Противотанковые ракеты и европейские цены на пути в Литву: Обзор СМИ Литвы за 26-31 мая 2003
Договор о границах России с Литвой: не хватает лишь подписи Путина. Противотанковые ракеты из США Javelin - на пути в Литву. 130 литовских военных будут стабилизировать Ирак. "Вильнюсская пятнадцатка"? Ландсбергис уходит "в тень". Плата за ЕС - скачок цен. Литва-СНГ: новый "железный занавес"?
Договор о границах с Литвой: в отличие от Госдумы, Совет Федерации проголосовал единогласно. Литовские СМИ продолжают внимательно следить за ратификацией договоров с Россией, которые она обязалась ввести в действие до 1 июля 2003, то есть до того, как будет дано начало упрощенному калининградскому транзиту российских граждан через литовскую территорию. Как сообщает BNS со ссылкой на МИД Литвы, в среду Совет Федерации РФ практически единогласно поддержал договор о границе с Литвой. "За ратификацию договора голосовало 132 сенатора, один был против и один воздержался". Похожая картина наблюдалась и при голосовании за ратификацию второго договора, об исключительной экономической зоне и континентальном шлейфе в Балтийском море: 133 "за", один против и один воздержался. За ратификацию договора перед голосованием агитировал председатель Совета Федерации Сергей Миронов, которого на следующей неделе ждут в Вильнюсе. По словам советника президента Литвы по международным вопросам А.Медалинскаса, президент Роландас Паксас "приветствует решение Совета Федерации". Альвидас Медалинскас: "Этим шагом Россия сняла один из важнейших вопросов, которые не раз присутствовали в повестке дня переговоров не только между Литвой и Россией, но и между Россией и Европейским союзом". Говоря о точке зрения президента, А.Медалинскас сказал: "Президент не сомневается, что этот шаг будет еще одним положительным толчком в литовско-российских отношениях, которые будут иметь место, когда Литва станет членом Европейского союза и НАТО".
Осталось ратифицировать договор о реадмиссии. Литовский сейм это сделал, по поручению президента, в прошедший четверг. На пленарном заседании за ратификацию договора единогласно проголосовало 79 депутатов. Напомним, что договор был подписан 12 мая в Вильнюсе. Дело - за Россией. Договор должен быть ратифицирован обеими палатами российского парламента и подписан президентом России. Вступление в силу договора, согласно брюссельским договоренностям, должно произойти до 1 июля, когда гражданам России, желающим попасть в Калининградскую область и обратно, начнут выдаваться упрощенные проездные документы для транзита через Литву. Тем временем, как сообщили из Госдумы BNS, в рабочих планах Думы на июнь ратификация договора с Литвой о реадмиссии пока что не предусмотрена. Правда, пока что комитет по международным делам Госдумы не получил договора из МИД России. Как только это произойдет, договор будет передан на рассмотрение парламентариям. В частности, пресс-атташе председателя комитета Дмитрия Рогозина заверил, что в июне договор о реадмиссии будет рассмотрен в парламенте. В июне же, как сообщила пресс-служба литовского правительства, Литва намерена подписать договор о реадмиссии и с Белоруссией.
Россия начала выдавать визы литовцам, въезжающим в Калининградскую область. Как сообщает NK naujienos, со следующего понедельника консульский отдел посольства России в Вильнюсе, а также генеральное консульство России в Клайпеде начнут выдавать российские визы гражданам Литвы, которые собираются посетить Калининградскую область. Напомним, что до сих пор граждане Литвы въезжали в этот регион России без виз. Этот порядок будет действителен только до 1 июля 2003 г., когда начнет действовать новый порядок транзита граждан России через Литву. Тогда и литовцам, собирающимся посетить анклав, придется обращаться за российскими визами. Согласно литовско-российской договоренности, имевшей место в декабре 2002 года, граждане Литвы, отправляющиеся в Калининградскую область, и жители Калининградской области, отправляющиеся в Литву, будут иметь право бесплатно и без приглашений получить многократные долгосрочные визы. Срок действия такой визы - до года, с правом для литовцев пребывать на территории Калининградской области до 180 дней в год (но не больше 90 дней за 6 месяцев). В ноте, посланной посольством России в Литве в МИД Литвы в минувшую пятницу, говорится, что российское дипломатическое представительство и российские консульские учреждения в Литве начинают выдавать визы гражданам Литвы, отправляющимся в Калининградскую область. Делается это принимая во внимание просьбу Литвы начать заранее выдавать визы, во избежание очередей в российских дипломатических учреждениях.
