Юрий Баранчик: Лукашенко против Путина - что это было?
Импровизация или домашняя заготовка?
После последней пресс-конференции белорусского лидера прошло уже несколько дней, что позволяет спокойно-рефлексивно и без ненужных эмоций ответить на вопрос - "что это было?". По сути, из всей многочасовой конференции (3 ч 20 мин) в сухом остатке мы имеем исключительно многоаспектный "наезд" на Путина и на Россию, которая, в частности, была названа главной виновницей того, что Беларусь до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию. До этого не додумались даже пропагандисты из Госдепа: даже им в голову не пришло сделать из России, страны, весьма заинтересованной в признании двух новых кавказских государств, страну-виновницу в этом непризнании. Поэтому еще большой вопрос - кто у кого должен учиться в плане пиар-технологий.
Так что же это было? Если это была "импровизация", вызванная попыткой донести до слушателей максимально возможный объем информации об отношении лидеров двух стран, тогда понятно, почему субботние газеты с текстом пресс-конференции в минских киосках появились только после 16 часов дня. На это даже обижаться российскому премьер-министру не стоит. Да он и не будет, зная уже столько лет белорусского лидера. В этом случае достаточно будет только снять трубку и позвонить, мол, погорячился, и инцидент будет исчерпан.
Если же это была спланированная атака, то тогда возникает резонный вопрос - кто заказчики этой атаки, и какие она преследует цели. В плане заказчиков могут быть только два варианта - это либо официальный Минск, либо кто-то из его партнеров: а) выторговывания потерянных преференций на российском рынке; б) продавливания белорусской позиции по цене на энергоресурсы; в) подготовки общественного мнения внутри Беларуси к предстоящему газовому конфликту с Россией в ходе зимы 2009-2010.
Если это так, то, прежде всего, это означает, что ни в августе в Сочи, ни в сентябре в Барановичах переговоры Лукашенко с Медведевым не принесли никаких результатов белорусской стороне. Поэтому белорусский лидер решил: а) сделать ход на упреждение весьма негативно для официального Минска складывающейся ситуации, тем самым б) попытаться вновь активизировать перед своими западными спонсорами тематику Беларуси как лимитрофного государства в борьбе с российской экспансией.
Если это так, то, следовательно, денег на поддержание нынешнего весьма относительного спокойствия в социально-экономической сфере республики в преддверии зимы у властей нет. Следовательно, прошедшую пресс-конференцию стоит воспринимать как попытку повторить летний конфликт с Россией в надежде на то, что данная явно контрпродуктивная для белорусско-российских отношений акция будет вновь оплачена из средств МВФ.
Если же предположить, что за этой спланированной атакой стоит кто-то из проживающих ныне на Западе, то в этом случае расклад не особо меняется по сравнению со сказанным выше (т.к. белорусская тематика остается в этом сценарии в своем неизменном виде), добавляется только геополитический и психологический аспекты.
Геополитический заключается в том, чтобы в очередной раз подчеркнуть снижение влияния и роли России в ближнем зарубежье. Тем самым продемонстрировать другим мировым и региональным игрокам, что с Россией можно не считаться. Психологический аспект имеет две составные части: во-первых, попытаться спровоцировать Путина на некие высказывания и вовлечь его в перепалку (чего, конечно, же не будет, но это не значит, что без этого будет легче); во-вторых, спровоцировать рост конфликтного потенциала между Медведевым и Путиным (что опять же является абсолютно нелепым предположением, и в таком случае откровенной подставой белорусского президента со стороны тех лиц, которые с завидным упорством реанимируют эту мертвую схему).
То есть, как видно, между сугубо белорусской и западной версией об источниках прошедшей атаки нет явных противоречий, исключительно взаимодополнительность. Поэтому данная тематика имеет исключительно технический характер, как очередная и очень явная демонстрация дрейфа Беларуси в сторону Запада.
