Политический кризис в Молдавии: "Появление Гимпу рядом с Медведевым на саммите СНГ закрепит его положение человека №1 в новом молдавском руководстве". Приднестровское урегулирование: "Российские дипломаты 8 лет носились с Ворониным как дурень со ступой". Приднестровье-Россия: "Интересно, а Россия знает, что мы тут партизаним?"

Политический кризис в Молдавии: "Появление Гимпу рядом с Медведевым на саммите СНГ закрепит его положение человека №1 в новом молдавском руководстве"

Конституционный суд Молдавии сделал свое дело, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Так и не решив, кто прав, а кто нет в споре за место спикера парламента, судьи решили дистанцироваться от проблемы и разделили свои голоса поровну. В результате жалоба коммунистов о незаконности избрания главой высшего законодательного органа лидера Либеральной партии Михаила Гимпу была отклонена, а рассмотрение ее прекращено. Сегодня уже окончательно известно, кто займет или намерен занять ключевые посты в молдавском государстве. Вся интрига заключается в том, что и у Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) и у коммунистов недостаточно голосов для того, чтобы избрать главу государства. Это означает, что судебные тяжбы в КС, возня с формированием кабинета министров - пустая трата времени и сил.

Сегодня представители АЕИ уверены, что им удастся заручиться голосами восьми депутатов от ПКРМ для того, чтобы назначить Лупу главой государства, продолжает "Ольвия-пресс". На чем зиждется эта уверенность, сказать сложно. Ближайший соратник Воронина Владимир Цуркан прямо заявил: "Кандидат в президенты страны, во-первых, не должен быть предателем, а во-вторых, не должен разделять радикальных националистических взглядов". То есть он открыто заявил о том, что коммунисты не станут голосовать за Мариана Лупу, который перешел из ПКРМ в Демократическую партию после апрельских выборов этого года. Однако, зная это, оппоненты ПКРМ все же выдвинули именно Лупу на эту должность. На первый взгляд в таком решении мало здравого смысла. Но только на первый. Сегодня многие эксперты говорят о том, что коммунистов не устраивают итоги повторных выборов, прошедших 29 июля, и они скорее пойдут на очередные перевыборы, нежели позволят либерал-демократам обладать всей полнотой власти в государстве. Но вопрос в другом: а удовлетворяют ли итоги выборов самих членов Альянса? Думается, нет. Иметь в парламенте сплоченную и самую многочисленную фракцию, каковой является ПКРМ, получившая 48 депутатских мандатов, да которая, к тому же, обязательно будет блокировать принятие законов, разработанных партиями, входящими в АЕИ, четверке вчерашних оппозиционеров вряд ли по вкусу.

Согласно 87 статье Закона Молдавии "О принятии Регламента Парламента", принятие конституционных законов возможно только в том случае, если за них проголосуют две трети депутатов. Это означает, что основные цели, намеченные Альянсом, а именно превращение Молдавии в президентскую республику, отмена нейтрального статуса страны ("Альянс за европейскую интеграцию" в своем программном документе, который принимался на основе консенсуса между партиями, входящими в коалицию, не ставит цели отменить нейтральный статус Молдавии - прим. ИА REGNUM Новости) и т.д., просто недостижимы. Устраивает ли это оппозицию? Думается, ответ очевиден. Отсюда вытекает, что партии Альянса, как и коммунисты, заинтересованы в очередных перевыборах, вчерашнюю оппозицию не устраивает пиррова победа, которую они одержали в июле, им нужна безоговорочная и окончательная виктория над коммунистическим прошлым страны. Разумеется, АЕИ это не афиширует, но он делает все для того, чтобы состоялись новые выборы. Избирает националиста Гимпу с весьма радикальными унионистскими взглядами главой высшего законодательного органа страны, что в парламентской республике, по сути, означает назначение его на должность главы государства. Затем победившая оппозиция решает, что пост президента займет "предатель" Лупу, что априори отторгается коммунистами. Понятно, что в таких условиях нормального диалога не будет, да он альянсу и не нужен, ему нужно спровоцировать коммунистов на необдуманные, импульсивные шаги, которые окончательно дискредитируют ПКРМ в глазах избирателей, заключает агентство.

