Анатолий Цэрану: К расследованию "дела Воронина" могут подключиться Россия и Румыния
Директор Института политических и военных исследований Молдавии, экс-депутат парламента РМ, бывший посол Молдавии в России
На этой неделе в Кишиневе разразился громкий политический скандал. В полный голос заговорил бывший руководитель Службы информации и безопасности (СИБ) и
Пасат долго молчал. И это была оправданная тактика. Назначенный главой службы безопасности Молдавии самим Ворониным, Пасат в совершенстве знал и понимал все тонкости функционирования режима личной власти. Он также понимал, что в условиях, когда ПКРМ была у власти и почти безраздельно господствовала в информационном пространстве, любые, даже самые сенсационные разоблачения коммунистического правления, не имели шансов стать достоянием широкой публики и тем более иметь правовые последствия. Но ситуация изменилась с приходом к власти либерально-демократической коалиции. Наступило время выхода на сцену самого известного узника воронинского режима в Молдавии.
Более чем серьезные обвинения, выдвинутые бывшим руководителем молдавской спецслужбы Валерием Пасатом против экс-президента, лидера ПКРМ Владимира Воронина, кардинальным образом меняет политическую конъюнктуру в Молдавии накануне последнего тура президентских выборов. Теперь становится особенно очевидно, почему коммунисты так боятся оказаться на долгое время в оппозиции. Их страшат грядущие разоблачения. В этих условиях лидер молдавских коммунистов и вся его партия попали в крайне тяжелое положение, и они готовы на любые авантюры в стремлении вернуть себе власть как можно быстрее. Ведь если хоть некоторые из обвинений Пасата удастся документально подтвердить, молдавской Фемиде не останется другого выхода кроме как отправить на нары некоторых из коммунистических вождей и их главную обслугу из числа силовиков, а саму ПКРМ вывести за рамки закона.
Представляется маловероятным, чтобы бывший руководитель молдавских спецслужб мог выдвинуть подобной тяжести обвинения против Воронина, не имея документальных свидетельств. На предусмотрительного и всегда осторожного Пасата это совсем не похоже. Скорее всего, дела обстоят как раз наоборот. Именно поэтому официальные лица в ПКРМ, демонстрируя полную растерянность, не нашли в этой ситуации ничего лучшего как отказаться от любых комментариев по поводу заявлений Пасата. Глупая реакция. Не хочешь комментировать сам, будут комментировать твои политические оппоненты. И потом, страусиная тактика совсем не избавляет коммунистических бонз от ответов на последующие неудобные вопросы следователей.
А в том, что после публичных обвинений Валерия Пасата Воронину и его разной приближенности политической челяди уже в ближайшем будущем нужно будет начать регулярно посещать следователей, в правовом государстве никто не станет сомневаться. Дело остается за малым. На практике подтвердить, что Республика Молдова является правовым государством.
При этом Воронин может стать субъектом расследования не только со стороны молдавских компетентных органов. Ведь в случае подтверждения обвинений в намерении продажи переносных зенитных комплексов чеченским инсургентам, под ударом оказывается национальная безопасность России. А если информация о намерении организации покушения на румынского сенатора
О ПКРМ разговор особый. Никогда Воронину не удалось бы совершить и маленькой толики инкриминируемых ему Пасатом и народной молвой деяний, если бы не существовал политический механизм ПКРМ. Поэтому партия молдавских коммунистов повязана неразрывным узлом со своим авантюрным лидером. В этих условиях все надежды молдавских коммунистов строятся на беззубости либерально-демократической власти. И, судя по всему, эти надежды не совсем безосновательны. По крайней мере, кое-кто из нынешних лидеров правящего альянса готов выдать коммунистам многочисленные индульгенции во искупление прошлых грехов, лишь бы получить искомые голоса на президентских выборах.
В связи с сенсационными разоблачениями Пасата многих молдавских политических аналитиков мучает вопрос об истинном значении этого демарша. Является ли он признаком начала процесса кардинальной деворонизации политического режима и политической жизни страны, или его реальное значение значительно скромнее и сводится всего лишь к разрешению политического кризиса по поводу избрания нового президента Молдавии? И ответ на этот вопрос уже совсем не зависит от истинных намерений самого Пасата, который своими разоблачениями придал этому процессу новую динамику. Теперь мяч уже всецело на стороне либерально-демократической коалиции, которая вольна распорядиться им по своему пониманию и усмотрению.
В этой связи напрашивается одно важное замечание. Если бы у Воронина и коммунистов, когда они были у власти, имелись бы на руках обвинительные аргументы на своих политических оппонентов сродни тем, которые предоставил демократам Пасат о коммунистах, нынешние лидеры альянса давно бы уже обживали ограниченную по метражу жилплощадь в тюрьме Прункул. А если у них возникают сомнения по поводу реалистичности такого предположения, то их легко развеет много повидавший и переживший такого рода опыт Валерий Пасат. Но для этого необходимо научиться нелегкой науке извлекать опыт из ошибок других, а не обязательно собственных.
Как бы там ни было, но Пасат сделал свое дело. Своими сенсационными заявлениями он вновь запустил процесс разоблачения коммунистического режима в Молдавии периода правления Воронина. Новая демократическая власть получила дополнительные возможности добиться практической реализации своей цели о превращении Молдавии в страну без Воронина и без коммунистов. Пока же демократический альянс, как бы он себя сам ни обманывал, в действительности всего лишь немного отодвинул воронинскую команду от власти. И они вполне могут вернуться, даже если демократы сумеют продвинуть свою кандидатуру на выборах президента страны седьмого декабря. Об этой перспективе с тревогой говорил Валерий Пасат на своей последней пресс-конференции, подводя ее итоги. Неужели в Молдавии в который раз в истории вновь подтвердится старая истина, что Кассандру начинают слышать лишь тогда, когда ее предсказания уже сбылись?