Литва закупает противотанковые ракеты средней дальности у США. Литва официально сообщила о предстоящей закупке ею противотанковых вооружений средней дальности системы Javelin. Об этом с США подписан соответствующий договор. Как сообщает BNS, в Литву уже присланы два тренажера, которые помогут литовским военным научиться пользоваться этим "передовым и легко управляемым оружием". Секретарь министерства обороны Юрате Рагуцкене: "В настоящее время проходит отбор людей, которые станут инструкторами Javelin. В конце лета их подготовят инструкторы вооруженных сил США, прибытие которых ожидается". Тренажеры будут принадлежать арсеналу Литовских вооруженных сил, их дислокация предусмотрена в батальонах специальной пехотной бригады Geležinis vilkas (в переводе с литовского "Железный волк"), которая до 2006 года должна выполнить требования НАТО, касающиеся "постоянной боеготовности". Полученные Литвой тренажеры похожи на настоящее оружие, однако в них отсутствует оборудование для запуска ракеты. Полет ракеты имитируется на экране. За быстрейшее оснащение ВС Литвы ракетами Javelin выступил министр обороны Литвы Линас Линкевичюс, который поднял этот вопрос во время своих встреч с высшими военными чинами США в начале февраля. Как сообщает BNS, Литва стала первой страной Европы, подписавшей договор о приобретении Javelin (договор подписан в декабре 2001). Ракеты производит совместное предприятие двух американских компаний Lockheed Martin и Raytheon. МИД Литвы не обнародует количества закупаемых ракет, однако производители говорят о 75 ракетах и 18 пусковых установках. О самих ракетах известно следующее. Их производство началось в 1994 году. Ими оснащены пехотные части и корпус морской пехоты США. Ракеты могут запускаться как из транспортных средств, так и "с плеча", а также из закрытых помещений. Что особенно важно, если иметь в виду городские бои. Обладающая большой высотой полета, ракета способна уничтожить цель на расстоянии больше 2,5 км даже и в том случае, если цель маневрирует, прячется за прикрытием или исчезает из зоны видимости. В ракеты системы Javelin интегрирована система дневного и ночного прицела, что позволяет стрелять как в плохую погоду, так и ночью. Общий вес системы - 25 кг, ракеты - 16 кг, а огневого поста с прицельным оборудованием - 5 кг. Даже если стрелок неопытен, эффективность попадания равна приблизительно 94%. На сегодняшний день ВС Литвы уже обладают противотанковыми гранатометами близкой дальности Carl Gustaff, производства шведской компании Bofors. Что же касается закупаемых американских ракет, то они должны поступить в Литву в середине 2004 года. Литовским налогоплательщикам они обойдутся в 38,5 млн. литов.
Литва посылает 130 солдат в Ирак. Удерживавшаяся от посылки в Ирак своих военных во время военной операции (ее участие в операции ограничилось чисто символической посылкой нескольких военных медиков и десятка специалистов по грузам, которые базировались в соседней с Ираком стране), Литва теперь решила принять настоящее участие в "международной операции по стабилизации" в Ираке. Решение послать 130 военных в Ирак принял президент Р.Паксас, а сейм утвердил его в прошлый четверг. "За" проголосовал 61 депутат, против 10 и 2 воздержалось. Представитель "президентской" либерал-демократической партии Альгимантас Матулевичюс: "Если мы имеем армию, то мы должны ее тренировать, а посылка солдат в такие миссии является наилучшей тренировкой". Консерватор Артурас Вазбис: "Литва уже сегодня является, в определенном смысле, лидером среди кандидатов в НАТО. От этого в перспективе будет не только политическая, но и экономическая польза". Лидер христианский демократов (вчерашний гражданин США) К.Бобелис подчеркнул, что США обратились к Литве за помощью в деле проведения "международной операции": "США 50 лет защищали интересы Литвы и сегодня им необходима помощь, помощь нашей страны, чтобы возросло общее количество поддерживающих в мире мнений" (BNS). О событии также сообщают газеты Respublika и Lietuvos žinios.
