Виген Акопян: Турция становится дилером на Южном Кавказе
Спустя год после августовской войны многие политики и эксперты пытались анализировать ее итоги, определить победителей и побежденных. Между тем, очевидно, дело это неблагодарное, поскольку главным итогом военных действий стало возникновение новой ситуации, требующей новых решений и действий, новой региональной политики. По сути дела, если оставить в стороне патетические реляции относительно победы российского оружия и возникновения на Южном Кавказе двух новых государств (для России и Никарагуа), ситуация в регионе практически не изменилась. Вместе с тем, она резко усложнилась и обострилась, в том числе для России.
Грузия с первых же дней президентства
Возращение сначала Аджарии, затем Южной Осетии и Абхазии - попутные сверхзадачи Грузии, которые могли бы быть выполнены Грузией исключительно после выдавливания российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми, сужения внутреннего и внешнего влияния России на Грузию, а значит и на весь регион - задачи, поставленной США.
Не выведи Россия свои базы из Грузии, не было бы войны в августе прошлого года. Но война произошла, и, во избежание пущих бед, например, переноса дестабилизации на Северный Кавказ - Москва была просто вынуждена вернуть базы в регион, однако на сей раз разместила их в Южной Осетии и Абхазии.
Если абхазский бастион в Очамчире, куда, возможно, пристанет
Но это лишь полбеды. Вывод базы из Ахалкалаки лишил возможности полноценного снабжения 102-ой военной базы РФ в Гюмри - на севере Армении. Судя по всему, проблема снабжения гюмрийской базы сегодня предстала перед российским руководством во всей красе. По сути, грузинский буфер для России и блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, оставляют физически единственный маршрут доставки соответствующих грузов в Армению - через Иран. Однако, не только шаткое положение Ирана на международной арене и санкции западных стран, но и отсутствие железнодорожной инфраструктуры, соединяющей Армению и Иран, делают иранский маршрут крайне непривлекательным для РФ. Таким образом, Россия лишается возможности полноценного снабжения базы, если только она не добивается разрешения на транзит у Турции или, что совершенно невероятно, у Азербайджана.
И вот на днях руководитель Армянского центра стратегических и национальных исследований
Что ж, российско-турецкое сближение после военных действий в Грузии - очевидно. Вопрос даже не в использовании турецкого транзита. Стоит лишь вспомнить, что турецкая инициатива о создании Платформы стабильности и безопасности на Кавказе была впервые озвучена премьер-министром
По всей видимости, ситуация гораздо сложнее. А именно... Вывод Грузии из строя, который произошел в августе прошлого года, создал затруднения и проблемы не только для России, но и для США. При этом обе стороны столкнулись именно с проблемой грузинских транзитных коммуникаций: США - отсутствием условий для их безопасной эксплуатации, Россия - отсутствием доступа к ним как такового. Стоит напомнить, что в период военных действий под тем или иным предлогом перестали действовать нефтепровод
Такая ситуация резко подняла региональное значение Турции. Некоторые российские эксперты выдвигали ошибочную версию об укреплении позиций Армении, хотя, на самом деле, августовская война лишь усугубила для последней риски. Учитывая тот факт, что ситуация вокруг Грузии еще далека от развязки, возросла степень рисков и для Азербайджана. В условиях натянутых отношений с соседним Ираном и откровенной вражды с Арменией, усугубление ситуации в Грузии может оставить и для Азербайджана единственный выход на международный рынок - на этот раз российский. Не в последнюю очередь это способствовало выходу Баку на соглашение с Москвой по поставкам газа российскому "Газпрому".
Во всей этой мозаике пересекающихся интересов и борьбы за сферы влияния особым, совершенно ярким пятном предстает карабахский фактор. Разблокирование армяно-турецкой границы без разрешения карабахского конфликта, а значит без уточнения внешнеполитического вектора Еревана и Баку - полумера и для России, и для США. По сути дела, для обоих этих государств карабахский конфликт, вне всякого сомнения создающий проблемы, вместе с тем являлся достаточно эффективным рычагом влияния на стороны конфликта. Резкая активизация США в направлении разрешения данной проблемы, которая отразилась в новой стратегии, принятой администрацией
Конкуренция продолжается... Очевидно, сверхдержавы согласились с необходимостью разблокирования региона, тому свидетельством заявление президентов Медведева, Обамы и Саркози. Однако кому перепадут дивиденды - пока не вполне ясно. В условиях, когда Москва и Вашингтон стараются вовлечь Турцию в орбиту своего регионального проекта, Анкара запросто может сыграть в дилера.