Ушел из жизни легендарный советский актер Вячеслав Тихонов. Советский аристократ, парень из рабочей семьи с приобретенными дворянскими манерами. Он был частью советской эпохи, одним из ее образов. Созданные Тихоновым образы пережили породившее их государство. И вместе с популярными кинолентами переселились в нынешнюю Россию. Образовав таким образом мостик во времени между СССР и Россией.

Смотря на сыгранных Тихоновым героев, российская молодежь открывает для себя "исчезнувшую империю". Формирует свое мнение об ушедшей эпохе и унесенных ветром перемен общественных устоях. Тихонов преимущественно играл героев, связанных с государством и обществом, а не с идеологией или партией. Поэтому-то созданные им образы и пережили падение коммунистического режима. И этот феномен еще раз доказывает, что фундаментальными ценностями СССР были не только большевистские доктрины.

Тихонов не раз оказывался на острие внутриполитической борьбы СССР. Как утверждают многие западные специалисты по России, именно выход на экраны "Семнадцати мгновений весны" знаменовал собой окончательный переход Советского Союза от тоталитаризма к авторитаризму. Не зря фильм встретил жесткое сопротивление со стороны консервативного крыла КПСС, так называемых "сталинистов".

Картина была разрешена к показу только благодаря заступничеству председателя КГБ Юрия Андропова - не зря западные политологи относили главного чекиста к "реформаторам-государственникам". Отметим, что созданные Тихоновым образы укрепляли позиции сторонников именно этой группы политической элиты СССР. Попутно для ясности подчеркнем, что поддержанный по конъюнктурным соображениям в конце семидесятых - начале восьмидесятых "реформаторами" Михаил Горбачев по существу никакого отношения к их идеологии не имел.

Штирлиц в "Семнадцати мгновениях" обозначил примат государственности над партийностью, человечности над классовым подходом. Чувство товарищества, выразившееся в спасении радистки, стало выше рисков провала операции. И именно в образе Штирлица советский разведчик пил 23 февраля шнапс, закусывая его печеной в камине картошкой, и обращал внимание на молоденьких девушек.

Тихонов по праву встает в один ряд с таким "человечным" символом СССР, как Владимир Высоцкий. Как и Высоцкий с его фронтовыми песнями, Тихонов стал одним из символов Великой Отечественной. Ее экранным образом.

Вспомним еще две эпохальные роли мэтра - в фильмах "Доживем до понедельника" и "Белый Бим, Черное Ухо". Именно в них Тихонов предстал таким, каким он был. Добрым и отзывчивым человеком. Именно в этих лентах он говорит о любви и добре, счастье. Но сейчас почему-то вспоминается последняя сцена "Семнадцати мгновений весны". Полковник Исаев перед возвращением в Берлин. Его мудрый и слегка грустный взгляд. Взгляд человека, готовящегося исполнить свой долг до "последнего мгновения".