Можно прогнозировать, что наиболее яркие представители умеренных членов Альянса за европейскую интеграцию не получат в ближайшее время важных государственных постов, пишет "Новая Газета". Речь, прежде всего, о депутатах и функционерах Демократической партии. С подтверждением Конституционным судом Молдавии законности избрания лидера Либеральной партии Михаила Гимпу спикером парламента, а затем и утверждения его исполняющим обязанности президента вместо Владимира Воронина, политический вес Гимпу в системе молдавской власти усилился. Сегодня он явно превышает вес Гимпу как публичного политика среди электората. Тем не менее, в эти дни и.о. президента Молдавии явно обошёл и оттеснил в системе власти всех прочих лидеров АЕИ. В ближайшие дни к нему может приблизиться лишь Владимир Филат после его утверждения на посту премьер-министра. Однако, в октябре 2009 года Гимпу имеет шанс вновь вырваться вперёд, так как в качестве и.о. президента он будет представлять Молдавию на намеченном в Кишинёве саммите вождей стран СНГ. Появление Михаила Гимпу в качестве главы страны-хозяина и в роли одного из вершителей судеб постсоветского пространства рядом с Дмитрием Медведевым и прочими первыми лицами Содружества закрепит его положение человека №1 в новом молдавском руководстве.

Что касается России, то она явно не намерена срывать саммит или предпринимать какой-либо резкий демарш из-за того, что Гимпу публично объявил себя унионистом, продолжает "Новая газета". Всем очевидно, что прямой унионизм не будет провозглашён новым курсом официального Кишинёва. Вывод: правые в новом руководстве РМ за эти дни усилились, а умеренные - ослабли. Отныне коммунисты ставят на выборы в 2010 году. Вопрос заключается в том, когда пройдут следующие выборы. Если в феврале-марте, то они приведут к новым потерям коммунистами голосов избирателей, потому что за несколько месяцев на ПКРМ обрушится вал компромата в сочетании с установлением контроля АЕИ над частью СМИ. Чтобы ускорить получение всей полноты власти, Альянс попробует изменить некоторые органические законы, где требуется простое большинство голосов, и принять новые. Если же выборы оттянутся до лета, у ПКРМ могут появиться кое-какие шансы на усиление разногласий в АЕИ или даже на его раскол. Понимая это, наиболее прозорливые правые делают сегодня ставку на то, чтобы раскол Партии коммунистов опередил раскол Альянса.

Возможен ли раскол ПКРМ? - задаётся вопросом "Новая Газета". По данным, которые в изобилии поступали по разным каналам в Тирасполь из Кишинёва, за несколько дней до отставки Владимира Воронина он встречался с лидерами ДПМ Марианом Лупу и Дмитрием Дьяковым. Соответствуют эти сведения истине или нет, но весьма вероятно, что после 28 августа эмиссары ПКРМ (не обязательно сам Воронин) пытались нащупать контакты либо с ДПМ в целом, либо с группировкой Дмитрия Дьякова. Скорее всего, коммунисты могли запоздало предложить демократам коалицию с целью сместить Гимпу с поста спикера, предложив в качестве основы для соглашения антиунионизм и неприятие откровенно правого курса. Но Лупу и Дьяков, как можно предположить, заподозрили, что после отстранения Гимпу возникнет вероятность возвращения Воронина на пост председателя парламента, и не захотели этого. Возможно, потерпев неудачу в данной попытке, Воронин принял окончательное решение об отставке.

