Интервью с независимым азербайджанским политологом Ильгаром Мамедовым.

ИА REGNUM Новости: Переизбранный на днях председателем Республиканской партии президент Армении Серж Саргсян заявил, что у него есть три задачи: экономическое развитие Армении, разрешение армяно-турецкой проблемы и карабахское урегулирование. Не кажется ли вам, что если найти алгоритм первой задачи трудно, но можно, то решение третьей будет принесено Саргсяном в жертву второй?

Мне кажется, что о такой жертве говорить пока рано. Стала позиция Армении в переговорном процессе по Нагорному Карабаху полностью неконструктивной или нет, может проясниться уже 1-2 декабря в Афинах, где в ходе двухдневного совещания глав внешнеполитических ведомств стран ОБСЕ состоятся встречи тет-а-тет азербайджанского, турецкого и армянского министров иностранных дел. Так что лучше подождем и не станем торопиться с выводами.

ИА REGNUM Новости: После Цюриха создалась уникальная ситуация. Сегодня тактические интересы азербайджанской стороны, турецкой оппозиции и армянской диаспоры в противодействии сближению Анкары с Ереваном и последующему открытию межгосударственных границ совпадают. Возможно ли проведение этими тремя игроками пусть не согласованных, но фактически взаимодополняющих протестных акций?

Думаю, что отождествлять интересы Азербайджана и позицию азербайджанского руководства нельзя. Я не разделяю негативную реакцию официального Баку на подписание в Цюрихе главами Турции и Армении протоколов по нормализации отношений двух стран и считаю, что эти документы не противоречат в долговременном плане интересам Азербайджана. Процесс, начавшийся в Цюрихе, будет продолжен и принесет пользу не только Турции и Армении, но и Азербайджану. Что же касается возможности проведения каких-либо согласованных азербайджанской стороной, турецкой оппозицией и армянской диаспорой акций, то, по-моему, такое неосуществимо ни сегодня, ни в обозримом будущем.

ИА REGNUM Новости: Евросоюз, поощрив подписание цюрихских протоколов, не счел этот реверанс Анкары достаточным для вступления Турции в ЕС и продолжает настаивать на приведении судебной системы к европейским нормам, обеспечении прав граждан, не являющимися мусульманами, и решении курдского вопроса. Какой выбор сделает Турция - продолжит движение в сторону ЕС или начнет выстраивать другие геополитические конструкции?

Я бы сказал, что подписание протоколов в Цюрихе продиктовано исключительно интересами самой Турции, а вовсе не её желанием понравиться Европейскому Союзу. Последнее, если даже имело бы место, можно считать второстепенным фактором. Поэтому с такой постановкой вопроса трудно согласиться.

В последние годы правительство Турции проводит совершенно новую внешнюю политику и нормализация отношений с Арменией - одна из её составляющих. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и президент Абдулла Гюль поставили целью создать вокруг всех границ Турции зону сотрудничества и стабильности. Причем это не означает, что прежние правительства Турции проводили неверную внешнюю политику. Разные времена диктуют разные виды дипломатии, и прежние турецкие правительства решали другие задачи. А сейчас в мире совершенно иная ситуация, другие вызовы и риски, которые надо принимать к вниманию и принимать новые решения. Турции абсолютно необходима именно та политика, которую проводит её нынешнее руководство.

ИА REGNUM Новости: Заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что в ходе предстоящего 9 декабря визита в США премьер-министра Турции будет уделено серьезное внимание как армяно-турецким отношениям, так и карабахскому вопросу. Можно ли ожидать выработки единой или близких позиций Вашингтона и Анкары по указанным и другим региональным проблемам?

Я жду от этого визита Эрдогана в США очень многого. Возможен прорыв в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Хочу подчеркнуть: впервые за 22 года существования данного противостояния у меня появился определенный оптимизм. Вы можете напомнить, что это не первый визит Эрдогана в Вашингтон, но именно в настоящее время все факторы выстраиваются таким образом, что возможны серьезнейшие подвижки в процессе карабахского урегулирования.

