Ученый: Чем раньше Архангельская область объединится с соседями, тем лучше
"Россия сильна провинцией", - эта фраза давно в ходу, но провинция - понятие относительное. И Мезенский район, и вся Архангельская область - для Москвы периферия, с которой далеко не всегда считаются. Что делать для того, чтобы соблюдались интересы провинции? Этому вопросу была посвящена состоявшаяся в начале ноября в Поморском государственном университете международная научно-практическая конференция "Процессы укрупнения территорий и их влияние на развитие Европейского Севера". Разговор с
ИА REGNUM Новости: Сергей Иванович, для начала надо, наверно, обратиться к истории вопроса? Расскажите, в связи с чем проводилась конференция?
Наша конференция была приурочена к 80-летию Северного края. 23 августа 1929 года завершил работу Первый краевой съезд Советов, который утвердил новое административно-территориальное образование - Северный край, объединивший Архангельскую, Вологодскую. Северо-Двинскую губернии, автономную область Коми-зырян и Ненецкий национальный округ в единый регион. История территориального управления Европейским Севером России в ХХ веке посредством административно-территориального устройства остается еще, за исключением Республики Коми, недостаточно исследованной. Оптимальным это деление для нашего крупного региона было, по-видимому, в дореволюционный период, когда границы Архангельской губернии как бы обнимали Белое море. После 1917 года сделано много ошибок в территориальном управлении, но, все же, в двадцатые годы региональная политика выстраивалась на тех же принципах, что и НЭП. Кооперативное движение и местное самоуправление вместе составляли процесс развития общества, по сути альтернативный зарождавшемуся сталинскому авторитаризу. Но, как говорится, пришли другие времена.
ИА REGNUM Новости: Насколько, на ваш взгляд, прочно территориальное устройство России?
Внешне этот каркас прочен. Здесь свою роль сыграло создание в 2000 году семи федеральных округов. Это гасило сепаратистские настроения, которые могли привести к развалу страны. Однако внешний каркас в немалой степени зависит от внутреннего, который сегодня назвать оптимальным нельзя. Причин тому много. Прежде всего, надо говорить о том, что в условиях тоталитарного государства проблема территориального деления была чрезвычайно политизирована, поэтому серьезным аналитикам заниматься ею было "не с руки": власть критически относилась к подобным исследованиям вплоть до репрессий. Тем не менее, эконом-географы свою работу не прекращали, поэтому были созданы экономические районы, которые минимизировали недостатки административно-территориального деления. Их границы более или менее соответствовали потребностям регионального управления страной. К сожалению, после создания федеральных округов экономические районы отошли в территориальном управлении на второй план. Между тем границы федеральных округов большинством аналитиков считаются далекими от совершенства. Более того, функции округов до сих пор остаются неопределенными.
ИА REGNUM Новости: На ваш взгляд, федеральные округа задачу выполнили?
Понятно, для чего создавались округа - чтобы погасить пыл самовластных региональных вождей, ликвидировать разночтения между местными законами и Конституцией Российской Федерации. Это в основном сделано. А что дальше? Вопрос, как говорится, интересный, для решения которого есть варианты. Либо округа останутся в своих границах при сохранении только административных функций. Второй вариант - надо заниматься социально-экономическими проблемами. Но для этого нет, во-первых, законодательства; во-вторых, всплывает вопрос границ. Возьмем наш федеральный округ. Он объединяет два совершенно разных экономических района - Северо-Западный и Северный.
ИА REGNUM Новости: Какие регионы входят в Северный экономический район?
Вологодская, Архангельская, Мурманская области, Республики Коми, Карелия и Ненецкий автономный округ. Федеральные округа свои задачи - подбор кадров и прочее - выполнили. Сейчас мы наблюдаем в территориальном управлении неопределенность. Поэтому вопрос об административно-территориальной "сетке", или каркасе, о котором говорил
ИА REGNUM Новости: Вы ратуете за создание нового субъекта Федерации в составе Архангельской области, Коми Республики и Ненецкого автономного округа...
Не я один, у меня немало сторонников, и не только в Архангельске. Вологодская область - самодостаточная, и вряд ли она, исторически более связанная с центром России, согласится сегодня объединяться с кем-то на Севере. А наши три региона и с исторической, и с экономической, и с географической точек зрения представляют собой единое пространство, на котором нам надо объединиться. Конечно, это дело не одного месяца и, думаю, не одного года. Однако очень важно не упускать время, необходимое для подготовки объединительного процесса. В географическом аспекте Архангельская область чрезвычайно перспективна в отличие, скажем, от Коми Республики, у которой нет выхода к морю, поэтому ее называют "запертой". От объединения она выиграет. Как и Ненецкий автономный округ, где в свое время создали стереотип негативного отношения к Архангельской области. От него пора избавиться. У Мурманской области и Карелии свои общие и давние интересы. Поэтому напрашивается идея Карело-Мурманского края. Мурман не "наш" еще и потому что его Питер не "отдаст". У них традиционные связи с тридцатых годов прошлого века.
ИА REGNUM Новости: Что наша область может получить в результате создания нового региона?
Возможность более широко смотреть на его перспективы и с большей эффективностью использовать их. Не надо будет, как сегодня часто случается, "тянуть одеяло на себя". Взять хотя бы проект "
ИА REGNUM Новости: Откуда возьмутся более компетентные спецалисты?
Во-первых, надо иметь в виду, что новые масштабы деятельности будут формировать у местных управленцев большую компетентность. Во-вторых, и столичные специалисты к нам поедут охотнее, чтобы проявить себя в серьезном деле, а не в поисках легкой наживы. Этим летом в Нарьян-Маре состоялась серьезная научно-практическая конференция по проблемам Арктики. Там подчеркивалось, что для развития Арктики надо развивать и ее плацдарм, предарктическую территорию. Кстати сказать, первый пункт канадской арктической концепции как раз предусматривает создание максимально комфортных условий для жизни северян. Конечно, потребуется серьезная аналитическая группа, которая бы работала в контакте с нынешними руководителями регионов и с центром. Подчеркну: чтобы оставаться "в людях", Архангельской области надо объединиться с соседями. Думаю, что рано или поздно это произойдет. Чем раньше, тем лучше.
Специально для ИА REGNUM Новости