В Брюсселе 8 декабря прошла встреча глав МИД стран-участниц программы "Восточное партнёрство" и государств Евросоюза. Её содержание и политический смысл прокомментировал 9 декабря для ИА REGNUM Новости заместитель директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
Брюссельское совещание министров иностранных дел стран-участниц инициативы ЕС "Восточное партнерство" является первой встречей министров в таком составе после учреждения программы на саммите в Праге весной этого года 27 странами Европейского союза и шестью государствами-партнёрами: Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией и Украиной.
Прозвучали оптимистичные заявления о расширении визового сотрудничества, способного в перспективе упростить посещение Европейского союза гражданами государств, входящих в "Восточное партнёрство". Напомним, в рамках данной инициативы Евросоюзом предусмотрено выделение шести странам до 2013 года 600 миллионов евро. Эти средства предназначены для укрепления государственных институтов, контроля границ и оказания помощи малым компаниям.
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски в качестве главного проекта "Восточного партнерства" ЕС называет именно либерализацию визового режима между Евросоюзом и странами-участницами инициативы. "Можно за небольшую цену и быстро дать нашим соседям с Востока почувствовать, что они пользуются привилегиями в отношениях с Европейским союзом", - заявил, в частности, глава польского МИД. Однако можно предположить, что чувствительная для ЕС тема энергетики занимает в повестке дня "Восточного партнёрства" куда более существенное место. В ходе совещания министров прозвучало несколько заявлений о намерениях реализовать совместные проекты, прежде всего в энергетической сфере. В частности, в рамках проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора выдвигалась идея транспортировки каспийской нефти по маршруту "Одесса-Броды" на два западноукраинских НПЗ, а затем и в Европу. Польско-украинское международное трубопроводное предприятие "Сарматия" в апреле 2009 года утвердило техническое задание на подготовку ТЭО проекта коридора "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск". Как известно, проект разработан одной из американских компаний, а его ориентировочная стоимость - $5−7 млрд. Планируется поставлять каспийскую нефть из Азербайджана по трубопроводу в грузинский порт Супса на Черном море, оттуда на танкерах в Одессу и далее - по нефтепроводу в Броды. От Брод нефтепровод будет достроен до польского Плоцка с выходом на порты Балтийского и Северного морей и рынки Западной Европы. Разумеется, подобный проект изначально может быть только политическим, так как его экономическая целесообразность, мягко говоря, сомнительна.
Все проекты, выдвигаемые в рамках "Восточного партнерства", как представляется, соответствуют реальным целям данной инициативы, которые состоят в завершении слома СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а также в недопущении формализации союзных отношений между Россией и Белоруссией. Сейчас, после саммита в Минске, положившего начало формированию Таможенного союза, борьба за Белоруссию обостряется, и последние телодвижения ЕС это только подтверждают.