Интервью ИА REGNUM с независимым азербайджанским экспертом, директором Департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым.

ИА REGNUM Новости: 17 сентября президент Армении Серж Саргсян обсудил с главами политических партий два парафированных 31 августа Ереваном и Анкарой протокола о нормализации взаимных отношений. Как вы прокомментируете наличие или, напротив, отсутствие неафишируемой связи между, возможно, скорым открытием границы армяно-турецкой границы с процессом урегулирования карабахского конфликта?

У каждой стороны свои представления об этих процессах. Армения выступает против увязки улучшения армяно-турецких отношений и открытия границы с Турцией с урегулированием своего конфликта с Азербайджаном. В свою очередь, Азербайджан наоборот, считает, что урегулирование армяно-турецких отношений невозможно без одновременного урегулирования карабахского конфликта и улучшения армяно-азербайджанских отношений. И потому достаточно болезненно относится к действиям властей Турции, рассматривая их даже чуть ли не как предательство братских отношений двух народов.

В Турции несколько иная ситуация: для них более важным является европейский фактор и вопрос вступления Турции в Евросоюз. В отличие от армян и азербайджанцев, турки - наследники веками существовавшей Османской империи, которая не подчинялась, а покоряла другие страны, играла долгие века ведущую роль в регионе и в мировой политике. Это породило у турок соответствующее имперское мышление. И проблема улучшения отношений с Арменией турками рассматривается в контексте не позиции Азербайджана, а геополитической игры с Западом и роли Турции в регионе. Безусловно, Турция и Азербайджан - стратегические партнеры и братские страны. Но Турция, пусть и негласно, но воспринимает Азербайджан всё же как младшего брата, а не равного себе. И потому, если турки решат, что им выгодно открытие границы и улучшение отношений с Арменией, то они пойдут на это безо всякой оглядки на Азербайджан. В крайнем случае, объяснят Азербайджану, что это выгодно и ему, ибо в результате улучшения отношений заметно возрастет в регионе роль Турции. Но Запад, с точки зрения турок, пока не отреагировал на действия Турции должным образом. В такой ситуации портить отношения с Азербайджаном туркам пока просто невыгодно. И потому официальная Анкара стала заявлять о необходимости увязки открытия границы с урегулированием армяно-азербайджанских отношений.

ИА REGNUM Новости: Не так давно в турецкой прессе утверждалось о достигнутом в августе Азербайджаном с Арменией тайном соглашении об основных моментах урегулирования нагорно-карабахского конфликта. А буквально на днях турецкие источники поведали еще о переговорах спецслужб о возвращении Азербайджану 5 районов. В какой степени, по-вашему, эта информация отражает реалии?

Хочу напомнить, что ни в армянской, ни в азербайджанской прессе, да и западной, об этом нет никакой информации. А ведь карабахский конфликт имеет важность только для азербайджанцев и армян. С точки зрения геополитики Карабахский конфликт достаточно заурядный, не представляет особой значимости и потому многие аспекты переговорного процесса сторон быстро становятся достоянием гласности. А раз сейчас нет ничего, соответственно, полагаю, что речь все же идет о газетных "утках".

ИА REGNUM Новости: Насколько, согласно исследованиям Института мира и демократии, готовы азербайджанское, армянское и турецкое общества к мирному "разруливанию" застарелых болезненных проблем?

Действительно, наш Институт мира и демократии многие годы регулярно проводит соцопросы и мониторинг СМИ всех трех обществ. Наибольшую готовность демонстрирует турецкое общество, где последние лет пять-шесть идут очень серьезные процессы, которые оказывают серьезное воздействие как на развитие событий внутри страны, так и во внешней политике. К примеру, если еще несколько лет назад многие представители нацменьшинств в Турции открыто мне лично говорили, что они опасаются говорить о своем происхождении, то сейчас все это осталось позади. В Турции происходят заметные перемены в общественном мнении по курдскому, армянскому и другим вопросам. К тому же для Турции "армянский фактор" не играет такой уж большой роли. Для них это скорее прошлое, которое только мешает и его надо решать.

