Арсений Баринов: Новый век империй
Политическая реальность, складывающаяся на сопредельных России территориях на протяжении последних нескольких месяцев, в очередной раз недвусмысленно указывает на реальную роль Москвы в современных политических и исторических процессах. Размышления на ряд известных тем очень быстро избавляют нас от затянувшихся пропагандистских иллюзий. Мы спрашиваем себя, к примеру, почему вышло так, что Запад в той или иной мере устраивают все будущие кандидаты в президенты Украины, а нас категорически не устраивает ни один, и, похоже, сами боимся найти ответ.
Некоторые проблемы, которыми задаётся отечественная политология, изначально не корректны, так как они формулируются в духе идеального, будучи фактически оторванными от действительности. К примеру, все измышления о том, какое молдавское руководство для нас лучше, либеральное или коммунистическое, или может ли Россия позволить себе сдать Молдавию румынам и признать Приднестровье (или же, наоборот, она должна изо всех сил держаться за молдавский "суверенитет", стремясь сохранить в своей "сфере влияния" и Приднестровье, и Бессарабию) изначально не имеют никакого смысла, так как современная РФ такие вопросы априори не решает - ибо она не в состоянии их решить.
Это правда. Положение дел таково, что Москва с тем же успехом могла бы озаботиться разрешением политических конфликтов где-нибудь в Латинской Америке или Океании. Для того чтобы осознать это, нам нужно просто повнимательнее присмотреться к происходящему внутри и вне нашего государства.
Между усилением и распадом
Россия - не просто самый крупный игрок на постсоветском пространстве. В разворачивающейся на наших глазах войне за советское наследство её изначальные позиции абсолютно, безусловно выигрышные. На "великой шахматной доске" Москва имеет даже не одного, а нескольких лишних ферзей, ибо географическая близость, культурная мощь и абсолютное экономическое доминирование в окружении соседей - это решающие преимущества. В идеале интеграционный потенциал России многократно превосходит общеизвестную привлекательность Европы и Запада в целом, не говоря уже о Китае и Турции. Более того, на постсоветском пространстве от России зависит в буквальном смысле слова всё - именно от России, а не от всемогущих "вашингтонского обкома" и "мировой закулисы". Тем не менее, единственной реальной победой Москвы с конца восьмидесятых годов стало то, что руководство РФ после долгих лет решилось-таки признать независимость Абхазии и Южной Осетии, для чего понадобилась гибель огромного множества людей.
Если твои глаза завязаны, и ты не знаешь, куда идти, тебе не помогут ни оружие, ни знание, ни ум. Россия "подвисла". Мировой кризис расставил всё на свои места - последние "семь тучных лет" мы не шли вперёд, а просто плыли по течению. Сначала плавание в силу абсолютно не зависящих от нас причин было лёгким и приятным. Однако и то, что течение вдруг несколько ускорилось, в воде стало попадаться всё больше камней, а впереди замаячило нечто, подозрительно напоминающее многометровый обрыв, от нас тоже никак не зависело.
Путинская "стабильность" обернулась отнюдь не стагнацией, как о том предупреждали в 2005-2006 годах. Ситуация внутри России недвусмысленно говорит о том, что мы всё быстрее приближаемся к точке, после которой будет лишь две дороги - либо определение с конкретными приоритетами (реальными, а не мнимыми) и, как следствие, закономерное быстрое усиление, либо скатывание в "новые восьмидесятые", смута и распад. И то, и другое, естественно, самым непосредственным образом отразится на судьбе окружающих Россию бывших республик бывшего СССР.
Здесь мы сталкиваемся с одним из самых главных парадоксов постсоветского пространства. Заключается он в том, что власти соседних стран постоянно словом и действием критикуют нынешнее руководство РФ, всерьёз считая его политику реальной угрозой собственной независимости. Более того, многие представители правящих кругов постсоветских государств от всей души желают ослабления и уничтожения России, считая, что от этого они приобретут что-то, чего им сейчас не достаёт - безопасность, влияние, признанность. На самом деле, чего им действительно не хватает, так это осознания того, почему они на самом деле до сих пор не канули в полное, беспросветное политическое небытие.