Так это или нет, но окрылённые уходом Владимира Воронина и Зинаиды Гречаной с поста премьера, а также силовых министров, АЕИ наверняка в предстоящие недели попробует расколоть уже Партию коммунистов. Первая проверка на прочность состоится в день голосования в парламенте по кандидатуре президента. Альянсу потребуется минимум 8 голосов, чтобы достичь необходимый 61 мандат. Несомненно, работа, базирующаяся на компромате и обещаниях, со "слабыми звеньями" фракции ПКРМ уже ведётся. Если партия не выдержит это испытание, возможен её развал в период от нескольких месяцев до двух лет. Параллельно с этим пойдёт переформатирование всего левого и левоцентристского спектра политической сцены Молдавии, где коммунисты перестанут быть господствующей силой. Учитывая всё вышеизложенное, правомерен вывод, что за последние месяцы молдавское государство ослабло. Управляемость страной нарушена. Нарастание ожесточения в борьбе между ПКРМ и АЕИ приведёт к дальнейшему углублению этих процессов, подводит итог издание.

Ситуация перед президентскими выборами в Республике Молдова все более проясняется, пишет "Ольвия-пресс". Конкретные действия начали предпринимать уже не только либералы, но и коммунисты. При этом шаги ПКРМ выглядят даже более сильными. Пока либералы и демократы говорили о своем стремлении в НАТО, а Михаил Гимпу подтверждал, что он унионист, коммунисты преподнесли правой коалиции известный сюрприз. Они предложили Альянсу за европейскую интеграцию подписать две декларации - "О принципах антикризисной политики и мерах по стабилизации социально-экономической ситуации" и "О политических принципах восстановления гражданского единства и мирного разрешения приднестровского конфликта". В проектах обоих документов сделан акцент на том, что они адресованы АЕИ "с целью недопущения досрочных парламентских выборов".

Обе декларации должны были быть утверждены постановлением молдавского парламента и, по словам Владимира Воронина, должны означать "консенсус между властью и оппозицией", продолжает "Ольвия-пресс". Однако либералы и демократы отказались включить обсуждение предложенных документов в повестку следующего заседания парламента. Это можно рассматривать как сигнал того, что инициативы ПКРМ вообще будут отклонены правыми. Удивит обратное: если новая коалиция все-таки примет предлагаемые декларации. Ведь содержание обоих документов, в сущности, представляет собой предвыборную программу ПКРМ, которую она хочет навязать правым для исполнения. Ту программу, которую и сами коммунисты не до конца выполняли, а местами забывали о ней вообще.

Думается, коммунисты представляли себе все это, когда предлагали вышеупомянутые проекты деклараций. Не исключен вариант, что ПКРМ как раз и выступила со своими инициативами в расчете на то, что правая коалиция их заведомо отвергнет. После этого коммунисты заявят, что не смогут дать правым необходимые 8 голосов для избрания президента, и откажутся работать в новом парламенте. В результате этого Молдавия придет к еще одним досрочным выборам. При этом у ПКРМ будет оправдание - правые не согласились на "гражданский консенсус" и "сохранение социальных гарантий", потому они, правые, и несут ответственность за сложившуюся ситуацию. Коммунисты будут убеждать своих и чужих избирателей в том, что "другого решения", кроме бойкотирования нынешнего парламента, не было. Процесс переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в случае еще одних досрочных выборов в Молдавии отодвигается, наверное, даже не на второй план. Переговоров даже по оптимистическим сценариям, скорее всего, не будет около года, заключает агентство.

Приднестровское урегулирование: "Российские дипломаты 8 лет носились с Ворониным как дурень со ступой"

Интернет-портал AllTiras публикует мнение директора приднестровского Бюро политических исследований "Медиатор" Сергея Широкова о декларации Партии коммунистов Молдавии по приднестровскому урегулированию. По мнению политолога, приднестровская тема в очередной раз стала разменной монетой для ПКРМ, но уже "не как фактор внешней политики, а как условие для передела внутриполитических сфер влияния".

