Представители украинских властей, которые решили судить организаторов "голодомора" должны понимать, что в будущем могут начать судить их самих. Такую точку зрения высказал 27 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости кандидат исторических наук, сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков.

Напомним, 27 ноября глава СБУ Валентин Наливайченко назвал имена трех организаторов "голодомора". По его словам, ими являются секретарь ЦК Компартии Украины Станислав Косиор, руководивший Харьковский областью Павел Постышев и член Совнаркома Украины Влас Чубарь.

"Данное высказывание находится в ряду прочих заявлений, которые неоднократно делали ранее и руководители СБУ, и высшее руководство Украины устами нынешнего президента Виктора Ющенко и прежнего президента Леонида Кучмы. Это один из эпизодов раскручивания политической концепции "голодомора". Сейчас осень, 28 ноября на Украине день памяти жертв "голодомора", к тому же, приближаются президентские выборы. Поэтому данную тему надо эксплуатировать и воздействовать с её помощью на массовое сознание, пугая населения ужасами "прошлого", когда Украина, по версии её нынешних властей, являлась "колонией Советского Союза". В связи с этим, естественно, проблема "голодомора" и так называемых жертв геноцида по-прежнему популярна", - отметил историк.

"Что касается самих руководителей УССР начала тридцатых годов - Власа Чубаря, Павла Постышева и Станислава Косиора, то в данном случае можно сказать, что пропагандисты "голодомора" сделали большой шаг вперёд. Ранее всю ответственность они возлагали исключительно на Кремль и "московский центр", под которым подразумевается Россия, тогдашняя и теперешняя. Если раньше обвиняли в основном Сталина и его окружение, то теперь популяризаторы "голодомора" под влиянием фактов, которые приводит, в том числе, и российская сторона, были вынуждены немного сдать свои позиции и признать, что руководство Украинской ССР тоже во многом ответственно за произошедшее. Однако, с одной стороны, признавая, что ответственность ложится и на ряд местных руководителей, официальные украинские историки обвиняют их именно как "ставленников Москвы и сталинского руководства", считая, что верхи УССР хоть и были организаторами голода, однако являются виновниками меньшего масштаба, нежели Кремль", - сообщил эксперт.

"Конечно, украинское руководство тех лет несёт на себе значительную долю ответственности за последствия голода начала тридцатых годов, равно как руководство российских регионов, которые тоже были охвачены голодом. Однако важно подчеркнуть, что ответственность они несут за те методы проведения коллективизации, которые использовались в тот период. Речь идёт о повышенных планах хлебозаготовок, которые диктовались и геополитическим положением, в котором оказался Советский Союз, и ранее заключёнными контрактами на поставку продовольствия в страны Запада, которыми руководство СССР было связано по рукам и ногам. Они были ответственны за политику на селе, но ни центральное руководство Советского Союза, ни местные лидеры, в частности, три перечисленных руководителя УССР, естественно, не собирались морить голодом население страны или, тем более, украинцев как этническую или национальную группу. Согласно нынешней версии официального Киева, причиной событий тех лет являлись действия Москвы и её ставленников, направленные на сознательное уничтожение голодом населения Украины или украинцев как нации. Этого не было, и, соответственно, вины за это никто не несёт", - подчеркнул историк.

"Что касается намерения украинских властей устраивать какие-то процессы и судить давно умерших или погибших людей, да ещё и лишать их каких-то привилегий, то это чисто политическая акция, которая укладывается в русло как концепции "голодомора", так и предвыборной ситуации. Это своеобразный танец на костях, который не делает чести тем, кто собирается его устроить. К тому же, этим людям надо помнить, что если они собираются судить своих предшественников, то, вполне возможно, через какое-то время будут судить уже их самих - либо при жизни, либо после смерти", - подвёл итог Андрей Марчуков.