27 октября в Госдуме состоялся круглый стол "Защита прав и свобод соотечественников в странах Балтии: "дело Кононова" как политико-правовой прецедент", организованный накануне вынесения вердикта Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по апелляции Латвии, недовольной оправданием советского партизана Василия Кононова.

Удручающие политико-экономические последствия правления в Прибалтике национал-популистов побуждают их все более активно переключать внимание электората и западных спонсоров на историко-правовые и политико-финансовые претензии к России за "советский геноцид и оккупацию". Эти "пляски на костях" в откровенно спекулятивных целях, как бы они ни оформлялись на национальном законодательном уровне, остаются лишь антироссийскими памфлетами и слабой "анестезией" для местных "рядовых" русофобов, также страдающих от хозяйственной некомпетентности властей. Поэтому адепты "национального реванша" в последнее время стремятся непременно уравнять нацистский и советский режимы в международно-правовом поле, подыскивая любые лазейки. Наиболее важным этим силам, имеющим группу поддержки в Европарламенте, представляется дело о преследовании в Латвии советского ветерана Василия Кононова, решение по которому официальная Рига оспорила в "большом жюри" ЕСПЧ.

За что латвийские власти преследовали Василия Кононова как "военного преступника"? Утром 27 мая 1944 года он ввел свое подразделение в латвийское село Малые Баты для осуществления справедливого возмездия девяти вооруженным пособникам нацистов, донесшим на разведывательно-диверсионную группу майора Чугунова, которая была уничтожена после ночлега в этом населенном пункте 29 февраля 1944 года. Следует отметить, что расстрел коллаборационистов не был спонтанным поступком группы партизан во главе с Василием Кононовым, а стал следствием решения трибунала партизанского отряда, вынесенного по законам военного времени, и приказа по его исполнению.

С 1991 года латышский политический истеблишмент активно использовал концепцию "советской оккупации" Латвии для лишения гражданских прав большинства русскоязычного населения страны, а в последние годы - для подсчета "ущерба" от СССР на уровне специальной правительственной комиссии с последующим выдвижением претензий к современной России. Для закрепления монополии на такую "правду" в сентябре 2009 года в Сейм внесен законопроект об уголовном наказании за отрицание "советской агрессии" против Латвии. Стоит ли удивляться, что на этом сгущающемся фоне в 2000 году борец с нацизмом Василий Кононов был в Латвии осужден на шесть лет тюрьмы закрытого типа по новым "антисоветским" канонам, нарушающим классический правовой принцип: законы обратной силы не имеют? Таким образом, в деле советского ветерана, объявленного в Риге "военным преступником", отчетливо высветился политический заказ.

Дело Кононова было оспорено в ЕСПЧ, где латвийская сторона, понимая специфичность своих псевдоправовых экспериментов, попыталась "притянуть" ряд международных конвенций с целью доказать бессрочность "вины" активного борца Антигитлеровской коалиции. Когда эти юридические натяжки официальной Риги не возымели действия, в ход были пущены странные стенания по поводу "несовершенства" приговора Нюрнбергского трибунала. Так, представитель Латвии в Страсбургском суде на слушаниях дела позволила себе заявить: "Осуждая таких, как Кононов В.М., латвийская юстиция исправляет ошибки Нюрнбергского процесса и просит суд по правам человека помочь им в этом". Но благодаря кропотливой и грамотной работе защиты, прежде всего, юриста Московского Центра правовой помощи соотечественникам "Москва-Россияне" Михаила Иоффе, в 2008 году Василий Кононов был оправдан.

Латвийские власти не смирились с закономерным поражением и обжаловали это решение. Их устроил бы даже не полный пересмотр отношения ЕСПЧ ко Второй мировой войне в контексте дела Кононова, а хотя бы одно-единственное официальное упоминание в мотивировке решения суда о "советской оккупации", которое можно было бы беззастенчиво трактовать как международно-правовое признание "преступлений" СССР против Латвии. С этой целью латвийские представители, в том числе лично министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш, занялись "обработкой" судей Большой палаты ЕСПЧ, призванных вынести окончательное решение в конце текущего года.

"Пробный шар" на пути пересмотра итогов Второй мировой войны, вброшенный латвийскими властями в деле Кононова, является опасным прецедентом. Официальная Рига присматривается: сможет ли Москва защитить российского гражданина и ветерана войны Василия Кононова на международной площадке. Если нет, то попытки устроить некий "трибунал по бывшему СССР" станут еще более наглыми, а свой голодный электорат латвийские власти будут настраивать на "спасительное получение" контрибуций от современной России.

В этой связи 27 октября 2009 года Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками при поддержке Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России (с инициативой выступил член президентской комиссии, депутат Госдумы Сергей Марков) провели "круглый стол" с участием депутатов, правоведов, практикующих юристов, историков и дипломатов, ветеранов Великой Отечественной войны и видных общественных деятелей. Основной целью этого "мозгового штурма" стала выработка рекомендаций для совершенствования практики защиты прав граждан России за рубежом, в особенности преследуемых по политическим мотивам, а также для разработки законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный Закон №99 "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Следует отметить, что в русле данного подхода находятся и другие инициативы, в частности, предлагаемые заместителем председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолием Корендясевым поправки в 12-ю статью федерального закона "О ветеранах", распространяющие его действие на ветеранов без гражданства, проживающих за пределами России. Тональность дискуссии задала вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Открывая "круглый стол", она подчеркнула: "За последние годы мы наблюдаем, как власти Латвии и Эстонии подвергают преследованиям ветеранов Великой Отечественной войны за то, что они исполняли свой гражданский долг. И ярким примером этому является многолетнее преследование в Латвии ветерана войны Василия Кононова". Любовь Слиска также обратила внимание на сохранение в Латвии и Эстонии под прикрытием тезиса о "советской оккупации" института "неграждан", что неприемлемо с точки зрения высоких международных стандартов.

Абсурдность существования такой псевдоправовой категории, как "неграждане", подчеркнул и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, призвавший рассмотреть и весьма радикальные способы решения этой проблемы на международной арене. Председатель думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский отметил, что "На примере дела Кононова мир столкнулся с невиданной кампанией массовой дезинформации относительно истории Второй мировой войны; это, по сути, попытка оправдать фашизм во всех его проявлениях".

В ходе дискуссии на "круглом столе" его участники выступили с предложениями по стратегии и тактике защиты от преследования ветеранов Антигитлеровской коалиции, посягательств на приговор Нюрнбергского трибунала, уравнивания СССР и III рейха. По словам Сергея Маркова, все эти предложения будут учтены в дальнейшей работе органами государственной власти России.