Милли меджлис Азербайджана принял обращение к Европейскому парламенту. "Как и во многих странах, прошедших путь демократического развития, и в Азербайджане существуют некоторые проблемы, - отмечается в этом документе. - Достойным сожаления является то, что вся мировая общественность хорошо знает, какая страна является оккупантом и какая - подвергшейся оккупации. Несмотря на это, Азербайджан как государство, выбравшее путь демократического развития, всегда отдавал предпочтение урегулированию нагорно-карабахского конфликта мирным путем".

Такова была реакция азербайджанского высшего законодательного органа на принятую в середине декабря Европейским парламентом резолюцию, которая критикует ситуацию с правами человека в Азербайджане. Как заявил в этой связи председатель комитета по международным отношениям и межпарламентским связям парламента Самед Сеидов, "эта резолюция является пристрастным, необъективным документом".

Отдадим должное азербайджанскому парламентарию. Резолюция Европарламента в определенном смысле действительно является пристрастной, но не совсем необъективной. Пристрастна она в том смысле, что по части демократии и свободы слова ее можно адресовать не только Азербайджану, хотя резолюция Европарламента была почти сразу подкреплена отчетом Институт прав медиа (ИПМ) о ситуации со свободой выражения в Азербайджане за 2009 год. Как сообщила представитель ИПМ Лейла Мадатли, ситуация со свободой слова в стране "остается плохой и Азербайджан уступает многим странам по этому показателю".

В то же время и ответ Милли Меджлиса неадекватен, поскольку Азербайджан не раз официально заявлял, что не исключает использования в карабахском урегулировании силовых средств. Поэтому можно только согласиться с мнением спикера Милли Меджлиса Огтая Асадова о том, что резолюция Европарламента имеет целью "оказать на Азербайджан давление в ходе процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта". То есть Баку открыто дают понять, что ЕС не приемлет силовых вариантов. Но проблема уже в другом. Брюссель все больше и больше начинает увязывать карабахское урегулирование с возможностями формирования в Азербайджане правового государства, становления гражданского общества. И в Баку начинают осознавать - "откуда растут ноги", ведь речь идет не только об определенном историческом этапе, но о сужении возможностей провести карабахское урегулирование по сценарию с опорой только на те нормы международного права, которые декларируют принципы сохранения территориальной целостности страны.

С другой стороны, Баку все больше и больше заходит в тупик, пытаясь использовать политико-дипломатическую технологию образца 19-го века. Примером тому являются, например, итоги недавнего визита главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Турцию.

Дело в том, что в ходе переговоров в Анкаре со своим азербайджанским коллегой глава МИД Турции Ахмед Давутоглу решил реанимировать принцип солидарности с Азербайджаном по варианту "один народ - два государства". Правда, при этом заявил, что видит "уже не за горами мир на Кавказе", связывая его наступление с Минской группой ОБСЕ, которая "должна сделать все возможное для увеличения динамики, направленной на решение проблемы". Однако Минская группа ОБСЕ (правда, безуспешно) работает уже на протяжении многих лет. Поэтому подключение Турции к карабахскому урегулированию призвано было обеспечить так называемые "технологические развязки" в переговорном процессе. Анкара же, отказавшись идти с Арменией до конца, создала для себя не только проблемы во взаимоотношениях с мировым сообществом, но и попала в "греческий капкан".

На днях заместитель министра иностранных дел Греции Димитрис Друцас заявил, что "принимающая идеи Османской империи Турция не годится для членства в Европейском союзе". Действительно, в облике Османской империи Турция начинает восприниматься в Европе на уровне имиджа 19-го века, когда ей приписывали неспособность жить в мире с христианскими народами. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что в Европе, мягко говоря, неоднозначно было воспринято и недавнее решение Генпрокуратуры Турции закрыть курдскую партию "Демократическое общество". В ответ в Восточной Анатолии начались массовые выступления курдов.

Именно в таком геополитическом контексте Европарламент решил перебросить "мостик" и на Азербайджан. Тем более, что там, помимо карабахской проблемы, может появиться и курдская. Недавно некоторые депутаты Милли Меджлиса попытались провести через парламент Азербайджана решение о признании Курдской Рабочей партии (КРП) террористической организацией, потому, что "КРП сотрудничает с армянскими террористами". Вопрос сейчас не в оценке того, какую политическую структуру в Турции следует считать "террористической", а в том, что в многонациональном Азербайджане воссоздается средневековая историческая матрица. Культивирование общетюркского лозунга "один народ - два государства" может только спровоцировать в этой стране обострение межнациональных проблем.

Поэтому выход из ситуации может быть только один: нестандартный подход к проблеме карабахского урегулирования. По идее, он должен быть на уровне прорыва, который в свое время осуществил президент Египта Анвар Садат, совершив неожиданный визит в Израиль. Может быть, и Баку таким образом попытаться начать конструктивный диалог с Ереваном, ведь, как не крути, азербайджанцы и армяне жили рядом веками, и будут так жить в дальнейшем. Первым должен сделать ход сильный, если, конечно, Азербайджан действительно считает себя лидером региона и сильным государством.