"Касаясь самого текста декларации, следует отметить, что фактически документ представляет собой компиляцию различных тезисов неоднократно озвученных Владимиром Ворониным. Особой "изюминкой" документа стало предложение ПКРМ придать Приднестровью статус республики в составе Молдавии. Очевидно, что это исключительно технологический ход, рассчитанный на привлечение внимания к коммунистическим инициативам. Цель была достигнута - свою порцию внимания коммунисты получили. В отношении реалистичности подобного предложения стоит отметить несколько моментов. Во-первых, что мешало Воронину выступить с подобным предложением, находясь восемь лет у власти? Во-вторых, подобное предложение противоречит Закону 2005 года об основных положениях особого правового статуса Приднестровья (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости) - главной переговорной позиции Кишинева, ну и, конечно же, Конституции Молдавии, не предлагающих Приднестровью ничего кроме статуса автономно-территориального образования - читай района", - полагает Широков.

"Можно также отметить тезисы коммунистов о сохранении постоянного нейтралитета и укреплении мер доверия, особенно в экономическом секторе. С первым предложением ситуация ясна и здесь коммунисты опоздали, победившая коалиция через представителей Либерально-демократической партии уже обозначила свои подходы - проведение референдума о вступлении в НАТО (Имеется в виду интервью Владимира Филата газете Timpul, в котом он, отвечая на вопрос о возможном разочаровании части избирателей озвученными ранее программными тезисами новой правящей коалиции, в которых ничего не сказано об атлантической интеграции Молдавии, отметил, что "согласно Конституции, мы являемся нейтральным государством и этот статус можно изменить лишь путём всенародного референдума". Лидер ЛДПМ подчеркнул, что этот вопрос обсуждался в рамках Коалиции за европейскую интеграцию. "Необходимо разъяснять гражданам, что представляет из себя НАТО, и откуда берётся враждебность к этой организации. Могу заверить вас, что через 2-3 года мы примем решение, исходя из выбора, который сделает население о статусе Молдавии. Выбор принадлежит не нам, а гражданам, которых необходимо лишь проинформировать о НАТО и о Европейском союзе. Этот процесс может произойти только через информирование населения", - заявил Владимир Филат. Он также подчеркнул, что один из членов новой коалиции - Демократическая партия Молдавии - имеет по этому вопросу позицию, заключающуюся в необходимости сохранения нейтралитета страны - прим. ИА REGNUM Новости). И в данном случае никакие политические декларации не смогут противостоять волеизъявлению молдавского общества. На втором тезисе следует остановиться поподробнее. В понимании молдавских коммунистов меры укрепления доверия с Приднестровьем - это "дальнейшее укрепление единого таможенного пространства, усиление контроля над импортно-экспортными операциями в регионе". Таким образом, то, что в Приднестровье было расценено, как экономическая блокада, "ползучая аннексия" полномочий Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность и стало причиной прекращения переговоров в феврале 2006 года, рассматривается ПКРМ и Ворониным, как метод укрепления доверия. Вот такая интересная миротворческая инициатива. Комментарии излишни. Подводя итоги можно констатировать следующее. ПКРМ может и, вероятно, еще будет выступать с различными "громкими" инициативами, но политику Кишинева в будущем уже будут определять другие люди и иные концепции. Приднестровью, до момента стабилизации ситуации в Молдавии, нет необходимости ориентироваться на завихрения политической турбулентности, тем более, как показывает опыт взаимоотношений с Кишиневом, главным ориентиром в молдавской политике, являются конкретные шаги и действия, а не декларации, пусть и весьма благозвучные", - подводит итог эксперт.