Выступая перед депутатами, глава министерства обороны Л.Линкевичюс подчеркнул, что "реально" министерство собирается послать по 50 военных для участия в двух миссиях "с датчанами и поляками". Это будет стоить Литве 4,8 млн. литов (около 1,6 млн. долларов). Однако министр заверил, что деньги не будут взяты из бюджета, министерство "сэкономит" свои собственные деньги, "за счет некоторых международных миссий", а также уменьшив количество призывников. Lietuvos žinios обращает внимание на то, что такое решение Совета обороны остро критиковали те парламентарии, которые обычно всегда выступают против участия литовцев в международных операциях. В частности, член фракции Нового союза Е.Клумбис назвал операцию в Ираке "операцией по введению оккупационного режима", а член объединенной фракции Крестьянской партии и партии новой демократии Ю.Веселка назвал Совет обороны "советом трусов". В ответ на это председательствующий либерал Г.Степанавичюс предупредил депутата, что о государственных институтах он должен выражаться с уважением, а комиссии по этике и процедурам предложил обсудить поведение народного посланца на одном из своих заседаний. В свою очередь BNS сообщает о резких выступлениях литовских депутатов-пацифистов. Социал-либерал, председатель комитета по образованию (бывший ректор Вильнюсского университета) Роландас Павилёнис: "Решение Литвы, которая не посоветовалась с Европейским союзом, куда мы вступаем, не послужит созданию единой внешнеполитической оборонительной стратегии. Наоборот, оно может послужить дальнейшему дроблению Европы". Парламентарий Юлиус Веселка считает, что "литовская внешняя политика стала для политической элиты средством придавать себе значение": "Для них стало огромным удовольствием при встречах с представителями политической элиты других стран похвалиться, что, мол, мы, элита, вместе с вами, и из-за этого они лично испытывают чуть ли не сексуальное удовлетворение". Социал-демократ Миколас Пронскус считает, что недавно Литва "успешно экспортировала свиное мясо, а теперь будет экспортировать человеческое". А депутат от объединенной фракции либералов Раймундас Шукис заявил в сейме, что иракский диктатор военной силой был устранен "незаконно" и выразил беспокойство, что военная сила может быть применена на свое усмотрение и против других государств: "Какое государство будет следующим? Наши соседи - белорусы, или Россия, или другое государство?".
Как сообщает BNS, литовские военные в Ираке будут "охранять объекты, поддерживать общественный порядок, будут оказывать гуманитарную помощь, а также будут исполнять иные традиционные функции, характерные для миссий по поддержанию мира". Первый отряд литовских военных отправится в Ирак уже в начале июня. Он будет служить в составе датского военного контингента и будет размещен в иракском секторе, контролируемом Великобританией. Второй отряд будет послан в Ирак в августе и войдет составной частью в состав военного контингента Польши. Литва надеется, что столь значительное ее участие в иракской операции увеличит шансы для литовских предпринимателей получить заказы на работы по восстановлению Ирака.
