Станет ли Астрахань столицей "каспийской пятерки"?
Президент России
На первый взгляд, есть все основания говорить об успешности сотрудничества государств этого региона, о чем сообщили в рабочей группе Госсовета РФ. По итогам 2008 года товарооборот РФ с группой прикаспийских стран составил 26,7 миллиарда долларов - рост по сравнению с 2007 годом на 21%.
Столь оптимистические показатели дали основания для некоторых аналитиков заявлять о возможности создания экономической организации стран Прикаспия (ОПЭС) и открытии в Астрахани штаб-квартиры прикаспийской "пятерки". Напомним, что с такой инициативой выступила Россия еще 3 октября 2008 года на первой экономической конференции прикаспийских стран в Астрахани. Последний раз об этом говорили в середине мая нынешнего года на состоявшемся в Махачкале заседании Экономического совета при президенте Дагестана.
Причем этот проект часто подается в СМИ как вариант создания "второго ЕС" в случае, конечно, если удастся объединить усилия ОПЭС с Организацией черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), в которой, как известно, участвует и Россия.
Действительно в ситуации, когда после развала СССР Каспий быстро превратился в регион, где стали скрещиваться политические, военно-стратегические и экономические интересы не только прибрежных стран, поиск приемлемой и эффективной формы сотрудничества, прежде всего, прикаспийских стран давно стоит в повестке дня большой политики. С одной стороны, открываются широкие возможности для создания энергетических и транспортных коридоров, в функционировании которых объективно могут быть заинтересованы не только сами прикаспийские страны, но и появившиеся там новые игроки в лице США и ЕС.
С другой стороны, на Каспии пытается укрепить свои позиции в качестве одного из доминирующих лидеров в регионе Иран, начинает просматриваться влияние Турции, не говоря уже о Китае, который уже практически приступил к освоению энергоресурсов региона. Все эти факторы обязывают прикаспийские страны, включая и Россию, вносить свои коррективы в игру, чтобы попытаться создать баланс интересов в регионе. Но добиться этого не просто.
Реальная диспозиция по Каспию пока выглядит следующим образом. Во-первых, раздел Каспийского моря до сих пор остается предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени проходят переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря. Стороны до сих пор так и не нашли общего языка. С одной стороны, это ставит серьезные препятствия, например, на пути осуществления энергетических проектов, связанных с транспортировкой энергересурсов из Средней Азии по дну Каспия через Азербайджан и Турцию в Европу. С другой - появляются благоприятные возможности для наступления на Каспий со стороны Китая. Например, уже близок к завершению проект строительства газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай: его пуск намечено провести уже в середине декабря нынешнего года. Тогда же ожидается и запуск нового газопровода Туркменистан-Иран. Что же касается Прикаспийского газопровода, ориентированного на поставку энергоресурсов на мировой рынок через Россию, то о нем пока говорится только в будущем времени. Более того, в настоящее время экспорт туркменского газа в Россию вообще приостановлен.
В этой связи логичны" выглядит и факт " неожиданного" осложнения взаимоотношений между Азербайджаном и Туркменией в связи с возникшими спорами вокруг месторождения Кяпаз (в туркменской интерпретации - Сердар), а также Азери и Чираг (Осман и Омар). Ранее, например, Ашхабад выступал с поддержкой проекта NABUCCO и налаживал отношения с Баку. Однако недавно МИД Туркмении обнародовал свою концепцию делимитации Каспия. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что для разрешения имеющихся разночтений между Ашхабадом и Баку в вопросе пограничных месторождений на Каспии необходим международный арбитражный суд. То есть Туркмения выводит проблему спорных месторождений за пределы юридической компетенции стран прикаспийского региона, что создает правовой прецедент решения спорных проблем Каспия далеко за пределами этого региона. Отметим также и то, что ставка на региональную кооперацию в сотрудничестве с США и ЕС тоже не получила практического развития.
Поэтому когда предлагаются проекты наведения мостов между уже существующей с участием России ОЧЭС и не существующей ОПЭС, возникает подозрение, что Россию пытаются втиснуть в зону, где существует напряженность между, например, Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией, Турцией и Республикой Кипр. Ведь именно такая конфликтогенность сейчас преобладает над осознанием того факта, что взаимное сотрудничество в столь широком географическом диапазоне могло бы позволить снизить уровень напряженности, способствовать созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов, транспортных и энергетических взаимовыгодных коридоров.
Добавим к этому и очевидное - полагаем не случайное - осложнение ситуации на Северном Кавказе, что, как считает азербайджанский политолог
Вот почему поиск развязки проблем на Каспии становится насущной политической необходимостью. Ранее президент РФ Дмитрий Медведев уже подчеркивал важность продолжения "консультаций и переговоров по проблемам Каспия", а также отмечал важность выполнения предыдущих договоренностей по урегулированию правового статуса Каспийского моря, создания многостороннего механизма обеспечения совместной безопасности. Теперь наступает время для принятия какого-либо прорывного совместного решения, которое более четко определило бы и национальные интересы государств региона и перспективы их совместного сотрудничества.
Вот почему совещание в Астрахани с участием главы российского государства может стать важным шагом на пути не только укрепления и расширения сотрудничества между прикаспийскими странами, но и позволит выработать новый взгляд и подходы к урегулированию имеющихся проблем.