Крах постсоветских государств
Наши постсоветские соседи обречены. Исключение, возможно, будет сделано для среднеазиатских республик, менее вероятно - для государств Закавказья. Что касается Украины, Белоруссии и Молдавии, то им в среднесрочной перспективе не светит сохранить даже формальную независимость. Вопрос заключается в том, как именно и с какими издержками для собственного населения они покинут политическую карту мира. Возможные сценарии в данном случае удобно рассматривать на примере Украины - главного приза в постсоветской игре.
Усиление России, на данный момент лишь гипотетическое, изначально перечеркнёт саму возможность существования как самой независимой Украины, так и всех остальных украин. Вне зависимости от того, будет ли данный подъём имперским или сугубо национальным (других вариантов нет), функционирование враждебного, демонстративно антирусского государства закончится. Вместе с осознанием Россией своих настоящих целей придёт и понимание того, что независимая Украина по своей природе не может быть иной, ибо "хорошая" Украина - это чистый миф. Появится и иная, позитивная мотивация, учитывая, какое место в русском историческом сознании играют Киев, Полтава и Крым, и насколько Украина необходима России как государству и русским как народу. Возможно, именно на этой территории находится судьба будущего русского проекта, путь к истинному национальному возрождению.
Вне зависимости от того, какое начало возобладает в усиливающейся России, имперское или национальное, для Украины и её жителей подобное развитие событий будет, по всей вероятности, лучшим вариантом будущего. Учитывая, какой статус Украина всегда имела внутри Российского государства, и какова степень потребности русских из России в воссоединении со своими собратьями с Украины, можно предполагать, что грядущая ирредента станет решением всех основных политических вопросов, стоящих перед нынешним украинским населением.
Существует, однако, и другой вариант, который выглядит намного занимательнее. Он будет реализован в том случае, если начнёт сбываться мечта множества горе-свидомитов, грезящих о развале "империи зла". Ситуация, к сожалению, сложилась так, что просто на некоторое время "ослабеть" мы не можем - любое реальное ослабление, даже по сравнению с нынешним, весьма незавидным положением дел, в кратчайшие сроки не оставит от эрэфовского "дома народов" камня на камне. Ничего невероятного в этом нет, ибо тревожных сигналов кругом всё больше, а свет в конце тоннеля как-то не брезжит. Однажды мне довелось наткнуться на одно весьма забавное рассуждение очередного гранда украинской политологии о том, как Украина в случае распада РФ будет отнимать у неё Белгородчину и Кубань. Оптимизм - это почти всегда похвально, однако, боюсь, в этот раз всё пойдёт несколько иным путём. Конец России будет означать полную аннигиляцию Украины и тотальный крах украинского
Ещё хуже придётся в этом случае Белоруссии. Здесь может пойти речь о сознательной попытке в самые короткие сроки пересмотреть славянскую (русскую, белорусскую) идентичность населения. Насаждение "литвинства", несмотря на кажущуюся полную абсурдность такой политики сейчас, вполне может стать явью. Куда в таком случае отправится нынешний конструктор "связующего звена между Востоком и Западом" было сказано уже не раз.
Независимость не светит и Прибалтике: Литва - неотъемлемая часть Речи Посполитой, Латвия и Эстония - спорные территории. Возможно, им повезёт, и они окажутся под прямым управлением ЕС - конечно, если к этому времени он ещё будет существовать. О Молдавии, которая уже сейчас балансирует на грани десуверенизации, упоминаю исключительно из вежливости. Однако пока постсоветский "Титаник" плывёт. Попытаемся понять, почему откровенно слабые, почти безжизненные государственные образования не только существуют, но и достаточно эффективно действуют. Также подумаем о том, кому и чему они обязаны своим не слишком логичным бытием - подумаем, глядя на Россию.
Россия: антиимпериалистическая политика
Постоянные разговоры о российском "империализме" традиционно являются правилом хорошего тона для политических кругов известных восточноевропейских государств. Однако империализм - привилегия империй, или, по крайней мере, государств, всерьёз стремящихся утвердить свой имперский статус. Современная РФ не является ни тем, ни другим.
