"Линия соприкосновения интересов России и США проходит через территорию Джавахка": Интервью сопредседателя партии "Вирк" Давида Рстакяна ИА REGNUM
Справка: Самцхе-Джавахетский (Джавахк) регион Грузии включает Ахалкалакский и Ниноцминдский районы. Ахалкалакский - с райцентром в городе Ахалкалаки и населением в 14 тысяч человек, Ниноцминдский - с центром в Ниноцминде (бывшая Богдановка) и населением 38 тысяч человек. В обоих районах компактно проживают этнические армяне, составляющие 98% населения края. Город Ахалкалаки расположен на острие своеобразного треугольника - к юго-западу от Тбилиси и к северо-западу от Еревана, на одинаковом расстоянии в 250 км от обеих столиц. При вступлении в Совет Европы Грузия взяла на себя обязательство вернуть в регион турок-месхетинцев, депортированных Сталиным из Самцхе-Джавахетии в Среднюю Азию и Казахстан в 1944 году. В соответствии с этими обязательствами, турки должны быть возвращены и расселены в регионе в течение ближайших нескольких лет.
Г-н Рстакян, с чем связан тот факт, что имея довольно долгую историю существования, возглавляемая Вами партия до сих пор не зарегистрирована грузинскими властями?
С момента создания партии "Вирк", кстати на древнеармянском - Грузия, грузинские власти и, в частности, министерство юстиции заняло очень жесткую позицию по отношению к нам. Несмотря на то, что вся наша документация соответсвует закону этой страны о политических объединениях, фактической регистрации нам добиться не удается. Дважды был созван учредительный съезд партии, но всякий раз обращаясь к властям мы получали отказ, мотивированный тем, что партия мол является региональной. "Вирк" таковой не является, поскольу в уставе партии нет пункта, где говорилось бы об ограничении для определенного гражданина в своем желании вступить в нашу партию по территориальным причинам. Мы не обращались в суд, поскольку заранее догадываемся о вердикте. Однако, мы намерены вскоре провести еще один учредительный съезд и если вновь получим отказ, то пойдем по всем инстанциям вплоть до Страсбурга.
Официальный Тбилиси утверждает, что проблемы Самцхе-Джавахетского региона Грузии носят исключительно социально-экономический характер и полностью исключает политический аспект. Насколько это соответствует действительности?
Это не соответствует действительности. Главный вопрос, связанный с Джавахком, носит именно политический характер, поскольку 99% населения региона составляют этнические армяне и они просто напросто не могут не иметь политических проблем в Грузии. Многонациональный характер территориального устройства Грузии должен предполагать определенный статус для компактного расселенных национальностей. Извиняюсь за выражение, не овцы же проживающие там армяне, что бы не требовать уточнить свой статус, мы же должны думать о будущем своих детей. А тот определенный центризм, который существует в Грузии очень серьезно давит на нашу психику и срабатывает инстикт самосохранения.
Можно ли предположить, что социально-экономичеcкие проблемы Джавахка являются лишь следствием проблем политического характера?
Нет, абсолютно нет. Я бы сказал так, в том числе и экономические проблемы приводят к тому, чтобы население Джавахка поднимало политические проблемы - это взаимосвязанно.
В этой связи, насколько сейчас остро стоит вопрос заселения в регион турок-месхетинцев? Насколько это волнует сегодня армянскую общественность Джавахетии?
Честно говоря, в местах компактного проживания армян турок-месхов не было еще до их выселения из региона. Этот вопрос, более всего, волнует сейчас грузинскую часть Джавахетии. Ведь там, откуда выселили месхов, сейчас проживают грузины. После земельной реформы эти земли ими практически приватизированы и приезд сюда турок-месхов осложняется этим фактом не в последнюю очередь. В свою очередь, грузинские политики, выступая на тех или иных трибунах, заявляют, что армянское население против возвращения турков-месхов и делают на этом акцент. Однако я не думаю, что грузины и грузинское государство готово принять турок-месхов с распротертыми объятиями.
А насколько активен сегодня процесс заселения Джавахетии турками-месхетинцами?
Я бы не сказал что это протекает интенсивно, однако в самом уязвимом в этом плане - Ахалцихском районе число турков постепенно растет, они заселяются медленно, но верно. Для них, прежде всего, создаются условия - открыт турецкий университет, активно работают турецкие бизнесмены. Спецслужбы Грузии ведут в регионе очень тонкую и серьезную работу в этом направлении. Так что в этом плане у армян Джавахка опасения есть.
Как реагирует армянская общественность на вывод российской военной базы из Ахалкалаки, а также на те прогнозы, что россиян здесь заменят турецкие военные?
