Теолог о сносе мечети в пригороде Баку: это - удар по свободе совести
Интервью с координатором Центра защиты свободы вероисповедания DEVAMM, философом-теологом, гаджи Ильгаром Ибрагимоглу (Азербайджан).
ИА REGNUM Новости: В связи со строительством автотрассы Бильгях (пригородный поселок Баку) - Сумгаит власти намерены снести мечеть и несколько домов жителей в апшеронском поселке Нардаран. Об этом заявил глава комитета по защите прав населения Баку и бакинских сел Расим Ализаде, подчеркнув, как пишет vesti.az, что такие действия приведут к столкновению жителей с властями. Увы, прецедент есть. 3 июня 2002 года глубоко религиозных нардаранцев, отстаивавших свои социально-экономические требования, атаковали полицейские, что привело к жертвам среди населения. Несколько аксакалов были осуждены на длительные сроки...
Начну с того, что многие путают недавно построенную в Нардаране мечеть, о которой идет речь, с другой, известной всем под названием "Хярями", построенной вокруг древнего пира (священного, согласно убеждению многих мусульман, места поклонения и исполнения желаний - ИА REGNUM Новости). Новая мечеть, возведенная возле автомобильной дороги, тоже, кстати, по размерам не маленькая, и имеет много постоянных посетителей, совершающих в ней намаз в отведенное для таких религиозных отправлений время. И всё-таки на данный момент очень мало информации о предстоящем сносе этой мечети, поэтому трудно что-то комментировать.
ИА REGNUM Новости: Действительно, в Управлении мусульман Кавказа и Государственного комитета по работе с религиозными образованиями, сообщили, что ничего о предстоящем сносе мечети не знают. Но опыт, полученный, например, при разрушении мечети в Ясамальском районе Баку, подсказывает, что в этих учреждениях отмалчиваться умеют...
Знаете, с одной стороны повторюсь: пока мы не имеем ни информации, ни комментариев со стороны государственных учреждений. С другой, как вы отметили, у нас, к сожалению, как бы принято, что учреждения, которые, казалось бы, должны информировать о подобных действиях в первую очередь, сами получают известия постфактум. В качестве примера также можно привести разрушенную мечеть на известных эстакадах "Нефтяные камни", расположенных в Каспийском море. Названные вами учреждения узнали об этом последними.
Но хочу однозначно отметить, проведение магистрали не должно быть основанием для разрушения мечети, тем более в таком поселке. В крайнем случае, если уже деваться некуда и такая необходимость действительно назрела, власти должны предварительно посоветоваться с верующими нардаранцами и предложить им построить взамен сносимой новую мечеть, превосходящую прежнюю по размерам. Ни в коем случае нельзя взять и разрушить мечеть, а молящихся поставить перед свершившимся фактом. Это противоречит свободе совести, всем цивильным нормам и вообще устоям законности! Я не думаю, что подобные решения можно назвать удачными с какой-либо стороны, за исключением, может, чисто технической.
ИА REGNUM Новости: Вы возглавляли религиозную общину мечети "Джума", расположенной в историческом центре Баку. Там проходили богословские и философские беседы, которые собирали много верующих. Кому это помешало и почему вам и вашей пастве запретили доступ в эту мечеть?
К сожалению, делами религии занимаются чиновники, как правило, не являющиеся профессионалами, не обладающие необходимым уровнем знаний и пониманием происходящих процессов. Эти люди, привыкшие действовать печально известными большевистскими методами, не понимают, что на самом деле их миссия - гарантирование свободы совести. Нашей общине был перекрыт доступ в мечеть "Джума" 30 июня 2004 года.
ИА REGNUM Новости: Если не ошибаюсь, формальным поводом для закрытия доступа вашей общине в мечеть был ремонт её помещений?
Так всё и было. Все подобные дела делаются под внешне благовидными предлогами. Было бы желание ввести запрет, а причина всегда найдется! В этом нет ничего нового. Мне кажется, что даже если абстрагироваться от происшедшего и рассматривать проблемы на индивидуальном уровне, то вряд ли найдется в мире человек, который не сумел мы найти оправдание самым своим нехорошим поступкам.