Наша беда в том, что мы никак не можем до конца оценить уникальность того образования, внутри которого живём. Нынешняя Россия не является ни империей, ни национальным государством, ни каким-то идеологическим проектом. Более того, она и не собирается становиться ни первым, ни вторым, ни третьим, о чём неоднократно заявлялось на самом высоком уровне. Я не могу вспомнить в российской истории ни одного примера, когда отечественная государственность на протяжении столь долгого срока пребывала в состоянии полнейшей стратегической неопределённости и абсолютного отсутствия каких-либо чётких ориентиров. Можно долго спорить, способно ли государство развиваться без идеологии, но без идей оно развиваться в любом случае не может. Всё наше идейное поле забито либо ни к чему не обязывающей говорильней, либо откровенными симулякрами. Наши политические цели не определены. Мы всё чаще слышим слово "империя", но может ли стать "империей" система, созданная для утилизации и обналичивания империи - реальной, а не мнимой? Путинская декада была потрачена на консервацию наследия Ельцина, в результате чего распад страны был отсрочен и, одновременно, были фактически отрезаны любые пути к мобилизации и усилению. Власть избрала принципиальную безыдейность; собственно, иначе и быть не могло, ибо любая государственная идея, даже самая карикатурная, типа позднесоветской, значительно сокращает коррупционные возможности. Эта безыдейность, изредка скрашиваемая возникновением "суверенных демократий" и "планов Путина", ещё могла как-то поддерживать видимость развития в "нулевые" из-за нефти, однако сейчас всё иначе. То, что волшебное слово "модернизация" представляет собой нечто из разряда вышеупомянутого "плана", сегодня не видит разве что слепой. Реальная модернизация означает крах безыдейной системы, и система прекрасно это осознаёт.
Во внешней политике руководство РФ стало осторожничать и своих предпочтений в открытую не проявлять. Однако этот, с одной стороны, вроде бы закономерный поворот, на деле обусловлен сознательным отказом от малейших попыток участвовать в происходящем. Москва, похоже, формулирует для себя в своей "зоне привилегированных интересов" лишь одну задачу - любыми средствами сохранить лицо. Это более-менее удалось в Киргизии - действия киргизских ханов, освоивших полмиллиарда кремлёвских долларов и открывших американскую базу под другим названием, просто не вызвали интереса у российской общественности. Это удалось в Азербайджане, где, как выясняется, уже вовсю работают две американских станции РЛО (http://www.regnum.ru/news/1207496.html) - и это при том, что отказ США от возможного размещения радара ПРО в Чехии преподносился российским официозом чуть ли не как грандиозная дипломатическая победа. Это пока удаётся в Молдавии, где новая власть, получившая официальный "одобрямс" от Кремля в лице
И единственное, что мы можем реально сделать для повышения своего влияния - это в очередной раз закрутить вентиль Украине, отменить поставки молока из Белоруссии и придержать кредит Молдавии. А потом наши дипломаты поедут в эти страны и вернутся в полном недоумении: почему же вновь не удалось договориться со старыми знакомцами, мы ведь знаем друг друга так много лет, ещё с первых курсов МГИМО! И не стоит ругать дипломатов, ибо система не может и не хочет предоставить им другие возможности.
Для того чтобы понять всю степень дисфункциональности внешнеполитической сферы РФ, не нужно вести хронику дипломатических провалов. Достаточно попытаться ответить на простой, казалось бы, вопрос: кто принимает решения в области российской внешней политики? Президент, как это прописано в Конституции? Всемогущий премьер-министр? Администрация? МИД? Главы профильных парламентских комитетов? Всё идёт к тому, что мы сталкиваемся с крайне сложным хитросплетением конфликтных интересов и противоречий, похожим на что угодно, кроме системы.
Постсоветские элиты боятся РФ. Они ругают "коллективного Путина", чувствуя в нём опасность. Однако именно нынешняя российская власть является, по сути, единственной реальной гарантией безопасности и территориальной целостности всех постсоветских государств. Именно такая РФ, затормозившая собственный распад и при этом полностью отказавшаяся от идейного развития, является надёжнейшим гарантом сохранения враждебных режимов по периметру своих границ. Именно нынешняя Москва, идейный базис которой по своему содержанию равен темам "
А как же неминуемое обретение национальной идентичности, появление актуальных схем развития, модернизация и усиление, расцвет идей, который привлечёт к России внимание всего мира и автоматически сделает её одним из основных центров притяжения на планете, объединение общерусского пространства? Забудьте. Данная рекомендация в особенности касается тех, кто надеется, что нынешняя власть вот-вот "образумится" и всё станет "как должно". Для этого нужно нечто большее, чем новое повышение цен на нефть - не набившая оскомину "перезагрузка", но полное переформатирование. Это уже другая история. Это уже другое государство.
