"Богатый человек во власти - это хорошо": Интервью мэра Канска Сергея Гурова ИА REGNUM-KNEWS
Для чего состоятельные люди идут во власть? Особенно когда есть все и зарабатывать еще больше нет смысла?
Новая область деятельности, новые впечатления. Век живи и век учись. Три года учился в академии государственной службы при президенте России. В этом году защитил диплом, закончил академию с отличием. Хочется знать, на что сам способен и проверить свои знания, свои представления на практике. Знать, как развивается та или иная ситуация, что важно в том или ином процессе. Что объективно помогает и что мешает жить жителям уездного города, края, страны. Что я лично могу сделать для изменения ситуации к лучшему. В несчастной стране можно быть сытым, но нельзя быть счастливыми.
В чем разница между управлением собственностью, предприятием - и управлением территорией?
Менеджер в первую и в последнюю очередь решает производственные вопросы, вся его деятельность подчинена достижению одной цели - получению прибыли. Управление муниципальным образованием, территорией - это, прежде всего, социально ориентированная деятельность. Это создание некоего баланса разных интересов, системы. Необходимо соблюсти и интересы производства (приращивать налогооблагаемую базу - наполнять бюджет), и интерес государства (без сильного государства не может быть сильного общества), и интерес человека (правильно потратить деньги, собранные в бюджет). Администрация часто играет роль некой прослойки, смягчающего удар буфера между человеком и государством, между государством и бизнесом, между бизнесом и человеком. Пример: канский водоканал ежемесячно отпускает продукции на 6 миллионов рублей, а собирает средств (это при стопроцентной оплате выписанных счетов) только 5 миллионов. Городские власти сознательно удерживают ситуацию в этом противоречивом состоянии. Повышение тарифа в данной ситуации невозможно. Слишком тяжелым бременем легла на плечи населения реформа ЖКХ.
Когда Хлопонин стал губернатором, все ждали, что он начнет раздавать свои деньги. Не получилось. Примерно такие же ожидания были связаны и с Вами. Неприятно разочаровывать избирателей. И не с этим ли связан конфликт с депутатами Горсовета?
С депутатами конфликта нет, и отношения с депутатским корпусом лежат совсем в другой плоскости. Если вы называете конфликтом отношения с некоторыми депутатами, то и этого конфликта нет. Конфликт - это две участвующие стороны. В Канском городском совете есть профессиональные оппозиционеры. Быть в оппозиции - это их работа, их способ производства. Вместо того чтобы решать проблемы города, лежащие в зоне ответственности городского органа представительной власти, они устраивают митинги. Занимаются реализацией собственных политических амбиций. Поэтому сложившуюся ситуацию нельзя назвать конфликтом с депутатами. Я занят решением проблем города, а 2-3 представителя разных органов представительной власти заняты организацией митингов, обращений, материалов в краевые СМИ - реализацией собственных политических амбиций. И я, и они заняты каждый своим делом. При этом я не участвую в организованных ими митингах, они не занимаются законотворчеством - решением проблем жителей города и края. Поэтому между мной и этой небольшой группой "активистов", придумавших себе публичное занятие, нет никаких отношений. Мы никак не пересекаемся, в том числе не конфликтуем и не дружим. Они лепят из меня злодея (надо же на кого-то нападать). Я в этом никак не участвую. В канском Городском совете 25 депутатов. Это уважаемые, в том числе и мной, люди. В целом горсовет много делает для города, деятельность большинства депутатов очень помогает и мне в отправлении моих служебных обязанностей. Отношения с ними я бы назвал партнерскими. Это и совет, и экспертная оценка, и поддержка в решении спорных вопросов. А вообще богатый человек во власти - это хорошо. Он не берет у общества на ежедневное решение своих проблем. Свои личные проблемы он решает сам. Плохо когда во власть приходят, к примеру, плохие врачи, люди, не нашедшие себя в науке и других областях деятельности, вообще люди не состоявшиеся - неудачники. Во власти нужны люди подготовленные, доказавшие свою состоятельность, достигшие успеха в одной из областей. А своим успехом, так или иначе, приходится делиться с теми, кто тебя окружает. Это совершенно необходимо. В Канске, например, ежегодно проводится Кубок главы города. Итоги соревнований подводятся по 12 видам. Победители получают денежные премии от главы города. Эти расходы мне приятны, я считаю их необходимыми. На мою личную поддержку рассчитывают и люди, записывающиеся на прием по личным вопросам. Это и вопросы по приобретению слухового аппарата, оплаты обучения ребенка, медицинского обслуживания, иногда приобретения жилья и так далее. Я считаю, что я обязан помогать этим людям лично. И, по возможности, делаю это.
