Станислав Тарасов: Турцию ставят перед выбором - Восток или Запад
В Стамбуле прошел Босфорский экономический саммит. В его работе, наряду с известными турецкими и западными бизнесменами и политиками, приняли участие бывший президент США
На период президентства в США Билла Клинтона выпала активизация внешней политики Турции. Тогда эта страна в глазах Вашингтона выглядела в роли верного защитника западных стратегических интересов на Ближнем Востоке, демонстрировала готовность ввязаться в практически в любую региональную драку, вплоть до Балкан. Одно время даже казалось, что Турция после развала СССР решила воспользоваться историческим шансом для крупного внешнеполитического броска, рассчитанного на усиление своего влияния прежде всего в Закавказье и в Средней Азии. Анкару не пугало даже то обстоятельство, что она входит в зону проблем стратегического уровня во взаимоотношениях с Россией, особенно транспортировки нефти из государств каспийского региона. Именно на период президентства Билла Клинтона приходится момент, когда Анкара добилась осуществления исключительно выгодного проекта строительства нефтепровода Баку-Джейхан по азербайджанской и грузинской территории, минуя северный путь на Новороссийск. Когда это получилось, то в Турции, у которой собственные запасы нефти весьма ограничены, а ежегодные потребности составляют около 17 млн. тонн, расценили это как успех, который "выпадает раз в столетие". Более того, Анкара смело включилась в сложную политическую игру вокруг добычи каспийской нефти и маршрутах ее транспортировки на мировой рынок.
Тогда положение России стало осложняться еще и тем обстоятельством, что с 1 июля 1994 года Турция под предлогом защиты окружающей среды ввела новый регламент судоходства в проливной зоне, что ограничило возможности России по экспорту нефти через Новороссийск и далее танкерами через Черноморские проливы. Таким образом, для российской нефти и энергоресурсов Средней Азии создавался единственный коммуникационный коридор с перспективой прямого выхода в Европу только через Турцию.
Заметим, что региональная роль Турции могла бы возрасти в разы, если бы ее приняли в полноправные члены ЕС. Не случайно Билл Клингтон в своем докладе на Босфорском экономическом форуме особенно признал: "В период своего президентства я много раз пытался убеждать европейских лидеров, какое большое значение имеет полноправное членство Турции в ЕС". Турция действительно в 1999 году начала переговоры о вступлении в блок. Если бы эти переговоры увенчались успехом, то Анкаре удалось быстро создать на Кавказе и в Средней Азии новую региональную систему экономического сотрудничества, сформировать под своей эгидой военно-политическую структуру. Однако Брюссель под разными предлогами блокировал вступление Анкары в Европейское сообщество. В итоге даже сценарий политического объединения под эгидой Турции тюркоязычных государств на постсоветском пространстве стал терять шансы на успех. А когда уже при администрации
Таковыми по факту оказались дивиденды, которые Анкара получила в результате своей внешней политики эпохи президентства Билла Клингтона. Так рождался феномен разворота Турции на расширение торгово-экономического и политического сотрудничества с Россией. Причем уровень этого сотрудничества находится на переходе в такое качество, когда можно будет констатировать стратегическое партнерство не только в сфере экономики, но и политики. Поэтому не удивительно, что в Анкаре пытается вычислить - настолько далеко ей заходить во взаимоотношениях с Россией, понимая, что при этом в Закавказье и в Средней Азии придется играть уже по иным правилам. Признаки новой политики Турции уже проявились в подписании с Арменией цюрихских протоколов о нормализации отношений между двумя странами, в выходе на открытое сотрудничество с Сирией и Ираном. Причем если в первом случае с Арменией действия Анкары находят поддержку со стороны Запада, то расширении географии действий турецкой дипломатии на Ближнем Востоке в зоне влияния России вызывает на Западе неоднозначную реакцию. Так подозревают, что Москва начинает передавать Анкаре часть своих политических инициатив в этом регионе мира. Не случайно эти действия Турции Вашингтон пытается дискредитировать. "У США историческая миссия - поддержать Турцию, чтобы последняя смогла распространить свое влияние по всем направлениям региона", - заявил, например, на Босфорском экономическом форуме Билл Клинтон. То есть, он намекает на то, что якобы новая турецкая внешняя политика по сути своей является американской.
В этой связи нельзя обойти вниманием и визит в США Константинопольского Вселенского патриарха Варфоломея, который в силу исторических причин признается первым по чести и именуется Вселенским. Он уже посетил много храмов и приходов, принял участие в пятидневном симпозиуме в Новом Орлеане на тему "Религия, наука и окружающая среда: восстановление баланса на Миссисипи", встретился в Нью-Йорке с иерархами православных церквей в США, а также с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Биллом Клинтоном. В Вашингтоне помимо беседы с президентом Обамой в Белом доме у него, в частности, намечены встречи с вице-президентом
Другой почетный гость Босфорского экономического форума экс-канцлер Германии Герхард Шредер оказался более прямолинейным: "Полноправное членство Турции в ЕС, пойдет на пользу не только вашей стране, но и самой ЕС. Германия