Интервью с экс-советником администрации президента Азербайджана по межнациональным отношениям, автором около 100 научных работ, независимым политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM Новости: Господин Мусабеков, как вы прокомментируете одну из самых обсуждаемых в Азербайджане новостей? Турецкая газета "Ени шафак", близкая к правящей партии Турции, сообщила, что во второй половине сентября в регион прибудет спецмиссия ОБСЕ для изучения вопросов обеспечения в будущем безопасности Лачинского коридора, а также для замеров его ширины. Затем она должна предоставить ОБСЕ отчет о проделанной работе.

В обнародованном варианте Мадридских принципах урегулирования азербайджано-армянского конфликта указывается, что наряду с возвращением Азербайджану 7 оккупированных районов, включая Лачин и Кельбаджар, должна быть обеспечена наземная связь Нагорного Карабаха с Арменией. Освобождение оккупированных территорий может происходить по формуле "5+2", или какой-нибудь другой. Но в любом случае в "принципах" говорится о 7 районах и коридоре. Мне кажется, что уже сейчас до общественности нужно доводить, в чем состоит смысл понятия "сухопутная связь между Арменией и Нагорным Карабахом". Не думаю, что в "принципах" могут быть указаны ширина или маршрут коридора.

Кроме того, не будем забывать: для Азербайджана важно, чтобы этот коридор не обесценивал его суверенитет над возвращаемыми районами. Возможно, шоссе, по которому можно будет проехать из Армении в Нагорный Карабах и наоборот, будет проходить на приемлемом удалении от города Лачин, а форма контроля над этой дорогой будет принята с учетом соображений безопасности лиц, перемещающихся по нему, что входит в круг армянских интересов. Любой иной вариант, предусматривающий вхождение Лачина в коридор, фактически означает, что Лачинский район Азербайджану не возвращается и потому для Баку неприемлем.

Исходя из сказанного, думаю, что миссия не будет заниматься какими-то замерами местности, в которых нет никакой необходимости. Скорее всего, она сводится к визуальным наблюдениям с целью определения возможности обеспечения транспортной связи (оговорюсь, что я не очень хорошо помню топографию местности) Нагорного Карабаха с Арменией, минуя город Лачин.

Важен и напрашивается следующий вывод. Коли МГ ОБСЕ вскоре выходит на такие технические детали, то по всей вероятности, США, Россия и Европа уже настроены "продавить" азербайджано-армянское соглашение.

ИА REGNUM Новости: Та же турецкая газета утверждала, что в августе была достигнута секретная договоренность между Азербайджаном и Арменией. Более того, согласно дипломатическому источнику газеты, в ближайшее время и даже возможно на саммите в Молдавии 5-7 октября стороны могут прийти к общему рамочному соглашению...

По сути, документ, где отражены основные принципы, армянской и азербайджанской сторонам подписывать не обязательно. Достаточно эти принципы, на основе которых потом будет подготовлен рамочный договор, принять. Собственно, упомянутые принципы для этого и нужны. То есть президентам Армении и Азербайджана достаточно сделать заявление, что они в целом принимают предложенные принципы урегулирования и дают поручение министрам иностранных дел приступить вместе с посредниками из МГ ОБСЕ к подготовке рамочного соглашения. Поэтому вряд ли, учитывая, что о согласовании основных моментов ни одна сторона официально не заявляла, есть основания полагать, что такой договор может быть готов к октябрю.

ИА REGNUM Новости: Да, официальных заявлений глав Азербайджана и Армении мы не слышали. Но не является ли косвенным подтверждением информации газеты "Ени шафак" утверждение премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, при предварительном подписании турецкой и армянской сторонами проектов двух договоров по нормализации и развитию взаимных отношений - "Карабах забыт не был"?

Хочу уточнить: в предыдущем ответе я возражал не в принципе, а по срокам. Что касается заявления Р.Т.Эрдогана, то замечу: поскольку границу с Арменией закрывала Турция в ответ на агрессию первой против Азербайджана, то и открывать её после прохождения обоих договоров через парламентское утверждение будут именно турки. Ведь будь на то воля Еревана, граница и не закрывалась бы. А Турция будет открывать границу только параллельно с переговорами по Карабаху, нравится это армянам или нет. То есть открытие обусловлено серьезными подвижками в переговорном процессе.

Думаю, что на самом деле мир эту турецкую логику принимает, хотя отдельные политики порой и говорят о том, что эти два процесса не должны увязываться между собой. Синхронизацию открытия границ и серьезного продвижения на переговорах по Нагорному Карабаху понимают как в странах Запада, так и в России.

ИА REGNUM Новости: Не получается ли, что в Азербайджане банально должны сидеть сложа руки и верить утверждениям своих турецких друзей?

