На Украине 12 января начался судебный процесс над главным редактором газеты "Родное Приазовье" (Донецкая область) Сергеем Шведко. Глава районной организации пропрезидентской партии "Наша Украина" Василий Коваленко подал на Шведко в суд за то, что тот в своей статье "Голодомор шагает по стране" выразил сомнение в том, что голод в СССР тридцатых годов являлся "геноцидом украинцев". Ситуацию прокомментировал 13 января для ИА REGNUM Новости российский историк и политолог Олег Неменский.

Принятие законов по обязательной трактовке истории - всё ещё новый тренд во внутренней политике государств Центральной и Восточной Европы, пока что не получивший одобрения в международном сообществе. Возможно, поэтому суды с обвинениями в нарушении таких законов пока что немногочисленны. Мы имеем дело с догоняющим развитием, когда внутреннюю идеологическую тождественность западных стран на востоке Европы приходится устанавливать силой. И больше всего проблем с этим у Эстонии, Латвии и Украины, именно из-за присутствия здесь значительного процента населения, идентитарно чуждого официальной государственности. Однако проведение таких законов в жизнь со всей строгостью означает массовые репрессии, которые также недопустимы если не по моральным, то по прагматическим соображениям - они могут не укрепить, а, наоборот, подорвать политическую систему молодого национального государства.

Так же и в этом случае - вряд ли дело закончится осуждением. Однако оно может получить очень важное значение для общественного мнения, показав, что такие законы не шутка, и в будущем они могут коснуться каждого. Перед населением Украины сейчас стоит неприятный выбор между двумя путями ограничения свободы слова: условно говоря "восточным", по которому эта свобода ограничивается в области критики действующей власти, и "западным", когда запрещается говорить что-либо, противоречащее декретируемым властью нормам политкорректности, то есть господствующей и узаконенной идеологии. И в этом выборе страна, скорее всего, опять же будет расколота на две зоны: для её западной части будет более привлекательным идеократический режим, для восточной - режим "власть нас не трогает, ну и мы её тоже". Однако представить себе установление общеукраинской системы на основе одного из этих выборов невозможно - западную идеократичность не примут на востоке, а восточную отстранённость от власти не примут на западе страны. Поэтому такие вот судебные дела будут случаться всё чаще, так как являются проявлением неизбежных противоречий между законодательством и реальными возможностями правоприменительной практики.