Начальник отдела республиканского объединения "Узремводэксплуатация" при Министерстве сельского и водного хозяйства Узбекистана Неъматжон Аллабергенов считает, что проблема рационального использования водных ресурсов в Центральной Азии нередко становится поводом для полемики, объектом политических интриг и спекуляций, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его мнению, участников дискуссии больше за пределами региона, нежели в самих странах, расположенных в бассейне трансграничных рек, которые больше озабочены сегодня поисками путей сотрудничества, бережливого и эффективного использования водных и энергетических ресурсов. "Как известно Киргизия - страна, в которой берет начало одна из крупнейших рек Центральной Азии - Сырдарья. Отрадно, что руководство Киргизии очень серьезно относится к экономии водных и энергетических ресурсов. Это очень своевременный подход, которым должны заниматься все страны: и те, у кого избыток этих ресурсов, и те, кто испытывает их дефицит. Энергоэффективность - веление времени и каждая страна, где правительство заботится о повышении эффективности своей экономики, безусловно, должна предметно и последовательно заниматься этим вопросом. Вместе с тем, на этом пути есть и трудности, и нерешенные проблемы", - отметил узбекский эксперт.

По его словам, Токтогульское водохранилище изначально создавалось для работы преимущественно в ирригационном режиме и до 1990 года сбросы воды из водохранилища в среднем составляли - в вегетационный период 72%, в невегетационный период 28% от годовой величины сбросов воды. Однако с начала 1990-х годов (в 1988 году водохранилище было наполнено до проектной отметки) режим попусков из водохранилища начал меняться в сторону энергетической составляющей. Это можно было бы объяснить растущими потребностями этой страны в электроэнергии, особенно в осенне-зимний период. Но изменение режима работы этого гидроэнергетического сооружения бумерангом ударило, прежде всего, по нему самому.

"Интенсивный переход на энергетический режим работы позволил Киргизии за последние 5 лет в межвегетационный период осуществить экспорт 5 млрд кВтч электроэнергии в коммерческих целях, что эквивалентно дополнительной сработке Токтогульского водохранилища в объеме 4,2 млрд. куб. м. Увеличение попусков в зимний период с соответствующим сокращением в период вегетации стало причиной того, что водохранилище ежегодно катастрофически теряло свои объемы. Дальнейшая сработка водохранилища представляла реальную угрозу не только для расположенных ниже государств в период вегетации, но и для обеспечения энергобезопасности самой Киргизии", - подчеркнул Н.Аллабергенов.

Он обратил внимание на то, что в Киргизии в последнее время активно муссируется тезис о том, что якобы накопление воды в Токтогульском водохранилище осуществляется в интересах стран, расположенных в низовьях. Если строго придерживаться этой точки зрения, то в целях вегетации к началу апреля водохранилище должно накапливать не менее 11 млрд. куб м воды. "А теперь давайте обратимся к статистике, которая сама говорит за себя. В 2008 году фактически здесь было 6,48 млрд. куб.м, а в 2009 году и того меньше - 6,31 млрд. куб.м. И это, заметим, при уровне горизонта "мертвого объема" 5,5 млрд. куб.м. В результате дело дошло до того, что воды не стало хватать для выработки энергии даже зимой. А ведь Токтогульская ГЭС на пониженных напорах не может дать проектную установленную мощность и выработку (ежегодные потери от недовыработки составляют до 30-40%). Поэтому регулярные отключения потребителей в зимнее время в Киргизии производились не для накопления воды для ирригационного использования, как казалось бы, а для повышения отметок горизонта воды в водохранилище с целью увеличения энергоотдачи самой Токтогульской ГЭС и нижерасположенного каскада, который фактически является основным источником для покрытия энергопотребления Киргизии", - сообщил узбекский гидроэнергетик.

По его словам, не вводя никого в заблуждение, следует говорить прямо и о том, что продажа электроэнергии в период вегетации является основным источником валютных поступлений для киргизской энергосистемы и бюджета. Восстановление этого потенциала также является немаловажной задачей, остро необходимой для выполнения инвестиционных программ (в частности, строительства Камбаратинской ГЭС-2, осуществляемого за счет собственных средств АО "Электрические станции") и погашения обязательств по кредитам.

Он также отметил, что в период вегетации основным покупателем электроэнергии у Киргизии является Казахстан, который в отличие от Узбекистана, вынужден покупать электроэнергию из Киргизии для покрытия дефицита электроэнергии в южных регионах. Следовательно, накопление воды и выработка электроэнергии Токтогульской ГЭС в вегетационный период - это не вынужденная мера, не благотворительность, оказываемая соседним странам, а вполне оправданный экономически расчет. Другое дело, что сегодня актуальной остается проблема заполнения водохранилища, без которого гарантированное обеспечение электроэнергией в первую очередь собственных потребителей в последующие годы ставится под угрозу.

"В Киргизии признают, что выработанная в республике электроэнергия не всегда тратится рачительно. Только в прошлом году потери электроэнергии составили 31,6%, включая технические и коммерческие, что в три раза выше нормативных. Власти страны признают, что на недопустимо низком уровне находится сбор средств за отпущенную электроэнергию и прочие энергоносители (газ, тепло). По информации "Кыргызгаза" в этом году в республику было поставлено газа на 47 миллионов долларов, из них потеряно - на 18 миллионов (38%), причем на 13 миллионов отпущено неизвестно кому. Эти данные свидетельствуют о наличии немалых внутренних резервов", - указал представитель "Узремводэксплуатация".

Эксперт полагает, что непринятие мер по нормализации уровня Токтогульского водохранилища, может привести к тому, что ограничения примут регулярный (ежегодный) характер, что чревато социальным взрывом в республике. Кроме того, повышение отметок на Токтогульском водохранилище является остро необходимым и для смежных отраслей, в частности, для рыбоводства (резкая сработка в зимний период представляет серьезную угрозу для разведения форели, которое налажено в Токтогульском водохранилище с советских времен).

"Несмотря на то, что в этом году объем воды в Токтогульском водохранилище примерно на 30 процентов превысил прошлогодний уровень (12,6 млрд. куб.м против 9,6 млрд. куб.м в прошлом году), министерство промышленности и энергетики Киргизии объявило о возобновлении в стране веерных отключений электроэнергии, которые начались уже с первых чисел октября (отключения производиться с 12 часов ночи до 5 часов утра) с целью снижения потребления на 15-18%", - сказал узбекский эксперт.

По его мнению, этих мер может оказаться недостаточно: прекращение поставок газа из Узбекистана в случае не решения вопроса о погашении задолженности, приведет к резкому росту потребления электроэнергии и, соответственно, к большим объемам ограничений или ускоренной сработке Токтогульского водохранилища. Такие тенденции наблюдаются уже в эти дни. Если в 1996-2005 годы среднесуточные расходы воды из Токтогула в это время составляли 296 куб.м, а в прошлом году - 232 куб.м, то на 1 октября этого года эти показатели достигли 315 куб.м.

"Накануне предстоящей зимы Токтогульская ГЭС вновь поставлена перед сложной дилеммой: срабатывать воду "до нуля" или все же сохранять безопасный режим работы. Тем временем вода, на который выработана электроэнергия, устремляется вниз. И никто ее сейчас товаром не называет. Такой "статус", несмотря на все международные нормы, ей пытаются придать тогда, когда это становится выгодным", - заключил начальник отдела республиканского объединения "Узремводэксплуатация".