Генсек НАТО прогнозирует расширение "вильнюсской десятки". Об этом Дж.Робертсон заявил на проходящей в Праге парламентской ассамблее НАТО (BNS). По его словам, в будущем "вильнюсская десятка" может стать "тринадцаткой" или "пятнадцаткой". Генсек приветствовал готовность V10 делиться опытом интеграции в НАТО с другими странами, которые ставят своей целью присоединиться к альянсу. Напомним, что о таких намерениях было заявлено на встрече глав парламентов "десятки" под Вильнюсом (Тракай), состоявшейся 21 мая. А именно было заявлено, что на следующую подобную встречу будет приглашена Грузия, а также говорилось о расширении связей с балканскими государствами - Боснией и Герцеговиной, а также с Сербией и Черногорией. В заявлении спикеров парламентов говорится, что "десятка" призывает продолжать "политику открытых дверей" и будет делать все, чтобы оставшиеся пока "за бортом" страны "десятки" (Хорватия, Албания и Македония) были приглашены в ближайшее время в НАТО. На сегодня в альянс официально приглашены семь стран "десятки": Литва, Латвия, Эстония, Словакия, Словения, Болгария и Румыния. Ратификация договоров об их вступлении успешно проходит в странах членах НАТО. Выражая настроение большинства председателей парламентов, спикер сейма А.Паулаускас заявил в Тракае, что миссия V10 никак не может считаться оконченной, пока все члены группы не станут членами НАТО. С этим, правда, не согласилась председатель парламента Эстонии Эне Эргма, которая считает, что V10 выполнила свою задачу и "заслужила место на полке истории". Высказавшись против создания каких-либо специальных групп внутри НАТО, она осталась при своем особом мнении.
Из Литвы в Россию - в лодке. В Литве работает "посольство Калининграда". Калининград представлен в Литве своим представительством. Интервью с "послом" Калининграда в Литве Сергеем Оверко взял Penki kontinentai. По словам С. Оверко на 1 марта 2003 года в Калининградской области было зарегистрировано 510 литовских предприятий. По объему прямых инвестиций Литва в Калининградский регион вышла на второе место после Польши, а по количеству созданных совместных предприятий (71) - на первое. Говоря о совместных проектах, российский представитель отметил, что много проектов находятся в начальной стадии реализации, некоторые - уже осуществляются. "В частности, один из очень принципиальных проектов, на мой взгляд - создание погранично-пропускного пункта для водного туризма в поселке Рыбачий. Со стороны Литвы есть пограничный пункт в Ниде, а рядом - на Косе, расположен наш поселок Рыбачий". Открытие этого пункта позволило бы водным туристам из Литвы совершать круизы по рекам и заливам. "Этот вопрос с литовской стороны решает Министерство хозяйства, которому сейчас переданы функции развития туризма. Сейчас мы ищем инвесторов среди тех, кто заинтересован в развитии водного туризма - Неманское речное пароходство, клуб яхтсменов. Этот вид туризма можно назвать "река-море", так как его маршрут может пролегать и по морю, и по рекам". Коснулся представитель Калининграда и вопроса о том, как повлияет на регион вступление в ЕС ближайших соседей. "Это очень важный момент, так как в связи с планами соседних стран вступить в ЕС, в Калининградской области возникает проблема интеграции экономики региона с европейским экономическим пространством, находящая отражение в необходимости нового подхода к законодательному регулированию широкого спектра вопросов, касающихся как экономической деятельности, так и гражданских аспектов. Сейчас предпринимаются возможные меры по адаптации законодательства анклава со стандартами Евросоюза, ведется поиск взаимоприемлемых решений". По мнению С.Оверко, Калининградская область является регионом, "через который ЕС будет взаимодействовать со всей Россией".
Литва - без Витаутаса Ландсбергиса? Лидер консерваторов уходит из большой политики. Для своей отставки с поста председателя партии Союз Отчизны семидесятилетний лидер литовских консерваторов, стоящий у истоков дважды управлявшей страной партии (с ее основания в 1993 г. он был неизменным ее руководителем), выбрал как нельзя более удачно. Литва находится накануне вступления в НАТО и в ЕС. А именно эти две цели, после провозглашения независимости, В.Ландсбергис считал главными целями своей политической деятельности. Литовские СМИ дружно откликнулись на прошедший в конце позапрошлой недели съезд Союза Отчизны, на котором В.Ландсбергис заявил о своей отставке с поста председателя партии. Как сообщает Lietuvos aidas, новым председателем избран 46-летний Андрюс Кубилюс, побывавший уже в свое время, при правлении консерваторов, премьером (сегодня он староста маленькой партийной фракции в сейме). Съезд принял также постановление откорректировать, в виду предстоящего объединения с другими правыми партиями, название партии. Если раньше она называлась "Союз Отчизны (консерваторы Литвы)", то отныне ее название - "Союз Отчизны (консерваторы, христианские демократы и борцы за свободу)". Как сообщает Kauno diena, до конца текущего года должно произойти объединение в одну партию консерваторов с Литовским союзом политзаключенных и ссыльных, а также с менее влиятельным Союзом правых Литвы.
