"Разъяснения посольства России в Молдавии, в которых приднестровское государственное информационное агентство "Ольвия-пресс" обвиняется в домыслах и передёргивании позиции посла России в Кишинёве Валерия Кузьмина по вопросу конституционной реформы ПМР, вызваны необъективностью редакционной политики, свойственной для многих приднестровских государственных СМИ, и вряд ли могут рассматриваться, как какой-либо "сигнал" России в адрес авторов реформы Конституции республики", - заявил 28 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости депутат Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики, председатель комитета по правоохранительным органам, защите прав и свобод граждан Андрей Сипченко.

"Посол России в Молдавии всегда уделял достаточно серьёзное внимание ситуации, которая складывается в Приднестровье, и мы благодарны России как стране-гаранту и господину Кузьмину, как её представителю, - продолжил Сипченко. - Что касается конкретной ситуации с одним из приднестровских СМИ, думаю, что любого человека, будь он политиком, дипломатом или представителем другой профессии, наверняка возмутила бы произвольная интерпретация высказанного им. Не секрет, что наши государственные СМИ грешат этим не впервые. Мы не раз обращали на это внимание, но ситуация складывается так, что политика отдельных государственных СМИ сводится к интерпретированию вместо сообщения фактов. Некоторые официальные представители даже публично заявляли, мол, мы стараемся донести нашим гражданам не информацию, а аналитику. Получается порой, что работники этих СМИ хотят угодить руководству, а руководство у них, по сути, только одно - исполнительная власть. Несмотря на то, что одним из их учредителей государственных СМИ является Верховный совет, никакого воздействия на государственные СМИ парламент не имеет. Поэтому я думаю, что реакция посольства была не более чем реакцией на необъективность, которая для некоторых наших государственных СМИ, увы, не редкость. Эта необъективность зашла настолько далеко, что посольство было вынуждено во вполне убедительном тоне давать опровержение сообщения "Ольвии-пресс".

Комментируя дискуссию, возникшую вокруг проекта нового Основного закона Приднестровья, Сипченко, являющийся членом конституционной комиссии от ВС ПМР заявил, что все члены комиссии от законодательного органа выступали против вынесения проекта конституции в его нынешней редакции на референдум, однако участвовали в работе "хотя бы для того, чтобы быть услышанными". "То есть мы пытались донести до членов комиссии нашу позицию. В части вопросов она совпадала с редакцией комиссии. Это вопросы образования правительства, введение института председателя правительства. Но была часть вопросов, в которых мы абсолютно не нашли точек соприкосновения. Это и двухпалатный парламент, и усечение как такового института местного самоуправления, и ряд других вопросов, касающихся усиления исполнительных структур власти. Более того, большинство поправок, предложенных общественными организациями, на последнем заседании не были приняты. То есть из всех поправок, предложенных рядом ведущих партий, была принята только одна поправка, и то - технического характера", - заявил приднестровский парламентарий.

Что касается общественного обсуждения предлагаемой президентом Смирновым конституционной реформы, то, по словам Сипченко, "как таковой проект конституции пока ещё никто не видел". "То есть, обсуждались отдельные поправки, какие-то непонятные таблицы сравнения с Российской Федерацией", - сообщил он. "Я не думаю, что принятие данного варианта конституции, что само по себе, на мой взгляд, крайне маловероятно, повлёчет какие то плюсы для Приднестровья как во внутренней политике, так и во внешней. И Европа, и Россия идут сегодня по пути развития местного самоуправления, а это один из основных вопросов, с которым Верховный совет выступал против редакции, которая была предложена президентом. То есть я считаю, что ни в коей мере нельзя эту конституцию принимать, и ни в коей мере она не пойдёт на пользу народу Приднестровья, в том числе, в части признания государственности Приднестровской Молдавской Республики", - заявил депутат ВС, оценивая шансы и возможные последствия для Приднестровья принятия нового Основного закона.

По словам Сипченко, у приднестровских депутатов есть несколько вариантов при принятии решения по референдуму о новой конституции: либо отправить автору инициативы на доработку, либо отклонить в связи с нецелесообразностью или по другим причинам. "Я думаю, мы проведем юридическую экспертизу данного документа. Кроме того, было принято решение отправить проект ведущим российским юристам, чтобы они могли дать своё заключение", - заключил Андрей Сипченко.

Напомним, 27 октября пресс-служба посольства России в Молдавии выступила с разъяснениями относительно состоявшейся 22 октября в Тирасполе встречи посла России в Молдавии Валерия Кузьмина с представителями приднестровского Социал-патриотического блока и освещения данной встречи государственными СМИ Приднестровья. В своём комментарии посольство России констатировало, что в сообщении государственного информационного агентства ПМР "Ольвия-пресс", в частности, при интерпретации высказываний посла о намерении определённых политических сил ПМР изменить текст конституции, были допущены "авторское домысливание" и "передёргивание фактов". "Указанное сообщение составлено не в жанре информации, а, скорее, подходит под рубрику "пропагандистское сочинение". Для авторов важно было "выполнить "редакционное задание" сверху и подготовить почву для принятия "нужного решения", - отмечается в комментарии посольства.

Законодательная инициатива о проведении референдума по новой конституции ПМР поступила в ВС от имени президента республики Игоря Смирнова. Предлагаемая главой ПМР дата проведения всенародного голосования - 24 января 2010 года. Как сообщили в Верховном совете, решение по данной инициативе депутаты приднестровского парламента намерены принять на заседании 18 ноября. В случае принятия депутатами отрицательного решения, для осуществления плебисцита президенту понадобится 15 тыс. подписей граждан республики. В то же время, как сообщил источник ИА REGNUM Новости в окружении главы Приднестровья, сторонниками Игоря Смирнова необходимые 15 000 подписей "уже собраны и будут предъявлены немедленно, как только этого потребует процедура".

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля 2009 года Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений ПМР с моделью, которая существует в РФ. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. 27 мая в адрес занимавшего на тот момент пост спикера парламента Приднестровья Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. В результате разработкой проекта нового Основного закона республики занялась Комиссия по развитию и совершенствованию конституции ПМР, созданная при президенте ПМР. Деятельность президентской комиссии неоднократно подвергалась критике со стороны приднестровских политиков и СМИ за попытку "перекроить" новую конституцию в пользу еще большего увеличения полномочий президента, ссылаясь при этом на "гармонизацию приднестровского законодательства с российским". Проект новой конституции, в частности, предполагает создание в Приднестровье двухпалатного парламента, введение должности председателя правительства и формирование высшего исполнительного органа. Проект нового Основного закона позволяет главе государства избираться неограниченное число раз, представлять и назначать кандидатуры председателей, заместителей председателей и судей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов республики, влиять на состав верхней палаты парламента, назначать глав администраций городов и районов.