Юрий Баранчик: Беларусь: экономические итоги 2009 года
Кризиса нет
В экономическом плане 2009 год для белорусов начался 2 января, когда без предупреждения белорусские власти опустили жизненный уровень белорусов на 20%. Страна, только выходившая из новогоднего празднования, была в шоке. Многие люди потеряли до 20% своих сбережений, находившихся в белорусских банках на рублевых счетах, так как верили многочисленным обещаниям председателя Нацбанка и других чиновников о том, что курс белорусского рубля стабилен и ему ничего не угрожает.
Как оказалось, кинуть белорусов, получив при этом, по оценкам экспертов, около 600-800 млн. долларов нигде не проходящей прибыли, гораздо проще, чем без потери доверия населения к банковской системе республики, например, как в России, спокойно и медленно опустить курс, чтобы люди не потеряли то, что копили многие годы.
Несмотря на принимаемые президентом и правительством меры по смягчению последствий мирового финансового кризиса для национальной экономики, еще в начале весны 2009 года стало понятно, что без миллиардных долларовых кредитов Беларусь до конца года не дотянет. Забегая вперед, скажем, что эту простую мысль подтвердили и итоги года - согласно данным Нацбанка, за три первых квартала 2009 года задолженность республики по кредитам выросла сразу на 27,3%, до 19,3 млрд долларов, соответственно, к началу октября задолженность достигла 37,1% от ВВП страны.
Пришлось смотреть как в сторону "нищей" России, которая, кстати, к концу 2009 года даже нарастила объем золото-валютных резервов по сравнению с его началом, так и в сторону
С одной стороны, Беларусь (отметим - не по своей вине) благодаря независимой внешней политике давно испортила отношения с Западом. С другой, в последние годы у белорусских властей появилось некоторое "головокружение от успехов", связанное с непониманием истинных причин экономического роста в стране (самый дешевый в Европе газ и беспошлинная нефть в объеме 12 млн. тонн). В результате к России, исключительно благодаря которой и был обеспечен высокий экономический рост белорусской экономики, а также рост доходов граждан республики, стали относиться свысока.
Потребовалось несколько газовых и торговых войн, чтобы понемногу все стало на свои места: по итогам года среднемесячный доход белорусских бюджетников составляет всего 350 долларов, в то время, как в России аналогичный показатель равен 900 долларов, т.е. фактически в 2,7 раза выше.
Кроме того, в результате ряда явно непродуманных и провокационных действий белорусской стороны (молочная война, трудности с подписанием договора о силах КСОР
Кстати, аналогичную ситуацию можно наблюдать и на Украине, где только кредиты МВФ позволили Украине закрыть ситуацию с оплатой российского газа до конца года. Если бы не западный налогоплательщик, Украина была бы уже банкротом.
Следовательно, стратегия по снятию Беларуси и Украины с дотационного режима является долгосрочной стратегией Москвы, что нельзя не приветствовать, так как с каждым подорожанием газа и нефти любовь населения этих стран к России просыпается все сильнее и сильнее. Соответственно, местным политическим режимам все труднее и труднее объяснять рядовому избирателю, почему в России и зарплата в два-три раза выше, и коммунальные платежи в два-три раза ниже.
Беларусь отчаянно весь год играла, стравливая на весах Россию и Запад в борьбе за право быть основным спонсором белорусского "экономического чуда". Блеф не удался. Осенью аховое положение белорусской экономики стало очевидным для всех. А Запад явно поторопился, подумав, что уже прикормил белорусские власти тремя с половиной миллиардами долларов, и выставил в ходе очередного визита высокопоставленного чиновника Госдепа политические требования.
Дело в том, что предоставленные МВФ белоруской экономике кредиты (и это прекрасно понимает официальный Минск) никак не могут ей помочь в системном плане. Во-первых, Россия ежегодно субсидировала (и это подтвердил российский президент на своей пресс-конференции с белорусскими журналистами) Беларусь на 6-8 млрд долларов в год, соответственно, на 500-680 млн. долларов в месяц. Во-вторых, доброе отношение российских властей помогало, с одной стороны, реализовывать на российском рынке белорусскую товарную массу, с другой, гнать на Запад российскую нефть и нефтепродукты, общая доля которых в объеме "высокотехнологичного" белорусского экспорта в Европу составляет около 45-50%.