В то же время Lietuvos rytas откликнулся на событие статьей "Пост сдан, но влияние сохранено". Газета считает, что В.Ландсбергис останется "теневым лидером". Очевидно, специально для экс-председателя был создан "Политический комитет", который возглавил В.Ландсбергис. Комитет, кроме прочего, будет "заботиться о партийной идентичности и последовательности партийной политики, анализировать состояние в государстве и в партии, прогнозировать возможные последствия решений, принимаемых институтами центрального руководства Союза Отчизны, а также занимаемой ими позиции".
В литовских СМИ также прошла ностальгическая волна: возвращение Литвой независимости - и пожалуй, развал СССР в целом - в истории навсегда будут связаны с именем этого человека, вчерашнего профессора консерватории и музыканта, который возглавил парламент (и пребывал в нем) в тот момент, когда в Вильнюс были введены советские танки. Только окружившая Верховный Совет Литвы безоружная многотысячная толпа, вызвавшая страх "большой крови" у устроителей подавления литовского стремления к свободе, спасла здание парламента от танковой атаки на парламент (атака на Вильнюсский телецентр, где людей собралось меньше, все-таки имела место). Этот человек, возглавивший борьбу за выход первой советской республики из состава СССР (другие к своей независимости пошли уже по проложенному пути), рисковал своей жизнью. На этом фоне непопулярность "отца литовской независимости", который все эти годы неизменно замыкает "двадцатку" рейтингов литовских политиков, кажется некоторым аналитикам несправедливой.
Литве - первые горькие пилюли от ЕС. "Неизбежный" рост цен с нового года. Похоже, что с нового года Литве придется забыть о почти нулевой инфляции (и даже дефляции). После многих лет стабильных цен предусматривается резкий их скачок: и причина не в рыночных реалиях, а в правилах игры, навязанных Литве, в качестве члена ЕС, Европейским союзом. Не успела улечься эйфория от убедительной победы на еврореферендуме, как жителей Литвы стали просвещать насчет жестких требований, предъявленных Евросоюзом будущим членам в отношении цен на жизненно важные продукты. Речь идет об изделиях из табака, горючем и отоплении. Цены на эти продукты и услуги должны быть доведены до цен, существующих сегодня на пространстве ЕС. Как сообщает Vakaro žinios, сегодня изделия из табака в Литве стоят в несколько раз меньше, чем на Западе. Причина - в малом акцизе в Литве и большом - в странах ЕС. В результате увеличения акциза намечается подорожание сигарет в несколько раз: правда, на переговорах с ЕС Литвой был выторгован "переходный период", цены на табачные изделия сравняются только в 2010 году. Пока же, с начала следующего года, намечен первый этап подорожания - пачка сигарет подорожает в среднем на 40 центов. По словам зам. министра финансов В.Василяускаса, речь идет о "неизбежном процессе". В.Василяускас: "Принятые на себя обязательства мы обязаны выполнять. Другого пути нет. Цены будут расти постепенно, поэтому для большого беспокойства оснований нет". Намечено поднимать тарифы на изделия из табака приблизительно по 3% в год. А к 2010 году акциз на 1000 сигарет в Литве должен быть не меньше, чем 64 евро. Это приблизительно 284 лита. Сравним с сегодняшним акцизом: 30,2 лита плюс 10% от розничной цены на 1000 сигарет. Разница - огромная. Даже сегодня контрабанда сигарет в Литву из стран, лежащих на Востоке, где сигареты дешевле, характеризуется внушительными размерами. После того как будет введен евроакциз, сигареты в Литве, по оценкам литовских экспертов, станут стоить в 4-7 раз больше, чем у соседей. Это приведет к резкому увеличению контрабанды.
