доходов кажутся катастрофическими", сетует ежедневник. Специалисты Департамента статистики подсчитали, что в третьем квартале 2009 г. среднемесячная заработная плата в стране до отчисления налогов составляла 2142,2 лита. По сравнению с тем же периодом предыдущего года она снизилась на 7,7%. Исходя их тех же подсчетов, реальная, получаемая "на руки" зарплата упала еще резче - на 8,7% и составила 1664,9 лита.

"Литовцы не понимают. Литовцы в отчаянии. Ведь в последнее время доходы почти у всех сократились, а цены все ползут и ползут вверх, - подчеркивает ежедневник. - Эксперты утверждают, что это происходит не только ввиду складывающихся в мире объективных обстоятельств, но и ввиду специфики нашей страны...". Резкое падение уровня жизни и растущие как на дрожжах цены в торговых центрах шокируют многих жителей Литвы. Например, 77-летнюю Раису Барановскую из Шяуляй. "Эта встреченная нами у одного из торговых центров женщина призналась, что с тревогой ждет 20 января, дня, когда она будет получать свою урезанную пенсию. До этого она получала 750 литов. Пенсия - ее единственный источник доходов. "Бог знает, сколько они урежут от моей несчастной пенсии, - сетовала женщина. - Подруга в газете прочитала, что моя пенсия должна уменьшиться на 40 литов". Напомним, что многие пенсионеры были шокированы, обнаружив при получении, что их пенсии уменьшены на большую, чем предполагалось, сумму. Правительство объяснило это тем, что указана была лишь средняя цифра уменьшения выплат, в то время как в каждом конкретном случае устанавливается индивидуальное уменьшение пенсии.

Энергоносители подешевели, а плата за тепло - та же

Газета Lietuvos rytas пишет, что по сравнению с прошлой зимой цены на энергоносители подешевели, но сэкономить не получается - на улице намного холоднее, чем в минувшем году. В минувший отопительный сезон жители заплатили теплосетям около 1,5 млрд. литов, в этом году, несмотря на то, что отопление подешевело, эта сумма будет не меньше. В Вильнюсе 1 кВт теплоэнергии в декабре прошлого года стоил 20,75 цента, в декабре 2008 года - 23,69 цента. Однако, по словам газеты, платить меньше не придется. За декабрь 2009 года Vilniaus energija выписала счета на сумму почти 92,5 млн. литов. В декабре 2008 года эта сумма составляла 91,6 млн. литов.

Литва экономически свободнее России в семь раз?

В рейтинге экономической свободы, составленном канадским институтом Heritage Foundation и изданием The Wall Street Journal, Литва занимает 29-е место, что по сравнению с прошлым годом на одну позицию выше. Наиболее высокий индекс экономической свободы уже 16 лет подряд присваивается Гонконгу, а второе место также 16 лет подряд удерживает Сингапур. В первую десятку рейтинга вошли также Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Дания и Чили. Эстония заняла 16-ое место в рейтинге, потеряв в течение года три позиции, а Латвия расположилась на 50-ом месте, что по сравнению с прошлым годом на пять позиций ниже. Поэтому 22-е место Литвы выглядит нет так уж и плохо. Для сравнения: экономика стремительно развивающегося Китая признана 140-ой, Японии - 19-ой, России - 143-й. У Белоруссии 150-е, у Украины 162-е место. Странами с наиболее низкой экономической свободой являются Северная Корея, Зимбабве, Куба, Бирма и Эритрея. Страны с показателем свободы экономики 80% и выше считаются экономически свободными, ниже 50% - несвободными. Индекс Гонконга равняется 89,7%, Эстонии - 74,7%, Литвы - 70,3%, Латвии - 66,2%, Северной Кореи - 1%.

93% жителей Литвы не верит в улучшение положения в стране (опрос)

Согласно опросу, проведенному компанией Baltijos tyrimai по заказу ELTA с 19 по 29 декабря 2009 года, всего 5% жителей Литвы считали, что дела в Литве в последнее время стали лучше. 93% участников опроса ответили, что положение в стране только ухудшается. 2% участников опроса не смогли дать ответ на этот вопрос. Год назад - в декабре 2008 года - 11% респондентов оценивали ситуацию в стране положительно. За год оптимистов стало на 6% меньше. Сложившимся положением в стране недовольны люди старше 50 лет и те, кто получает небольшие доходы. В декабре 2009 года семь из десяти - 71% - жителей Литвы были недовольны действиями демократии в стране. 19% не имели к этому никаких претензий, то есть сказали, что довольны действием демократии. 10% участников опроса не смогли ответить на этот вопрос. Год назад - в декабре 2008 года - на 8% больше респондентов были довольны действием демократии в стране. Больше всего действием демократии недовольны люди старше 50 лет, жители районов и небольших городов. Особенное недовольство высказали пенсионеры, безработные, рабочие и домохозяйки. Как и прежде проявлениями демократии была довольна молодежь до 30 лет и те респонденты, которые оценили финансовое положение своих семей как улучшившееся или неизменившееся.

70% литовцев заявили об ухудшении экономического положения (опрос)

Что касается сугубо экономического положения, то и тут литовцы проявили крайний пессимизм. В конце 2009 года 8 из 10 участников опроса - 79% - считали, что экономическое положение Литвы в последние несколько месяцев ухудшилось. Всего 2% респондентов в декабре положительно оценили экономическое положение, сказав, что оно улучшилось. 15% респондентов ответили, что за последние два месяца оно не изменилось. Опрос был проведен с 19 по 29 декабря по заказу ELTA компанией Baltijos tyrimai. За месяц утверждающих, что экономическое положение в стране ухудшилось, стало меньше на 6%. Такие же результаты были получены в декабре 2008 года. Согласно опросу, 2% жителей Литвы считает, что финансовое положение их семей в последние два месяца улучшилось, а 7 из 10 - 70% - указали, что их финансовое положение ухудшилось. 26% участников опроса ответили, что финансовое положение их семей осталось прежним. По сравнению с данными за ноябрь 2009 года, оценка финансового положения семей не изменилась. Подобными были и оценки финансового положения семей в декабре 2008 года.

Грибаускайте опять имеет "рейтинги Брежнева" (рейтинги литовских политиков)

Как сообщает журнал Veidas, согласно последнему опросу, проведенному компанией Vilmorus, рейтинги доверия к Грибаускайте поднялся до 90%. Что это не случайность, свидетельствует и другой опрос, проведенный по заказу ELTA с 19 по 29 декабря провела компания Baltijos tyrimai. Согласно этому опросу и здесь Грибаускайте набирает 85% поддержки. У спикера парламента Ирену Дегутене - 63% поддержки. У экс-президента Валдаса Адамкуса - 58%. Еще семерых общественных лидеров жители оценили скорее положительно - это европарламентарий Вилия Блинкявичюте, социал-демократ Альгирдас Буткявичюс, заместитель спикера парламента Чесловас Юршенас, экс-президент Альгирдас Бразаускас, депутат Юлюс Весялка, советник президента банка SEB Гитанас Науседа и юрист, лидер протестного движения Кястутис Чилинскас. Первое место с конца, 24-е, в рейтинге занимает премьер Андрюс Кубилюс. Ему доверяет только 11%, а не доверяет 84% литовцев. Третий с конца - бывший спикер Сейма, лидер Партии народного возрождения Арунас Валинскас - 76% отрицательных откликов, четвертый с конца - европарламентарий Витаутас Ландсбергис - 71% не доверяющих, пятая с конца лидер новой партии Литовский народный союз Казимера Прунскене - 69% неблагоприятных оценок (ELTA).