Владимир Казимиров: Пора дать оценку воинственным призывам Азербайджана
Газета "Время новостей" в номере за 2 декабря опубликовала статью
Что раньше - освобождение территорий или прекращение войны?
В столице Греции министры иностранных дел государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обсуждают самые важные проблемы европейского континента. Встреча в Афинах министров иностранных дел Армении и Азербайджана -
Но еще не заглохло эхо двух резких речей Ильхама Алиева, пригрозившего 17 и 20 ноября прервать затянувшиеся переговоры и перейти к военному решению конфликта. В Баку продолжают раскручивать угрозы, заодно предостерегающие Турцию против ратификации протоколов о нормализации отношений с Арменией. Азербайджанский министр обороны
Для взвинчивания страстей используют два взаимосвязанных довода. Один - это невыполнение армянами четырех резолюций
После захвата армянами Кельбаджарского района Азербайджан инициировал созыв Совбеза ООН 30 апреля 1993 года. Но принятая тогда резолюция 822 азербайджанцев не устроила. Призыв немедленно вывести все оккупирующие силы в ней предварялся требованием прекратить все военные действия. Баку даже не ответил на призыв России, США и Турции подтвердить готовность выполнить резолюцию 822, в то время как Ереван и Степанакерт эту готовность подтвердили. После падения Агдама 23 июля 1993 года резолюция СБ ООН 853 от 29 июля того же года опять потребовала сначала незамедлительно прекратить все военные действия, а затем немедленно, полностью и безоговорочно вывести оккупационные силы. Она призвала к прочным договоренностям о прекращении огня и их соблюдению (до этого уже были уходы от прекращения огня, его нарушения, выявлялось нежелание Азербайджана прекращать войну).
К резолюции СБ ООН 874 от 14 октября 1993 года это проявилось еще больше. В ней был призыв сделать прекращение огня эффективным и постоянным. А вывод сил с оккупированных территорий и иные требования оказались уже не на первом плане. Как и последняя резолюция 884 от 12 ноября 1993 года, она уже не требует "безоговорочного" вывода. То есть он стал предметом переговоров между сторонами. Ведь Совбез ООН не мог вознаграждать за уходы от прекращения огня или его срывы. В резолюции 884 ясно, кто сорвал его, кто и чем ответил. Автору этих строк довелось узнать это и из прямых контактов со всеми сторонами.
Так что словеса о приверженности четырем резолюциям СБ ООН - явная фальшь. Не выполнено ни одно из требований этих резолюций, кроме заключения перемирия. Баку первым срывал незамедлительное выполнение их ключевых положений: уповая на силу, более года тянул с прекращением военных действий и... терял район за районом. С середины ноября 1993 года СБ ООН перестал принимать резолюции по Карабаху, не желая девальвации своих решений. После призыва Совета глав государств
Каждая сторона лишь подпитывает свою пропаганду тем, что ей выгодно в резолюциях. Неужели возобновление войны соответствует их букве или духу? Это же против сути деятельности Совбеза ООН!
Поборники новой войны компрометируют себя незнанием или игнорированием объективных факторов. Шапкозакидательство Баку уже дорого стоило народу Азербайджана. Перемирие в мае 1994 года было подписано всеми сторонами конфликта (Азербайджан, Нагорный Карабах, Армения) как бессрочное. Руководители трех сторон публично клялись соблюдать прекращение огня до заключения "большого политического соглашения".
Вступление Азербайджана и Армении в ОБСЕ в 1992 году сразу было связано с мирным урегулированием конфликта, а при вхождении позже в
Считая жителей Нагорного Карабаха своими гражданами, суля им самую высокую автономию, Баку не желает переговоров с ними, более того - угрожает силовой расправой. В Азербайджане нет понимания того, что для освобождения оккупированных земель нужны, прежде всего, надежнейшие гарантии безопасности, а угрозы, наоборот, - ведут в тупик.
Не пора ли гражданскому обществу обдумать, как адекватно оценивать призывы к войне? Возможно, стоило бы считать их международным деликтом (нарушение международных обязательств - ред.). А ОБСЕ давно бы пора внести предложение заключить между сторонами соглашение о неприменении силы при разрешении карабахского конфликта. Отказ от него получил бы должную оценку на международной арене и в истории отношений между армянами и азербайджанцами. Как говаривал советский министр иностранных дел