Однако если подорожание сигарет затрагивает только курильщиков и может как-то быть оправдано морально (меньше людей будет курить), то подорожание горючего для автомобилей и особенно отопления квартир и домов затрагивает абсолютное большинство населения страны. Уже сегодня пенсионеры не в состоянии оплатить зимнее отопление квартиры, поскольку оно нередко превышает величину их месячной пенсии. Однако стандарты ЕС требуют отказа от налоговых льгот, которые сегодня имеют место в Литве. В частности - от льгот на добавочную стоимость. Налог на добавочную стоимость (НДС) составляет в Литве 18%: именно столько платит в карман государства литовский потребитель, приобретая любой товар или услугу. Однако на отопление НДС составляет 9%. Его-то и должна Литва поднять до 18%. В.Василяускас: "Такие обязательства мы приняли и в прошлом году утвердили в новом законе об НДС... До сих пор мы платили 9% налога на отопление. Он будет заменен стандартным 18% тарифом".
Еще более впечатляющим будет подорожание нефтепродуктов. По словам В.Василяускаса, "сегодня существующая норма акциза на горючее не достигает даже минимальной черты, существующей в Европейском союзе. До минимального тарифа не хватает сделать один шаг, который и будет сделан". Министр финансов Д.Грибаускайте неделю тому назад заявила, что с начала нового года дизельное топливо подорожает сразу приблизительно на 16 центов, а бензин - на 7 центов за литр. Это лишь за счет увеличения акциза (возможное подорожание в связи с ситуацией на рынке не учитывается).
Литва является одним из самих больших в Восточной Европе перевалочных рынков сбыта поношенных западных автомобилей. В отличие от России или Украины, где ввозимый автомобиль автоматически дорожает в несколько раз из-за пошлин (а определенного "возраста" автомобили вообще запрещено ввозить), в Литве действует один из самых либеральных законов в этой сфере. В последнее время и без того символический налог на ввозимый автомобиль был еще уменьшен. Так что пусть и не новый, но пребывающий "на ходу" автомобиль западной марки можно купить и за 2000, и за 1000, и за 500, и даже за 300 долларов (в зависимости от марки и даты производства). Не имеющий денег пенсионер покупает "Москвичи" за 300 литов, то есть 100 долларов (меньше месячной пенсии): старые автомобили советских марок идут по бросовой цене. На фоне такой картины подорожание автомобильного топлива коснется буквально всех. Однако эксперты обращают внимание и на другое отрицательное последствие такого шага. Экономист К.Главецкас: "От цены на нефтепродукты зависит общий уровень цен". Ему вторит эксперт института исследований свободного рынка Д.Демскис: "Цены на горючее входят в себестоимость многих продуктов, поэтому при повышении акцизного налога на нефтепродукты неизбежно будет расти цена этих продуктов".
Таким образом, за некоторые продукты литовцы, получающие литовские зарплаты, должны будут платить столько, сколько за них платят французы или немцы. Многие в Литве возмущены такой несправедливостью. Однако добровольно вступив в ЕС, Литва не может уже устанавливать собственные правила игры. Правда, министерство финансов Литвы наметило "компенсацию" жителям страны: оно собирается поднять минимальную зарплату с 430 до 450 литов. Также подсчитано, что в следующем году заработок в Литве вырастет в среднем на 67 литов. Министр финансов Д.Грибаускайте: "На наш взгляд, это немного амортизирует повышение цен". Однако многие эксперты так не считают. На взгляд финансового эксперта Д.Демскиса, поднятие минимальной зарплаты актуально лишь для тех, кто ее получает. "Однако те, кто получает больше 450 литов, разницы не почувствует. Такими словами министерство финансов только вводит людей в заблуждение".