Пресс-конференция ценой в 500 миллионов долларов
Вопрос, однако, заключается в следующем - до конца ли официальный Минск просчитал все возможные последствия столь грубого выпада? Ведь последовавший достаточно быстро жесткий ответ Кудрина показал, что Россия была готова к такому варианту развития событий. Вспомним, после переговоров в Сочи прошло всего два дня, когда официальный Минск вновь обвинил Кремль в развязывании молочной войны. Сейчас мы наблюдаем аналогичную картину. Состоялась встреча лидеров Беларуси и России в Барановичах на учениях "Запад-2009" - и спустя три дня мы все опять наблюдаем новый виток ничем не спровоцированного обострения в союзных отношениях.
Однако это только на первый взгляд ничем не спровоцированного. И здесь единственным предположением о том, чем это могло быть спровоцировано, является то, что в ходе последней встречи официальному Минску не удалось достичь желаемых целей в переговорах с Москвой. В результате официальный Минск стал готовиться к жесткому противостоянию в зимний период по ценам на газ и на размер экспортной пошлины на нефть (т.к. в этом году истекает срок подписанного в 2007 году соглашения), которая дает более половины всех экспортных поступлений Беларуси.
Из слов Кудрина также следует, что Россия готова полностью переложить содержание Беларуси со своих плеч на плечи МВФ и других международных финансовых организаций. Вместе с тем, отказ России от предоставления кредита в 500 млн долларов автоматически подвешивает вопрос о предоставлении Россией Беларуси кредита в 100 млрд. российских рублей, а также существенно ухудшает перспективы строительства в республике АЭС, т.к. российские кредиты под АЭС также подпадают под разряд двусторонних.
Вместе с тем, еще летом при выдаче последнего транша МВФ предупредил, что для его дальнейшего сотрудничества с республикой принципиально важными будут следующие две вещи: а) выделение республике кредитов на двусторонней основе (имеется в виду, конечно же, Россия); б) создание в республике агентства по приватизации. По результатам сентября видно, что ни одного, ни второго пока нет.
Следовательно, пока Беларусь имеет достаточно слабые позиции к ноябрьским переговорам с МВФ о выделении очередного транша. А это создает дополнительные предпосылки того, что в ближайшие два месяца США существенно усилят давление на Беларусь с точки зрения продвижения "процессов демократии", т.к. пространство для политического и экономического маневра официального Минска после прошедшей пресс-конференции существенно снизилось, несмотря на рост конфликтного потенциала в белорусско-российских отношениях.
Потеря лица
Кроме того, после последней пресс-конференции официальный Минск окончательно потерял лицо. Конечно, циники заметят, что это категория морально-нравственная. Тем не менее, очевидно, что нельзя иметь доверительных или равных отношений с тем партнером, которому не доверяешь, или которого не считаешь равным себе. Это говорит о том, что власти республики не смогли долго балансировать интересы основных игроков на весах. Соответственно, пристально анализируемая многими экспертами тема Рубикона в белорусско-российских отношениях, похоже, неожиданно для всех обрела свою развязку.
Т.е. по факту, после пятничной пресс-конференции Россия Беларуси больше ничего не должна. Все прежние договоренности лидеров двух стран можно сдавать в архив. Как ни парадоксально, но как показал опыт российско-украинских отношений, такая "рекогносцировка" для России является гораздо более позитивным решением, чем нередуцируемая ни в какие рабочие формы неопределенность в межгосударственных отношениях.
Вместе с тем, данная "рекогносцировка" со всей остротой ставит перед Москвой достаточно очевидный вопрос: как дальше строить отношения с Беларусью? Нынешний режим - во многом недоговороспособен и своими действиями создает России постоянные проблемы. Возможный будущий прозападный режим - будет уже откровенно антироссийским. Это позволит снять Беларусь с дотации окончательно, и в этом есть свои серьезные экономические плюсы (8-12 млрд. долларов в год).
Вместе с тем, приход белорусских национал-радикалов существенно осложнит геополитическое положение на западных рубежах России, вызовет рост конфликтного потенциала внутри самой Беларуси между сторонниками России и Польши, что чревато появлением еще одной горячей точки по периметру России. На мой взгляд, второй вариант обойдется России дороже, особенно с учетом того, что республика рано или поздно но все равно войдет в Союз с Россией.
Российское руководство стоит перед выбором одного из двух вариантов: одного плохого, а второго - очень плохого. И, возможно, белорусскому народу стоит пройти очищение через своего белорусского Ющенко - Милинкевича, как его ни называй.