Медведев изменил режим губернаторской власти: "начались новые времена"
"У нас сегодня с вами особенный день - начались новые демократические времена. Партии вносят свои кандидатуры на должности руководителей регионов... Закон начинает действовать". Так начал сегодня свою встречу с руководством партии
Действительно впервые это делает партия. Причем, по сути, предложения в полной мере формулируются партией. Роль Администрации Президента - технологическая. Администрация принимала участие в консультациях, тем не менее это - технологическая роль. Это делается теперь публично, открыто. И какое-либо, так сказать, закрытое обсуждение, даже если оно и происходит, юридического значения не имеет...
Президент имеет право, соответственно, либо согласиться с этими кандидатурами и сделать выбор, либо отклонить эти кандидатуры, если он считает их недостойными... Я посмотрю еще, конечно, как все это будет работать, потому что существуют всякого рода технологические моменты, но в целом, думаю, что это решение было правильным. Партии в результате этого закона приобрели дополнительный вес.
В ближайшее время, до конца года, если я правильно помню, у нас 14 регионов должны будут пройти по этой процедуре. Другие партии, в случае достижения успеха, естественно, будут наделены таким же правом. Это, как мне кажется, дополнительный стимул для того, чтобы вести политическую борьбу, развивать политическую активность не только на уровне Российской Федерации, на уровне всей страны, в масштабах всей страны, но и в регионах. Это, мне кажется, дополнительный, серьезный побудительный мотив, который будет способствовать, еще раз повторю, развитию политической системы".
Комментируя новую процедуру выдвижения кандидатур на должности глав регионов, президент Фонда эффективной политики
Новый порядок выдвижения кандидатов в губернаторы от партий, получивших большинство на выборах в регионе, - стал четвёртым по счёту механизмом формирования высшей исполнительной власти на уровне субъектов федерации России.
В начале 1990-х, в период суверенизации России внутри СССР и затем первых лет её самостоятельного существования, главы администраций регионов назначались непосредственно президентом России.
Затем последовал длительный период (до 2004 года) прямых выборов глав регионов, ставший периодом тотального диктата двух основных избирательных технологий: практически неограниченного применения "административного ресурса" действующих региональных властей, который делал их практически несменяемыми демократическим путём, - или массового подкупа избирателей и популизма в интересах "антисистемных" кандидатов, победа которых происходила путём фактического разрушения государственного управления на уровне регионов. И "несменяемые хозяева" регионов, и свергающие их демагоги в равной степени разрушали единое правовое и экономическое пространство России, деля их на либо вотчины ещё советско-националистических кланов, либо на территории власти новых полумафиозных кланов.
В 2004-2009 годах действовал порядок, призванный восстановить централизованное государство и вывести регионы из-под внеправовой монополии местных кланов: президент по рекомендации своей администрации самостоятельно предлагал кандидатуры глав регионов на утверждение законодательных собраний субъектов федерации.