Провал в кипрском и курдском вопросах заставит Турцию довести до конца армянский: интервью Тиграна Мкртчяна
Интервью ИА REGNUM Новости с армянским экспертом, аналитиком Инициативы Европейской Стабильности (European Stability Initiative) Тиграном Мкртчяном.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете 2009 год в контексте нормализации армяно-турецких отношений. Есть ли повод считать, что ожидания армянской стороны от темпов и итогов этого процесса не оправдались?
2009 год является годом успешного завершения переговорного процесса по нормализации армяно-турецких отношений. Он не протекал без препятствий, без регресса или даже угроз срыва процесса. Но, благодаря целеустремленности руководства обеих стран и атмосфере исключительного содействия международного сообщества, переговорный процесс успешно завершился. Протоколы могли бы быть подписаны еще ранее, но турецкой стороне не всегда удавалось придерживаться политики налаживания отношений без выдвижения условий, а звучащие противоречивые заявления разочаровывали не только армянскую политическую элиту, но и руководителей третьих стран, активно поддерживающих процесс. В любом случае, уже подписанные протоколы должны быть ратифицированы в течение месяцев, а не годов. В противном случае мы вернемся к той исходной позиции, с которой начинался процесс.
ИА REGNUM: Есть мнение, что нормализация армяно-турецких отношений нужна Анкаре для ускорения переговоров по членству в ЕС. Есть ли вероятность того, что на каком-либо этапе диалога с Арменией, во имя интеграции в Европу, Турция откажется покровительствовать Баку и перестанет лоббировать проазербайджанское решение карабахского конфликта?
ЕС не рассматривает нормализацию армяно-турецких отношений в качестве условия для вступления Турции в Союз. Однако уже на этом этапе, если руководству этой страны не удастся обеспечить ратификацию протоколов в парламенте, то не исключаю, что в будущем, открытие армяно-турецкой границы и нормализация отношений с Ереваном будут представлены различными странами-членами ЕС в качестве вопросов, подлежащих разрешению. На сегодня Турции необходимо решить ряд других вопросов, таких как обеспечение последовательности демократизации внутри страны, особенно по части расширения прав нацменьшинств, полноценное обеспечение свободы слова, конкретизация и прозрачность в политико-военных отношениях, предложения по решению курдской и кипрской проблем.
В процессе нормализации армяно-турецких отношений присутствует и Европейская платформа. Турция стремится стать членом
Проазербайджанская пропаганда Турции не может привести к какому-либо результату в мирном урегулировании карабахского конфликта. Турция является членом Минской группы
Но если Турция признаёт эти три основополагающих принципа, она не может предопределить лишь один приемлемый вариант разрешения конфликта - в рамках территориальной целостности. Предвзятость Турции в вопросе урегулирования конфликта вокруг НКР ужесточила позицию Азербайджана, сделав его более воинственным. Наладив же отношения с Арменией, Анкара будет способствовать снижению милитаризации в регионе и ослабит возможность возобновления войны. Считаю, что Турция своим соседям желает мира.
А если Турция желает стать региональным игроком и пользоваться авторитетом среди всех трех стран Закавказья, осуществлять свои региональные программы безопасности и мира, то ей необходимы урегулированные отношения со всеми странами. Россия является стратегическим партнером Армении, однако умеет обеспечивать добрососедские отношения и с Азербайджаном. Нездоровым является противопоставлять или обуславливать отношения с одной страной отношениями с другой.
ИА REGNUM: Недавно все мы стали свидетелями определенного фиаско Анкары в решении курдской проблемы. Могут ли внутриполитические события в Турции негативно отразиться и на армяно-турецком процессе?
Решение курдской проблемы не полностью провалилось, оно переживает регресс. Несмотря на то, что партия DTP провозглашена вне закона, большинство членов этой партии сохранят свои места в парламенте. Несомненно, обычно внутриполитические процессы влияют на внешнюю политику. Внешняя политика рождается внутренней. Не исключаю также, что будучи не в состоянии одновременно решить три имеющих стратегическое значение вопроса: армяно-турецкий, кипрский и курдский, и в условиях регресса в кипрском и курдском вопросах, правительство Турции возможно ужесточит позицию по армянскому вопросу.
Однако, подобное ужесточение принесет скорее вред чем пользу турецкому правительству. В первую очередь, оппозиция не прекратит нападки на правительство, будет обвинять его в некомпетентности, в том, что оно не просчитало логику этой инициативы и в результате ослабило позиции Турции на международной арене. А в глазах международного сообщества власти Турции оставят впечатление ненадежного и непредсказуемого партнера. В то же время, на фоне провалов во внешней политике (к которым можно добавить напряжение с Израилем, несбывшееся желание Турции стать посредником между Ближним Востоком и Западом) не исключено, что власти Турции пожелают зафиксировать хотя бы одну победу. А нормализация армяно-турецких отношений - вопрос, который находится в непосредственной близости от успеха.