В перспективе новая молдавская власть - если только она сама не развалится - может при посредничестве Запада и России заключить с Тирасполем какой-нибудь формальный договор об урегулировании, который на самом деле просто узаконит раскол 1990 года, пишет "Новая газета". Но это - дело будущего. Молдавия стремительно погружается в пучину ожесточённой политической борьбы, и ей в 2009-2010 годах будет уж точно не до Приднестровья. Видя слабость партнёра, приднестровское руководство либо уклонится от возобновления переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), либо ужесточит свою позицию. В этих условиях те, кто до того пытался влиять на ПМР через Молдавию, могут, видя ослабление молдавской власти, начать работать с нами непосредственно. Это - США и ЕС, а также Украина. Такой поворот событий требует, чтобы политика ПМР стала более гибкой. Примером в этом может послужить Абхазия, руководство которой, взаимодействуя с Россией как с главным военно-политическим союзником, не уходит от контактов и с прочими реальными игроками в Черноморском регионе. Объективно после прихода АЕИ в Молдавии к власти у ПМР появился шанс укрепить свои позиции на внешнеполитической арене. Сможет ли его использовать наше руководство? Однажды некий западный дипломат сказал неофициально, что приднестровское урегулирование для европейских структур находится на 17-м месте в списке из 15-ти пунктов. Похоже, в эти недели наш вопрос плавно перемещается с 17-го места на 47-е, заключает газета.

Если еще раз проанализировать события прошедших 8 лет, то все, сделанное коммунистами, совсем не выглядит таким уж "мирным", пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Ну, разве что не было войны. Но войны не было уже и при Мирче Снегуре. Так что, в сущности, это не достижение Владимира Воронина. От него ждали большего - не просто сохранения мира в регионе, а серьезного продвижения к полному урегулированию молдавско-приднестровской проблемы. Оптимисты даже надеялись, что при коммунистах тема, связанная с конфликтом, будет совсем закрыта.

В итоге получилось нечто другое, продолжает "Ольвия-пресс". Воронин ушел, заведя урегулирование в большой тупик, из которого непонятно как выходить. Боевых действий с использованием огнестрельного оружия, как мы уже сказали, не было, но коммунисты придумали другие виды войн - телефонную, экономическую, таможенную и информационную. И последние 8 лет вели их активно. При этом временами казалось, что все это может перерасти в открытое противостояние - особенно, когда Молдавия приостановила свое участие в миротворческой операции и начала поэтапно вводить полицейские контингенты в приграничные с Приднестровьем районы. Кульминацией стала таможенная блокада Приднестровья в марте 2006 года, вызвавшая международный резонанс. От решений, приведших к этой блокаде, коммунисты так и не отказались до конца своего правления. В результате приднестровские предприятия до сих пор несут убытки, оценивающиеся в 30-35 миллионов долларов ежегодно (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств - прим. ИА REGNUM Новости).

Если посмотреть, к чему пришел молдавско-приднестровский переговорный процесс за эти 8 лет, то мы увидим следующее: пройдя через все перспективные проекты построения "общего государства" (среди этих проектов самым заметным был "план Козака", который коммунисты, как мы помним, скандально отвергли в 2003 году), Кишинев вернулся к тому, что предлагалось еще при Снегуре. То есть, к усеченной автономии в составе Молдавии. В период правления ПКРМ позиция Молдавии по разрешению молдавско-приднестровского конфликта стала в целом намного дальше от реальности, чем при предшественнике Владимира Воронина Петре Лучинском. Неудивительно, что во времена Воронина не удалось подписать ни одного значимого международного документа по урегулированию. Небольшое исключение составляет лишь Совместное заявление от 18 марта 2009 года (18 марта 2009 года в Москве состоялась трехсторонняя встреча президентов Приднестровья Игоря Смирнова, Молдавии Владимира Воронина и России Дмитрия Медведева. По итогам саммита президенты подписали совместное заявление, в котором, в частности, отмечается, что "стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта". Кроме того, было подтверждено важное значение постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - формат "5+2". Также стороны отметили стабилизирующую роль нынешней российской миротворческой операции в регионе и отметили целесообразность ее трансформации после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ - прим. ИА REGNUM Новости), которое молдавский лидер вынужден был подписать в предвыборных целях. Стоит задуматься, почему и зачем ПКРМ обнародовала свою декларацию об урегулировании молдавско-приднестровского конфликта именно сегодня. Не исключено, что все это вновь рассчитано на Россию. Коммунисты пытаются на будущее показать Москве, как они стремятся разрешить конфликт и что они вообще "миротворцы", старающиеся повлиять на "агрессивных" либералов. Нынешняя декларация коммунистов, вероятно, станет определенным инструментом в молдавской внутриполитической борьбе. В этом качестве она еще может рассматриваться. Никак иначе ее в Приднестровье не воспримут, подводит итог агентство.