В Армении и Азербайджане принципиально иная ситуация. Здесь уровень конфликтности очень высок, в обоих обществах существует огромное число мифов и стереотипов о противоположной стороне, политическая элита обоих обществ во многом провинциальна и мыслит старыми советскими категориями. Под компромиссом каждая сторона понимает решение конфликта в свою пользу. Разница только в том, что, к примеру, армянское общество полагает, что Карабахский вопрос уже решен и Азербайджану надо просто согласиться с поражением в войне и отказаться от Карабаха. Воспринимать всерьез позицию Азербайджана здесь даже не думают. Зато турецкий вопрос для армян очень важен: почти двухвековая антитурецкая пропаганда сделала свое дело, породив огромное число мифов и стереотипов о турках. Уровень подсознательного страха, подозрительности и недоверия к туркам у армян очень высок и это сегодня сильно сказывается, во многом расколов армянское общество.

В Азербайджане же наоборот, карабахский вопрос с каждым годом становится все более и более болезненным и неурегулированность отношений, отсутствие прогресса на переговорах приводят только к росту радикализации общества и росту происламских настроений. Для сравнения: если лет пять назад примерно 40% азербайджанцев выступали за мирное решение карабахского конфликта, то сейчас более 60% считают войну единственным вариантом урегулирования конфликта.

ИА REGNUM Новости: Еще одна застарелая проблема Азербайджана связана со спорными границами на Каспии. Не стало ли её обострение причиной того, что президент Ильхам Алиев, в отличие от глав России, Казахстана и Туркмении, не принял участие в саммите без галстуков в Туркменбаши, предпочтя вернуться из Актау в Баку?

Действительно, визит президента Азербайджана 11 сентября на неформальный саммит в Актау оказался усеченным: Ильхам Алиев сразу после завершения саммита вернулся домой, хотя и был приглашен на саммит без галстуков в Туркменбаши. То есть фактически он покинул республику всего на несколько часов. Причина более чем прозаическая и вполне понятная: 24 июля на специальном заседании кабинета министров в Ашхабаде президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о намерении его страны отстаивать свои права на спорные с Азербайджаном нефтегазовые месторождения на Каспии в Международном арбитражном суде. При этом туркменский президент поручил юристам изучить заодно и вопрос о правомерности участия иностранных энергетических компаний в разработке и освоении данных месторождений. Власти Азербайджана тогда отреагировали более чем спокойно, заявив, что не видят угрозы для себя и все проблемы будут отрегулированы. Однако, видимо, так и не удалось уладить все вопросы. И потому, хоть Ильхам Алиев и получил приглашение, однако предпочел уклониться от участия в саммите в Туркменистане.

ИА REGNUM Новости: Каковы, по-вашему, учитывая отсутствие правого статуса Каспия, шансы на реализацию идеи создания российско-азербайджано-казахстанского альянса с целью продвижения их взаимных интересов в этой акватории?

Собственно, сама встреча в Актау была инициирована именно для обсуждения и согласования позиций этих трех прибрежных государств, а также по возможности и Туркменистана, по актуальным проблемам Каспия, включая вопросы его правового статуса. При этом они прекрасно понимали, что Иран мгновенно отреагирует на то, что за его спиной будут проходить консультации по сближению позиций. И если эти страны пошли на этот шаг, то, полагаю, шансы на реализацию этого альянса достаточно весомы. Однако в политике не все бывает так гладко, часто свою роль играют невидимые подводные течения. Поэтому, скорее всего, потребуется какое-то время для окончательного сближения позиций, а также желание. Но шансы есть и они весьма неплохие.

ИА REGNUM Новости: Почему не последовало реакции ни официального Баку, ни азербайджанской госнефтекомпании на недавнее водружение иранской стороной полупогружной плавучей буровой установки на спорном с Азербайджаном месторождении "Алов"?

Это традиционная для Азербайджана и особенно его МИДа, политика, который даже по более мелким внешнеполитическим вопросам предпочитает крайне осторожную политику. Но из этого не следует, что это - правильная политика. Конечно, реакция Азербайджана должна была последовать. Ведь по месторождению "Алов" у Азербайджана и Ирана в 2001 г. был серьезный конфликт, который чуть было не перерос в войну. Но в итоге переговоров тогда же между Баку и Тегераном была достигнута джентльменская договоренность, чтобы до окончательного раздела шельфа и решения правового статуса Каспия не проводить в этом секторе работы. Поэтому сейчас Азербайджан имел все основания сделать жесткие заявления. Но не исключаю, что Азербайджан предпочел сделать вид, что ничего не произошло, поскольку "иранский" фактор играет заметную роль во внутриполитической жизни страны.