Именно поэтому первый из вышеприведённых сценариев выглядит куда менее реально, чем второй. Новый век империй
А что же происходит у наших соседей? Не у Вашингтона, Лондона и Берлина, а у других стран, которые на "великой шахматной доске" считаются более мелкими фигурами, и которые, тем не менее, проявляют закономерную готовность поучаствовать в дележе безхозного наследия СССР? Они со всем вниманием следят за разговорами о якобы неминуемом ослаблении США, только интерпретируют они это несколько по-иному, нежели российское руководство. Власти этих государств понимают, что смена парадигмы Единственной империи - от "мирового господства" к "глобальному лидерству" - предоставляет им поистине уникальный шанс для геополитического рывка. В материалах ИА REGNUM Новости уже говорилось о том, что на Востоке в наши дни актуализируется процесс регенерации двух исторических империй - Османской и Персидской. В другой публикации прямо указывается на постепенный отход Анкары от кемализма - национальной доктрины
На западных рубежах, по всей видимости, подобные процессы себя также долго ждать не заставят. Вряд ли Польше понадобится много времени на окончательное осознание того, что в рамках ЕС, да и в общеевропейском контексте в целом, ей не удастся решить свои исторические задачи, связанные с полным доминированием на территории исторической Речи Посполитой. Будущее Польши - отход от своей нынешней доктрины в отношении постсоветских стран, подразумевающей главенство Варшавы в процессе отрыва Украины и Белоруссии от России и их интеграции в ЕС, и переход к "прямому действию", в конечном итоге - к экспансии. Отношение к Украине и украинцам в Польше уже меняется: если раньше в них видели объект помощи и союзничества, то теперь речь идёт о непосредственном влиянии и воздействии. Польша также усиливается в военном отношении - пока что из страха перед Россией, но это пока. Принятие Лиссабонского договора работает на ограничение влияния США на развитие
В связи с перипетиями парламентской кампании в Кишинёве стали очень популярны дискуссии по поводу румынской экспансии в Молдавии. Опустив все прогнозы насчёт того, состоится в ближайшее время или нет поглощение "беднейшей страны Европы", во-первых, стоит отметить, что рычаги румынского влияния в Молдавии действительно очень сильны - если де-факто глава государства открыто объявляет себя сторонником объединения с западным соседом, то это, как минимум, повод задуматься. Во-вторых, есть все основания полагать, что европейские кулуарные разговоры о том, что Румынию приняли в ЕС "по ошибке" и "из милости", будут лишь подпитывать румынскую великодержавность, недостатка в которой нет уже сейчас.
Естественно, все эти процессы будут зависеть от массы внешних факторов, в частности, от того, в какую сторону качнётся "российский маятник" и насколько далеко зайдут США в своём поощрении империалистических устремлений нынешних сателлитов. Однако то, что ещё два-три года назад казалось невероятным, приобретает всё более отчётливые очертания. Имперская политика, которая ещё совсем недавно считалась привилегией одной-единственной страны, постепенно становится вполне актуальным трендом.
По иронии судьбы, всё это ни в коей мере не относится к стране, обвинения которой в империализме являются официальным правилом американского, европейского и постсоветского хорошего тона. Москва на данный момент не способна не только к реализации собственных имперских сценариев, но и к ответу на окружающие её империалистические вызовы. У РФ нет достаточного веса для того, чтобы ответить на инициативу Турции по поводу определения судеб "Большого Кавказа". У РФ нет сил и амбиций для того, чтобы начать обсуждать с Польшей будущий формат Украины и Прибалтики. У неё также нет влияния для того, чтобы, интегрировав в свой состав земли Новороссии, выйти на сухопутную границу с Приднестровьем и начать консультации с Румынией по поводу дальнейшего статуса Бессарабии.
Нынешний "подвешенный" статус РФ - это временное явление. С учётом скорости современных геополитических процессов можно утверждать, что в самом недалёком будущем ситуация разрешится - разрешится в ту или иную сторону. Тогда и станет ясно, кем будет Россия в новом веке империй - будет ли российское государство полностью переформатировано и усилено, или же оно отправится в политическое небытие по примеру своих постсоветских соседей.