По сути, программа новых политических сил, пришедших к власти, ничем не отличается от заявленных ранее стандартных программ Мирчи Снегура, Петра Лучинского и Владимира Воронина, пишет "Приднестровье". Для успешного разрешения поставленных задач новый политический альянс Молдавии уже определил свои главные цели: европейская интеграция, членство в НАТО и привлечение Евросоюза и США к более интенсивному участию в реинтеграции страны. Первое, что намерена предпринять новая власть, - это на проамериканской ноте нормализовать отношения с Румынией и Украиной. И только в третью очередь новый альянс вспоминает о "стратегическом партнерстве" с Российской Федерацией.

И это все потому, что российские дипломаты 8 лет носились с Ворониным как дурень со ступой, не предпринимая особых усилий, чтобы сделать Молдавию полноценным членом СНГ, внедрить в стране русский язык, русскую культуру и предпринять практически шаги (хотя бы морального плана), чтобы поддержать своих соотечественников на этой территории, продолжает "Приднестровье". Молдавия - это не Приднестровье, где, несмотря ни на что, народ верит России, тянется к России и готов быть ее опорой. В Молдавии, как бы ни пытались официальные лица утверждать обратное, население отдает предпочтение любому членству в Евросоюзе, а не "гастарбайтерству" в России. Поэтому, пытаясь объединить Молдавию с Приднестровьем и создать некую румыноговорящую государственность за пределами РФ, официальная Москва рискует потерять не только Молдавию, но и Приднестровье.

Итак, в связи с новой ситуацией, складывающейся в Молдавии, приднестровцам не следует расслабляться и надо быть готовыми к более жесткому сдерживанию политических амбиций официального Кишинева. Пришедшая к власти праворадикальная оппозиция не более договороспособна, чем ПКРМ и Воронин, поэтому не стоит тешить себя иллюзиями и надеяться на ослабление позиций Кишинёва в переговорном процессе. Новое руководство Молдавии, аналогично всем предыдущим, никогда добровольно не согласится на "мирный развод". За свободу и независимость Приднестровья предстоит длительная и жесткая борьба с Молдавией и Западом. И от того, какую позицию в этой борьбе займет Россия, будут зависеть сроки и тяжесть предстоящих баталий, заключает издание.

Приднестровье-Россия: "Интересно, а Россия знает, что мы тут партизаним?"

По данным приднестровского Центризбиркома на референдуме 17 сентября 2006 года за единство с Россией высказались практически все граждане ПМР (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости, на который было вынесено два вопроса: 1. Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова? По первому вопросу "за" высказались 97,1 % приднестровцев, "против" - 2,3 %. На второй вопрос положительно ответили 3,4 % граждан ПМР, отрицательно - 94,6 % - прим. ИА REGNUM Новости), пишет "Человек и его права". Во как! Это же надо было так обмануть народ?! Впрочем, он и сам обманываться рад до смерти. Нет ничего, и не будет, уважаемые сограждане. Ни признания, ни вхождения в состав России. Для того чтобы добиться чего-либо, нашему следующему президенту надо иначе себя вести по отношению к собственному народу в первую очередь. Думать еще о чем-то, кроме сохранения своей собственной власти.