ИА REGNUM Новости: Действия чиновников можно было бы понять если бы ваша община придерживалась каких-то радикальных взглядов, но ведь она, как и около 70% мусульман Азербайджана исповедует шиитское направление ислама...
Да. В мечети "Джума" собирались верующие шииты, в основном старые бакинцы. Она была одним из самых популярных религиозных мест в стране. Всё было, я бы сказал, цивильно и модерново. Люди приходили туда не только для совершения религиозных обрядов, но для духовного развития и совершенствования. Я бы назвал эту мечеть одним из символов государственности, поскольку она была открыта после восстановления независимости Азербайджана. Кстати возле нее не было "нязир гутусу" закрытого ящика с прорезью для пожертвований, как это имеет место в многих других мечетях.
ИА REGNUM Новости: А как вы можете прокомментировать закрытие и снос ряда других мечетей в Баку? Ведь дошло до того, что эти факты попали в отчет госдепа США...
Закрытие и демонтаж ряда мечетей в столице Азербайджана я считаю нонсенсом. Ведь Баку объявлен культурной столицей исламского мира на весь 2009 год. Когда подобной высокой чести удостаиваются другие столицы исламских стран, то, как правило, в этих городах мечети строятся, расширяются, модернизируются, реставрируются. А у нас, как видите, всё с точностью до наоборот - две мечети уже разрушены, и еще, возможно разрушение третьей - в Нардаране.
ИА REGNUM Новости: Вследствие "временного" закрытия двух бакинских мечетей, молившиеся ранее в них сунниты и салафиты стали собираться в маленькой мечети, что в поселке Ясамалы. Во время пятничных молитв узкие дороги, ведущие к мечети, фактически перекрываются машинами 7-8 тысяч верующих. Согласны ли вы, что нужно срочно нормализовать ситуацию, поскольку частые автомобильные пробки вкупе с озвучиванием 5 раз в день азанов (призывов муэдзина к молитве) через мощные усилители вызывают у жителей окружающих домов негативные эмоции?
Упомянутая вами мечеть относится к факультету богословия Бакинского государственного университета. Это не кафедральная, не соборная, а просто маленькая мечеть. Поэтому многие молящиеся не могут попасть вовнутрь и вынуждены совершать намаз вокруг нее, на открытом воздухе, причем как в летний зной, так и зимний холод. Конечно, верующим нужно вернуть возможность молиться в тех мечетях, где они это делали раньше.
ИА REGNUM Новости: Некоторые верующие обеспокоены тем, что в эту мечеть приходят и представители радикальных течений. Давайте перейдем от частного к общему: как получилось, что в Азербайджане, шииты и сунниты которого много веков исповедуют традиционный умеренный ислам, в последние годы появились радикалы и даже экстремисты, использующие религию для не имеющих ничего с ней общего действий?
Думаю, всё закономерно. Удивляться следовало бы, если бы представители радикальных течений не появились в Азербайджане. Если в стране создаются искусственные ограничения для развития истинного ислама, духовности, то появление последних неизбежно. И прикрываясь именем ислама начинают действовать либо радикалы, либо мошенники. Если это действительно не нравится, то нужно развивать гражданское общество, активизировать демократические процессы.
ИА REGNUM Новости: Глава управления мусульман Кавказа шейх Аллашукюр Пашазаде настоятельно рекомендовал мусульманам Азербайджана проводить поминки усопших скромно, ограничиваясь только молитвами и чаепитием. Но в специально построенных помещениях, находящихся во дворе отреставрированной и расширенной бакинской соборной мечети "Тезе пир", по-прежнему можно для отправления поминок заказывать плов. Ваши комментарии.
Я не был в указанных вами помещениях и потому, естественно, не могу знать и комментировать, как там проводятся поминки. Но могу высказать мнение по всему порядку проведения ритуалов поминовения усопших. Уверен, что никаких ограничений сверху по угощению людей, пришедших почтить память усопшего быть не должно. Но должна измениться сама форма проведения поминок. Нужно, чтобы духовная составляющая непременно первенствовала над материальной. Запрет "сверху" еды на поминках, к сожалению, на самом деле никаких качественных изменений в духовном плане не дает. Напротив, всё получается как в известной азербайджанской поговорке: хотят подправить бровь - выбивают глаз.