"То, что Республика Адыгея, то есть один из "национальных субъектов" Северного Кавказа, оказалась за бортом нового Северо-Кавказского федерального округа, - хорошо объяснимо, однако может породить на местном уровне определенные проблемы", - считает заместитель главного редактора ИА REGNUM Новости, эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин.

Напомним, что 19 декабря президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Северокавказского федерального округа. В него вошли Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край. Полпредом назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

"Адыгею со всех сторон окружает Краснодарский край, а если бы и его передали в Северо-Кавказский округ из Южного, то последнему осталось бы слишком мало регионов и его вряд ли возможно было бы вообще сохранить. Кроме того, несмотря на известные обострения отношений между руководством края и Адыгеи в 2002-2006 гг., сейчас между этими двумя регионами крепнут хозяйственные связи. Многие жители Адыгеи, особенно ее западной части, населенной в основном "титульным" народом, работают в Краснодаре. А краснодарским предпринимателям сегодня привычно регистрировать свои фирмы в Адыгее, если дома возникают проблемы из-за довольно строгих краевых законов. Поэтому "разнести" два этих региона по разным округам было бы, конечно, ошибочно. И все равно сегодняшнее решение президента может иметь политические последствия, и не только в Адыгее", - отметил Казенин.

"Хорошо известно, - напомнил Казенин, - что черкесские (адыгские) национальные организации последние полтора-два года неоднократно выдвигали идею создания единого региона в составе РФ под названием "Черкесия". Он, по замыслу, должен был бы включать земли, населенные черкесами (адыгами, кабардинцами) в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Вряд ли кто-то всерьез считал такую идею реализуемой в сегодняшних условиях, и вполне объяснимо, что федеральный центр не реагировал на такие инициативы. Однако когда Адыгея оказывается в одном округе, а другие регионы с черкесским населением - в другом, это совершенно естественное решение при желании может быть представлено как сигнал, указывающий на отношение руководства страны к идее создания единого черкесского региона".

"В Кабардино-Балкарии кабардинские национальные организации, при всех различиях между ними, заняты сейчас в основном экономическими, в том числе земельными вопросами, и идея учреждения "Великой Черкесии", насколько я знаю, активной поддержки там не имеет. А в Карачаево-Черкесии и самой Адыгее черкесское движение в больше степени существует в мире "чистой политики", и проекты перекройки границ регионов имели там определенную поддержку. Может ли нынешнее решение президента РФ вызвать в этих регионах негативную реакцию? При всей независимости черкесской идеологии от политической конъюнктуры, ее защитникам чаще всего удается выйти на авансцену тогда, когда их цели временно пересекаются с интересами политических или бизнесовых групп, для которых национальная идея - всего лишь инструмент. Таковы законы политического рынка, в том числе и регионального. Учитывать их и следить за "градусом" настроений национальных общественников придется теперь уже двум полпредствам", - заключил Казенин.