Андрей Арешев: Турция - Армения - Карабах: о пользе активной дипломатии
Представление общественности проектов соглашений о нормализации турецко-армянских отношений придало дополнительный импульс дискуссиям о будущем Кавказского региона. В статье, опубликованной в журнале Time и буквально источающей оптимизм, утверждается, что парламенты Турции и Армении должны ратифицировать протоколы до 14 октября, а граница должна открыться к концу года. Отсутствие в протоколах прямой увязки с урегулированием карабахского конфликта, однако, вовсе не означает, что попытки связать эти два вопроса навсегда остались в прошлом.
В освещении происходящего весьма активны и турецкие СМИ, широко использующие практику неофициальных утечек и публикующие многочисленные комментарии, порой противоречивые, однако последовательно складывающиеся в некую единую картину.
Вот, например, международный редактор турецкой газеты
Кроме осознания сказанного раз и навсегда, согласно Гюрселю, может быть, Азербайджану дипломатическим путем удастся взять под свой контроль освобожденные территории вокруг НКР с условием сохранения сухопутной связи между Арменией и Карабахом.
По мнению турецкого аналитика, "с того момента, как карабахский вопрос оказался в фокусе борьбы азербайджанских властей и оппозиции, эта страна не демонстрирует необходимой гибкости в решении данного вопроса". То есть жесткой позицией, постоянными воинственными заявлениями Баку никогда не добивался результата и не добьется. Симптоматично, что Гюрсель проводит прямые параллели с кипрским прецедентом: "Как Турция в вопросе Кипра говорит грекам и всему миру, что невозможно снова вернуться к прежнему статусу Кипра (до 1974 года), так и надо сказать братьям-азербайджанцам, что возвращение Кавказа в период до 1992 года - невозможная вещь".
Однако турецкие издания не только разочаровывают официальный Баку, но и обсуждают конкретные механизмы реализации его интересов, рассказывая о вкладе
Издание сообщает со ссылкой на дипломатические источники, что во второй половине сентября, с целью проведения технических исследований Лачинского коридора, туда будет направлена мониторинговая миссия ОБСЕ. Миссия, готовая работать в направлении решений, принятых Минской группой ОБСЕ в августе в Москве, изучит ширину Лачинского коридора, как он будет проходить, и подготовит доклад по этим и другим вопросам.
"Известно, что подготовленный мониторинговой миссией доклад будет иметь ключевое значение в вопросе урегулирования существующей между Азербайджаном и Арменией проблемы Карабаха. В ходе урегулирования вопроса, армянские вооруженные силы будут выведены из 7 районов и оттянуты до Лачинского коридора", - сообщает турецкое издание.
Как известно, полноценный военно-стратегический контроль над Лачинским коридором невозможен вследствие специфики рельефа, без точной информации о том, что происходит на сопредельных землях Лачинского, Кельбаджарского, Кубатлинского, Джебраильского и Зангеланского районов бывшей Азербайджанской ССР. В настоящее время их территории составляют "пояс безопасности" НКР, что является основной гарантией невозобновления боевых действий в регионе. В случае реализации "мадридских принципов" линия соприкосновения двух армянских государств с Азербайджаном (включая Нахичеван), увеличится более чем на 450 км и составит 1100 км. При этом протяженность линии фронта между Арцахом и Азербайджаном увеличится более чем на 150 км и составит 360 км.
Но турецкие издания, не обращая внимания на подобные мелочи, уже рисуют захватывающую картину включения Еревана в региональные коммуникационные проекты. По утверждению стамбульской газеты Star,
Согласно анонимным источникам в министерстве энергетики и природных ресурсов Турции, сближение Анкары и Еревана поменяет маршруты энергетических проектов региона. Согласно этой версии, Евросоюз не желает прокладки трассы Nabucco по территории Грузии, чтобы не столкнуться с новыми опасностями, очевидными в контексте августовской "пятидневной войны" и последующих событий. Почему и в энергетических проектах Армения рассматривается в качестве новой альтернативы. Каспийские энергоресурсы будут переправляться в Европу по территории Армении и Турции. Этот маршрут рассматривается не только как альтернативный, но и самый безопасный.