Во-первых, надо верить в первую очередь себе. И потом ситуация такова, что турецкие власти не могут не увязывать процесс сближения с Арменией с урегулированием карабахской проблемы не только из-за негативной реакции Азербайджана. Для самого турецкого общественного мнения неприемлема нормализация отношений с Арменией, пока та продолжает оккупацию азербайджанских земель. Думается, что достаточно прагматичное правительство Р.Т.Эрдогана не может не считаться с этими обстоятельствами.

Если сегодня о полном разрешении карабахского конфликта речь и не идёт, то желание нейтрализовать возможное возобновление его военной фазы есть у всех, начиная от США, России и ЕС, заканчивая Азербайджаном и Арменией. Это создает предпосылки к тому, что процесс, наконец, может быть сдвинут с мертвой точки. При этом не исключено, что в будущем он вновь может застопориться. Но сейчас, пожалуй, все хотят, чтобы вопрос его перехода в военную плоскость был снят.

ИА REGNUM Новости: Можно ли предположить, что детали промежуточной договоренности, если таковая и имеется, не обнародованы потому, что их могли не принять в обществах? К примеру, как президент Армении может объяснить своим согражданам, почему страна отдает Азербайджану 5 или 7 его районов назад, не получая взамен никаких преференций?

Будем называть вещи своими именами - Армения отдает не своё, а захваченное. За захват чужих земель полагается вообще-то не премия, а наказание. Все эти годы она мотивировала свое военное присутствие на оккупированных азербайджанских территориях соображениями безопасности. Но если эту безопасность можно будет обеспечить через международные соглашения и параллельно с ней будут разблокированы коммуникации, появится возможность присоединения к различным региональным и даже более масштабным проектам; выхода на очень важный и перспективный для Армении рынок Турции, а в дальнейшем Азербайджана и России...

ИА REGNUM Новости: Но эти стимулы существовали и все предыдущие годы...

Да, но взамен она тогда требовала присоединения к ней Нагорного Карабаха. Когда же первый президент Армении Левон Тер-Петросян лет десять назад осознал бесперспективность такой политики и стал склоняться к заключению всеобъемлющего мира с Азербайджаном, его заставили уйти в отставку. Пришедший ему на смену Роберт Кочарян, как и нынешний президент Серж Саргсян в первое время после своего избрания надеялись заключить мир с Азербайджаном на более выгодных условиях, но жизнь показала всю тщету их надежд. Более того, если тупиковая ситуация сохранится и дальше, то она может обернуться для Армении национальной катастрофой.

Неудивительно, что нынче С.Саргсян понимает настоятельную необходимость для своей страны урегулировать отношения с Азербайджаном и Турцией.

ИА REGNUM Новости: Но кто в таком случае может гарантировать, что после подписания соглашения с Азербайджаном ему по возвращении в Ереван не придется спешно паковать чемоданы?

Думаю, что такой исход маловероятен. Нынешнее армянское общество существенно отличается от прежнего. В Армении не могут не понимать, что с годами разница с Азербайджаном меняется явно не в их пользу. Если взять демографическое соотношение, то в Азербайджане население приближается к 9 миллионам, а в Армении может не набраться и трёх миллионов граждан.

Если объем азербайджанской экономики в районе 50 миллиардов долларов, то, не знаю, составит ли объем армянской 7-8 миллиардов, учитывая её последний спад. Если бюджетные доходы Азербайджана, хотя и уменьшились, составят в этом году 15 миллиардов долларов, то есть сомнения, что в Армении эти цифры по итогам года могут быть больше 1 миллиарда долларов.

Оставим в стороне, хотя и тут картина та же, соотношение Вооруженных Сил двух стран. Кому-то может показаться, что армянскому руководству можно затягивать подписание мира с Азербайджаном и дальше, но, исходя из приведенных только что цифр и, главное, легко просматривающейся тенденции к дальнейшему их изменению не в пользу Армении, нельзя исключить, что ей в конце концов придется пойти на соглашение, но уже с более тяжелыми условиями, чем сейчас. Давайте не забывать и о том, что, наконец, есть воля международного сообщества. Сейчас все силы осознали, что дальнейшее сохранение продолжающейся оккупации азербайджанских земель приведет к разрушительной войне и начали прикладывать серьезные усилия для её исключения. Никто не забывает о других конфликтах на Южном Кавказе и обострении обстановки на Северном Кавказе. А тут еще война в Ираке, многопроблемный Иран. Словом, нынешнее положение очень хрупкое и нужно делать всё, чтобы избежать превращения большого региона в пылающий костёр.

ИА REGNUM Новости: Другая турецкая газета "Стар" со ссылкой на источник в Министерстве энергетики и природных ресурсов утверждает, что Евросоюз намерен внести изменения в маршрут NABUCCO, проведя его не через "неспокойную" Грузию, а Армению.

Это полный абсурд. Такие вещи пишут люди, которые не в ладах не только с политикой и экономикой, но и с школьной географией. Вы и сами не верите этой "информации", так что давайте обойдемся без комментариев. Тем более, что официальный Тбилиси в лице первого заместителя министра энергетики Грузии Марики Валиашвили успел "подстрелить эту газетную утку".