Недавняя 19-я годовщина республики показала, что до единства с Россией нам еще далеко, если мы вообще нужны России, продолжает "Человек и его права". Москва никак не среагировала на наш праздник. И это после такого пламенного волеизъявления нашего народа на референдуме три года назад. После нашего стремления вывешивать российский триколор рядом с приднестровским флагом. Чего Москва, впрочем, не одобрила. И после такого страстного стремления лизнуть Россию во все доступные места московские телеканалы даже не упомянули в новостях о нашем празднике, не говоря уж о том, что нас не поздравили с праздником первые лица России. Или хотя бы их помощники.

Думские депутаты, как обычно, обнадеживали несбыточными грезами, пишет "Человек и его права". Особенно отличался в этом плане политолог Сергей Марков, давно живущий по принципу "Болтать - не мешки таскать!". Рот закрыл - рабочее место убрал. Он пригрозил пересажать за решетку всех неугодных России политиков в соседних странах и даже в далекой Америке. Дай такому власть, наворочает, что чертям тошно будет. А ему ведь уже 51 год. Пора и поостынуть! Татьяна Яковлева (первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме РФ - прим. ИА REGNUM Новости) пообещала добиться выплаты материнского капитала и приднестровским соотечественникам. Обрадованные мужики тут же принялись за дело. Хотя все это уже люди слышали неоднократно. Бывший депутат-одномандатница Ольга Селиверстова частенько приезжала к нам, "пропускала через себя" наши беды, обещала выплату российской пенсии соотечественникам, и все обещания так и унесла с собой в политическое небытие. Да и в самой России материнский капитал во имя спасения отечественного автопрома планируют использовать на покупку отечественных автомобилей для многодетных семей. В России понимают, что с признанием Приднестровья в Москве лишь добавится головной боли. Теплого берега Черного моря у нас нет, общей границы тоже, в недрах наших - ничего интересного, позиция стран соседей в будущем неизвестна, так что годовщин в непризнанном статусе нам придется еще отмечать не единожды.

Празднование 19-й годовщины образования ПМР стало еще одним ярким подтверждением провала итогов референдума трехгодичной давности, продолжает "Человек и его права". А что же взамен? А взамен наши очень дорогие гости (дорогие в смысле стоимости их приема и проводов) осчастливили нас титулом "форпоста" России, "передового рубежа". А еще нас кормят комплиментами разного рода "высокие гости": "Здесь современное общество, дающее свои оригинальные, самобытные ответы на вызовы времени" (Александр Дугин - это говорун такой с прической и бородой под Фридриха Энгельса). Так и хочется сказать им: "Щеб вы зъилы, щоб нэ тырындилы!". Дугин считает, что сегодня многие имеют неправильное представление о Приднестровье. А он, теперь поговорив со Смирновым пару десятков минут, имеет правильное. И понесет свою "правду" по миру. Еще Александр Дугин привез нам в подарок к Празднику новые эпитеты. Теперь мы, дорогие приднестровцы - "передовой рубеж геополитических интересов России". А от кого рубеж? От молдаван что ли? Смеетесь, господин хороший? Еще подарок от Дугина: "Приднестровье - партизанская земля...". А вот это, пожалуй, ближе к истине. Но до чего же осточертело нам партизанить за 20 лет! Интересно, а Россия знает, что мы тут партизаним? А нужны ли мы ей в качестве партизанского отряда, плохо управляемого и постоянно требующего чего нибудь поесть? Еще "ария московского гостя" о том, что нужно нам, приднестровцам готовиться к еще более тяжелым испытаниям. Вероятно, во имя того, чтобы он и ему подобные на свой кусок хлеба наш кусок масла имели. И этим нам Дугин предлагает гордиться. А теперь внимание, читатель! Сейчас Дугин скажет самую суть. То, ради чего его сюда позвали: "Но многое зависит и от приднестровского народа. Если он будет проявлять такую же волю, выдержку, сплочённость вокруг своего руководства". Ну а далее уже не интересно. Короче, надо еще несколько раз избрать президентом Игоря Николаевича Смирнова. И все будет "в шоколаде", заключает издание.