Чиновники имеют свойство путать свой карман с государственным. Причем, однобоко - берут всегда из государственного. Потому, что они бедные и зарплата маленькая. А если человек сразу приходит с нормальными деньгами - не бывает ситуаций, когда проще вынуть из собственного кармана и отдать, чем организовать финансирование из бюджета?
Что понимать под "вынуть и отдать"? Показательна ситуация с Романом Абрамовичем - губернатором Чукотки. Ведь и в царской России губернаторами были люди состоятельные, и теперь Кремлю выгодно, когда предприниматель, став губернатором, переводит свои активы на подопечную территорию и перекладывает на свой бизнес ответственность за социальное благополучие региона. Абрамович зарегистрировал свой бизнес на территории традиционно дотационного бедного автономного округа, Предприятия заплатили налоги, сам он заплатил подоходный, и Чукотский округ стал самодостаточной территорией. Ожила социальная сфера, в бюджете появились деньги на реализацию социальных программ. Олигарх Абрамович, находясь на достаточном удалении от Кремля, сослужил добрую службу и жителям далекой от Москвы автономии, и президенту, избавив его от необходимости дотировать Чукотку. Зная о провозглашенном президентом принципе равного удаления крупного бизнеса от власти, мы вправе надеяться на проявление фактов чукотского симбиоза в других далеких от Москвы частях нашей Родины.
Бизнес и власть. Профессионалы в первой сфере умеют делать деньги, профессионалы во второй - должны уметь их раздавать. Как это можно совместить? Мы видим, что происходит с госсобственностью - власть не умеет заниматься бизнесом. А бизнесмен во власти - это хорошо?
Хорошо или нет? Мне трудно ответить на этот вопрос. Сказав "хорошо", я рискую получить обвинение в необъективности. Ведь я сам пришел в чиновники из бизнеса. Если скажу плохо, то покривлю душой. Что могу утверждать с полной определенностью, так это то, что государство - плохой предприниматель. Государственное по-прежнему остается ничьим. До сих пор нет четких правил обращения с государственной собственностью, делающих обязательным эффективное использование этой собственности. На государственном предприятии за пять лет может смениться десять руководителей. О каком бизнесе может идти речь при таком подходе? Это не значит, что все государственное должно быть обязательно приватизировано. Так или иначе, эта собственность отдается в доверительное управление каким-то людям, группам людей. Обязательным условием этой передачи должно быть получение государством высокой отдачи от переданной собственности. В тех случаях, когда жесткий контроль за управляющим установить не представляется возможным (в силу особенностей производства или по другим объективным причинам) предприятие должно быть приватизировано.
Начало бизнеса: в России сигаретами торговали миллионы. Начиная с бабушек на рынке, заканчивая директорами табачных фабрик. Директоров многих нет, да и фабрик тоже. Бабушки продолжают торговать сигаретами поштучно. Вы стали совладельцем Канской табачной фабрики, начав с мелочи. Чем он отличается от тех и других, то есть от бабушек и директоров?
Я пришел на фабрику в 1994 году. Бизнес очень сложный. Конкуренция на табачном рынке высока, как нигде. Засилье импортных марок, зарубежного производителя, пришедшего на наш рынок с серьезными деньгами. Главных конкурентов канской табачки - Прокопьевской и Бийской фабрик - уже нет на рынке. Эти предприятия сошли с дистанции. Производство же табачных изделий в Канске за последние два года увеличилось больше чем на 10 процентов. Фабрика теперь работает на полную расчетную мощность, растет прибыль предприятия и объем отчисляемых налоговых поступлений. Залогом этого успеха являются эффективный менеджмент и налаженный сбыт продукции. От бабушек я отличаюсь тем, что не торгую на базаре сигаретами. От директоров разорившихся фабрик тем, что предпочитаю заниматься тем, что умею делать хорошо, стараюсь доверять профессионалам и не мешать им работать. В середине 90-х в Железногорске была предпринята попытка открыть новую табачную фабрику. Одного оборудования было закуплено больше чем на три миллиона долларов. Предприятие при солидных капиталовложениях не нашло своего места на рынке. Теперь его не могут продать за 350 тысяч. Причина этого провала кроется в слабом знании ситуации. Цепочка не была детально проработана, а бизнес, любое дело не терпит людей случайных. Стараюсь об этом не забывать.