Поэтому, 3,5 млрд долларов МВФ в год не могут расцениваться иначе, как средства для поддержания штанов белорусскому "экономическому чуду", но никак не средства для "продолжения банкета". Естественно, перед белорусскими властями рано или поздно встал вопрос - что делать после того, как зимой 2010 года МВФ перечислит последний транш кредита?
Актуальность этого вопроса обусловлена для белорусской правящей верхушки следующим. Во-первых, Беларусь так и не выполнила ни одного из условий США и ЕС по политической либерализации. Во-вторых, в следующем году в Беларуси стартуют президентские выборы, следовательно, Запад легко привяжет выделение следующих кредитов к президентским выборам.
В-третьих, так как нынешний уровень кредитования со стороны МВФ не решает ни одной системной проблемы белорусской не реформируемой правящей командой экономики, а возможность нарастания политического давления со стороны Запада исключительно велика, то белорусским властям необходимо срочно изыскать источники финансирования, которые бы позволили не предпринимать никаких мер по реформированию экономики (так как нынешний политический режим с этим просто не справится).
Для этого необходимо вернуться в любую дотационную схему. Оказалось, что ничего, кроме
Именем Путина
Поэтому Беларусь вынуждена была вернуться к российским предложениям относительно экономической интеграции. В этом плане можно сказать, что целый год старательно разыгрываемая, даже с использованием МВФ, белорусскими властями комбинация по втягиванию России в новый виток дотирования экономики республики потерпела провал.
Летом 2009 года Россия продемонстрировала, что может закрыть свой рынок для белорусской товарной массы в соответствии с международными правилами построения такого рода дискурса. Цена на газ будет повышена в соответствии с контрактом. Мало того.
Для Беларуси кардинально меняется ситуация с экспортом и перепродажей российской нефти и нефтепродуктов. Если ранее вся нефть, поставляемая в Беларусь, облагалась таможенной пошлиной с понижающим коэффициентом, то сейчас из общего объема в 21 млн. тонн только 6 млн тонн будут идти по прежней схеме. Остальной объем будет облагаться стопроцентной пошлиной. Подвижки возможны только в том случае, если Беларусь пустит российские компании в белорусскую нефтянку. И это справедливо: как сказал на своей недавней пресс-конференции белорусским СМИ посол России в Беларуси
Белорусская сторона еще как-то пыталась озвучивать свою позицию и настаивать на каких-то требованиях до тех пор, пока данную тему по поручению премьер-министра России
Как говорится, что и требовалось доказать: официальные лица России не стали ввязываться в никому ненужную базарную полемику о том, кто кому сколько должен и кто кого кормит, а просто молча и спокойно с учетом экономической ситуации всех участников "переговорного процесса" продавили все те решения, которые в данный момент при нынешнем уровне политического взаимодействия двух стран устраивают как российский бюджет, так и российский бизнес. Что касается доходов белорусской стороны, в том числе, и рядовых граждан, то теперь это стало исключительно головной болью нынешней власти, которой больше не в чем обвинить Россию.
Итог, к которому пришла ситуация в белорусской экономике, показывает, что играть можно во что угодно. Вопрос заключается лишь в том, почему такая политика сопровождается снижением уровня жизни простых граждан в два раза за год относительно уровня жизни граждан другой части Союзного государства.
Главный же вывод относительно результатов 2009 года для белорусской экономики заключается в следующем: постепенное снижение дотационного режима в 2007-2008 годах со стороны России только на 40% привело к тому, что без внешних заимствований экономика республики в течение полугода стала банкротом. С введением стопроцентной пошлины на ввозимую в республику нефть даже кредиты МВФ в размере 3-5 млрд. долларов в год ничем экономике республики помочь не смогут, так как будут тратиться исключительно на поддержание нынешней достаточно плачевной ситуации. Соответственно, уровень жизни в Беларуси будет стремительно снижаться на фоне соседних стран, что приведет к тому, что со временем Беларусь будет восприниматься как европейская Северная Корея.
В этих условиях прекратить политические заигрывания с Западом и попытаться на новых, существенно менее, чем ранее, выгодных для Беларуси условиях, войти в новую дотационную схему под рамкой ТС и ЕЭП - единственно правильное решение для нынешних белорусских властей.