"Солнцевские" и Березовский - у истоков покупки литовского банка? Покупка небольшим и не пользующимся высоким рейтингом российским банком четвертого по величине банка Литвы уже не раз обсуждалась в литовских СМИ. На прошедшей неделе газета Lietuvos žinios напечатала статью "Окно в Европу" русские пробивают через Snoras". Ежедневник обращает внимание на тот факт, что "Конверсбанк" - уже третий собственник, и каждый раз собственниками почему-то становятся "настоящие или бывшие граждане России". "Хотя голубые киоски "Snoras" стоят в каждом городке Литвы, а по количеству вкладчиков банк равняется на крупнейшие банки Литвы, лицо собственников и источники денег остаются очень неясными". "Конверсбанк" осуществил покупку литовского банка следующим образом: купил зарегистрированное в Люксембурге предприятие Incorion Investment Holding Company, которому принадлежало 49,9% акций. Фирма принадлежала гражданину США А.Гликладу (A.Gliklad), а в регистре предприятий люксембургского королевства значилась как "анонимное предприятие". "Собственники банка пытаются управлять банком через холдинговые компании, а это означает, что они хотят что-то утаить и для этого есть определенные причины". Что имеется в виду? "Источник денег Incorion Investment Holding Company до сих пор неясен, - пишет литовский ежедневник. - В литовской печати писалось, что Гликлад в банк Snoras инвестировал деньги солнцевской группировки"... Такие подозрения остаются до сих пор, однако их недостаточно, чтобы Банк Литвы засомневался в правомочности действий банка Snoras. Причем, как утверждает газета, речь может идти об отмывании не только "московских" денег, но и "американских". При этом она приводит слова председателя правления банка Владимира Антонова о том, что создается некая "универсальная банковская группа", а также обращает внимание на удивление, которое вызвала покупка у российских банковских специалистов, которые считают "невероятным", чтобы "такой банк, имеющий 55 млн. долларов капитала, сам пребывающий на грани банкротства, смог купить контрольный пакет одного из крупнейших банков Балтийских стран". В связи с этим газета напоминает, что в недавнем прошлом литовские власти уже однажды приостановили попытку инвестировать в "Snoras" огромную сумму в миллиард литов, засомневавшись в источнике происхождения денег. Тогда руководители банка "поблагодарили" компетентные органы, что те их "предупредили" о возможности "нечистых" денег, о чем они даже и не подозревали. Газета также намекает на связь бывшего председателя банка гражданина Израиля Ефима Бородулина с Борисом Березовским, из чего газета допускает, что в банке могут "крутиться" и деньги "из круга Березовского". Между тем председатель правления Банка Литвы Р.Шаркинас заявил, что в настоящее время идет проверка "всех документов". Только после этого будет разрешено управлять пакетом акций. Р.Шаркинас: "Не вижу ничего плохого в словах руководителя "Конверсбанка" о том, что через банк Snoras хотят проникнуть в пространство Европейского союза. После вступления Литвы в Европейский союз требования к банковской сфере станут более строгими. Отмывать деньги станет намного сложнее".
Литва: уже "по ту сторону"? Туристов с Востока все меньше, а с Запада - все больше. Статистика. По сообщению ELTA, только за четыре месяца текущего года Литву посетило около миллиона иностранцев (942 тыс.). Напомним, что всего в Литве проживает около 3,5 млн. человек. Согласно данным Департамента статистики, Литва понемногу "закрывается" для туристов с Востока: по сравнению с тем же периодом прошлого года приезжих с Белоруссии уменьшилось на целых 20,7%, а с России - на 12,9%. Как ни странно, на 11,8% уменьшилось также количество латышей, посещавших Литву (объяснить это, пожалуй, можно, возрастающим интересом латышей к поездкам на Запад). А в отношении западноевропейских стран - резкое увеличение потока: из Великобритании даже на 107,8%. Из Испании - на 22,2%, из Италии - на 21,9%, из Германии - на 9,2%. Из Эстонии количество приезжих возросло на 6,2%, из Финляндии - на 2,2%.
Однако это тенденции. А в количественном отношении лидирует все-таки Россия: 30,4% всех прибывших в Литву - российские граждане. За ней Латвия - 28,9%, Белоруссия - 14,8 % и Польша - 7,4 %. Чаще всего гости в Литву въезжают по автодорогам: 71%. Железной дорогой пользуется 12%, а морем - 2%. На воздушное сообщение приходится 5%. Поразительной также в сравнении с общим количеством жителей страны выглядит цифра выезжавших за рубеж литовцев: 1 млн. 13 тысяч только за четыре месяца. 85% из них выезжали на автомобилях и автобусах и только 6% - по железной дороге. Морским путем пользовались 4% любителей странствий, а по воздуху границы Литвы пересекало 5% граждан Литвы.