Российская база, во-первых, еще не выводится. Наше население выступает категорически против этого. Тем не менее, в том случае, если россияне покуинут Джавахк, туда, конечно, войдут натовцы, а в их составе обязательно и турки. Народ, естественно, очень опасается этого. Мы боимся повторения истории. Все прекрасно знают, какие события были в Джавахке в 1918 году, когда ушли русские. Историческая память у населения жива. Российская военная база в Джавахке выполняет, в первую очередь, роль гаранта безопасности. Это мы утверждали всегда, так и оно есть на самом деле. Некоторые грузинские политики типа Барамидзе, утверждают фактически обратное, а именно, что присутствие русских делает регион хрупким и уязвимым, дестабилизирует ситуацию. Мы категорически не согласны с такими доводами, поскольку, не будь российского военного присутствия в регионе во времена Гамсахурдиа, то кровопролития избежать не удалось бы. Это я заявляю как житель города Ахалкалаки и как джавахкец.
Как вы думаете, чем объясняется такое поведение братского грузинского народа по отношению к армянам Джавахка? Ведь Грузия фактически взяла на себя обязательство заселить Ахалкалаки турками и сделать это в ущерб интересам живущего там армянского населения.
Вины грузинского народа здесь нет. Это больше касается властей Грузии, а к ним у меня особое отношение, особая оценка их действиям. Сегодня в Грузии сложилась такая ситуация, при которой Шеварднадзе и политическая элита, ориентированная на Запад, наживается за счет западных фондов, а само население страны выживает за счет экономической интеграции с Россией. Получается определенный парадокс. К большому сожалению, преодолеть эту парадоксальную ситуацию грузинские власти не желают.
Достаточно ли целенаправлена политика официального Еревана в отношении Джавахетии или есть определенные упущения?
Еcтественно мы бы желали больше внимания со стороны Армении. Проблема Джавахка - это проблема не одной партии - это проблема нации и армянской государственности. Армения демонстрирует добрую волю к этому региону и в то же время старается не вмешиваться во внутренние дела Грузии. Но сейчас необходимо усилить работу в этом направлении, настаивать, в первую очередь, на соблюдении прав человека в регионе. Определенные попытки конечно предпринимаются Арменией, но, повторяю, этого мало. Джавахк нужен не только джавахкцам. но и всей нашей нации.
Фактически, если сегодня протурецки ориентированные грузинские власти смогут все таки сломить нашу волю и заселить в регион турок-месхов, Армения потреяет 120-километровый отрезок безопасного проезда до Аджарии и дальше к морю. Вот факт. Этого ни в коем случае нельзя допустить.
Какова сегодня вероятность потока беженцев из Джавахетии в Армению?
И не только в Армению, а, в первую очередь в Россию. Такие процессы происходили и сейчас продолжаются. Многие заранее покупают недвижимость и в Армении и в России. Уже наблюдается очень высокий уровень миграции из региона в эти страны. Причина одна - нет рабочих мест. Армения должна и в этом направлении предпринять определенные шаги. Работы практически нет, а грузинские власти не спешат обратиться к этой проблеме, и наоборот, делают все, чтоб армянское население покинуло регион.
Что же станет с Джавахетией, какие на сей счет у вас прогнозы?
Сегодня в Грузии фактически идет соперничество между Россией и США. Обе стороны пытаются усилить свое влияние в регионе - соперничают. Однако было бы желательнее, чтобы они сотрудничали. Самое неприятное для нас в том, что грань этого соперничества территориально проходит через Джавахк. Роль этой территории очень усиливается в стратегическом плане, и мы фактически пребываем на линии соприкосновения. Черт его знает, чего можно ожидать. Во всяком случае, пока все идет к худшему - напряженность усиливается. Грузинские власти продолжают принимать аномальные решения. Американцам дается право, грубо говоря, делать в Грузии все, и, вместе с тем, народу Грузии прививаются антироссийские настроения. Хотя, если провести в Грузии общенародный референдум по вопросу пребывания там российских военных, то я уверен, что население страны большинством примет это, или же, выскажется за вывод войск всех без исключения стран. Аэропорт в Марнеули, к примеру, уже контролируется турками. То есть идет такой процесс - откуда ушли российские военные, там появились турки. Факт налицо, и у армян в этой связи доверия к властям Грузии нет.
Спасибо, вопросов больше нет, может быть, Вы сами желаете что-то добавить?
Мое самое главное желание заключается в том, чтобы Армения стала действительно сильным государством и была бы в состоянии решать проблемы национального характера. Существуют интересы государства, но есть еще и интересы нации. Интересы государства и нации у армян должны совпадать. Мы очень многое потеряли в прошлом веке, и XXI век должен стать для нас золотым.