ИА REGNUM Новости: Возможно ли, по-вашему, в ближайшие годы повышение уровня взаимоотношений двух фактических евроизгоев - Турции и России - до стратегических? Если да, то не повысит ли такой союз негласно региональный статус Азербайджана с последующими преференциями в процессе урегулирования карабахского конфликта?

Эта возможность, безусловно, существует, но считать, что она превратится в реальность, преждевременно. Слишком много переменных в одном уравнении, чтобы оно имело однозначное решение. С одной стороны, очевидно, что сейчас действительно появились общие интересы Москвы и Анкары в определенных сегментах экономики и политики. С другой, слишком много неопределенности, как в мире целом, так и в евразийском пространстве. Если указанный вами союз будет все же иметь место, то еще вопрос, как им воспользуется Азербайджан. Многое в таком случае будет зависеть от политики официального Баку. Повторюсь: заданный вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку неизвестно, как изменится ситуация в ближайшем будущем, какие действия будут предпринимать столицы и пр.

ИА REGNUM Новости: Азербайджанская дипломатия в последние месяцы оказалась как бы на перепутье и должна перестраиваться, причем оперативно, "на марше". Можно ли, по-вашему, разглядеть первые признаки этой перестройки в заявлениях Эльмара Мамедъярова в ходе и после афинского совещания глав МИД стран "Восточного партнерства" или что-то уже продемонстрировано на последней встрече азербайджанского и российского президентов?

Баку оказался в нынешнем сложном положении не случайно. Это результат так называемой сбалансированной внешней политики. Сейчас мы вступили в очень опасную фазу. Почему-то руководство Азербайджана считает такую политику единственно верной. И вот когда все игроки в нашем регионе пришли в активное движение, мы сталкиваемся с минусами этого курса. Движение тектонических плато приводит к землетрясениям и другим катаклизмам. Мы можем оказаться зажатыми между этими плато и понести большие жертвы.

Думаю, что Азербайджан должен, наконец, определиться и уже в ближайшем будущем занять какую-то одну сторону со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он должен быть либо с НАТО, либо с Россией.

К примеру, новая дипломатия Турции принесла с собой новые возможности. Задача азербайджанской дипломатии заключается в том, чтобы не упустить эти возможности, ухватить их. С другой стороны, несмотря на подписание госнефтекомпанией Азербайджана соглашения с "Газпромом" и ряд других моментов, указывающих на видимое сближение позиций Баку и Москвы, мы знаем, что на самом деле Россия полностью контролирует Армению, ничего реального давать Азербайджану не собирается, а общие разговоры нам не нужны. Необходимо конкретное содействие Кремля в справедливом урегулировании карабахского конфликта с непременным сохранением территориальной целостности Азербайджана. Если Баку не получит такую помощь, то, не нужно удивляться, когда в скором времени он сделает выбор не в пользу Москвы.

ИА REGNUM Новости: В последнее время на страницах ряда СМИ можно увидеть заочные дискуссии о возможном возобновлении войны между Азербайджаном и Арменией...

Хоть я и упоминал, что в последнее время у меня появился определенный оптимизм, но не могу исключить, что очень подвижная ситуация, в которой мы находимся, может быть чревата другими последствиями, в том числе и военными действиями. Война будет очень тяжелой для обеих сторон, причем об однозначной роли России в конфликте, как это было в 1992-1994 гг., говорить уже никто не сможет. Если тогда Россия была единственной внешней военной силой в нашем регионе, то теперь тут появятся Турция и НАТО. Вы мне приведёте обратный пример, напоминая о военных действиях в Грузии, когда Брюссель и Анкара заняли позицию невмешательства, но случай с Карабахом - совершенно другой. Россия не будет вмешиваться в конфликт достаточно долго.