Активная информационная политика Анкары и турецких СМИ свидетельствует, помимо прочего, еще и об интенсивной работе дипломатической службы Турции на Кавказском направлении. В сентябре в Нью-Йорке, в рамках сессии генеральной Ассамблеи ООН, состоится встреча министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу и главы МИД Армении
В Москве приветствуют потепление армяно-турецких отношений: тон комментариев основных СМИ позитивный либо же нейтральный. На Смоленской напоминают: "Российские официальные представители постоянно призывали армянских и турецких партнеров именно в таком прагматичном ключе стремиться разрешить имеющиеся между ними противоречия". "Важно и далее продолжать вести дело к установлению добрососедских отношений между Арменией и Турцией, что объективно будет способствовать оздоровлению ситуации в регионе, укреплению мира и безопасности", - уверены в МИД России. Подобная позиция понятна и совершенно естественна, но это по большей части - лишь реакция на происходящее.
Турция является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров Москвы, Армения - военно-политическим союзником, тем не менее процесс нормализации отношений между Ереваном и Анкарой протекает под эгидой США при некотором участии Евросоюза. Упомянутая выше Timе транслирует энтузиазм сотрудников Международной кризисной группы, утверждающих, что открытие границы также поможет поддерживать амбиции Турции как регионального политического тяжеловеса, вернуть ей престиж страны, осуществляющей реформы у себя дома, миротворческой силы в регионе и страны, имеющей серьезные основания на членство в Европейском Союзе. Супруга
Если вспомнить об активном влиянии Турции на Грузию и Азербайджан, то картина получается достаточно целостной. "В то, что Азербайджан всерьез может уйти в московскую орбиту, не верил и не верит никто", - уверен обозреватель Радио Свобода Вадим Дубнов. И, признаемся честно, для того, чтобы эту точку зрения опровергнуть, необходимы весьма серьезные доказательства, выходящие за рамки торжественных речей во время официальных визитов...
Несмотря на несколько неожиданный прогресс в армяно-турецких отношениях, различного рода политико-дипломатические или даже вооруженные провокации здесь вовсе не исключены. Скажем, обострение армяно-грузинских пограничных споров вряд ли можно считать простой случайностью. Известный аналитик и дипломат Ара Папян предлагает рассмотреть следующий сценарий, который не кажется таким уж невероятным: "Турки дождутся, пока в армяно-грузинских отношениях возникнет напряженность, ослабеют экономические связи с подструктурами Грузии и потребует вывода армянских войск из Карабаха. Армения естественно откажется. Турция, взяв за основу шестой пункт предисловия протокола о развитии отношений между Армянской республикой и Турецкой республикой, который предусматривает "мирное решение региональных и международных споров", обвинит Армению в невыполнении этого пункта, сочтет себя свободной от обязательства открытия границы и снова ее закроет". "Все развития в армяно-турецких взаимоотношениях, были осуществлены совершенно секретно и каждый этап переговоров был скоординирован с Баку", - полагает председатель турецкого центра международных отношений и стратегического анализа Синан Оган.
Таким образом, баталии вокруг урегулирования карабахского конфликта в ближайшее время будут продолжены. Причем тактическое согласие, вроде бы достигнутое стараниями Вашингтона и Брюсселя в вопросе нормализации армяно-турецких отношений, вполне возможно, скоро закончится, что неминуемо отразится на взаимоотношениях между Ереваном и Анкарой. В этих условиях стратегически выверенный взгляд российской дипломатии на будущее Кавказского региона, который не ограничивался бы констатацией уже свершившегося, был бы весьма кстати. Тогда и экономические позиции российских компаний в регионе получили бы серьезное политическое подкрепление.
Или в Москве во всём согласны с Зейно Баран?